Пятерых одним ударом, или первый ас ВМС США

17
Пятерых одним ударом, или первый ас ВМС США

Пятерых одним ударом, или первый ас ВМС США

Еще одна интересная статья уважаемого Николая Колядко.

Содержание:

Международный аэропорт Чикаго носит имя человека, чей отец был адвокатом Аль Капоне — босса чикагской мафии времён сухого закона. Как так получилось — читайте в материале Николая Колядко.

Имя Эдварда О’Хэйра было «широко известно в узких кругах». Он был адвокатом и работал на знаменитого гангстера Аль Капоне. Именно благодаря его помощи налоговому ведомству США удалось в 1932 году упрятать босса чикагской мафии за решётку. Возможно, эта услуга правительству и позволила его сыну — тоже Эдварду — поступить в элитное Военно-морское училище в Аннаполисе, где даже для допуска к экзаменам требуется рекомендация члена Конгресса.

Расстрелянный наёмными убийцами автомобиль Эдварда О’Хэйра-старшего. Пригород Чикаго, восьмое ноября 1939 года

Расстрелянный наёмными убийцами автомобиль Эдварда О’Хэйра-старшего. Пригород Чикаго, восьмое ноября 1939 года

Однако мафия его не забыла, и в 1939 году Лёгкий Эдди был расстрелян в своём автомобиле. К тому моменту его сын уже окончил училище, получил лейтенанта и только что поступил в лётную школу. Любовью к авиации, как ни странно, его заразил отец, в молодости поработавший в том числе и пилотом.

Начало войны Эдвард О’Хэйр-младший встретил старшим лейтенантом и командиром дивизиона 3-й истребительной эскадрильи авианосца «Саратога». Уже 11 января 1942 года их корабль словил торпеду и ушёл в ремонт. Но на берегу истребители пробыли недолго — их пересадили на «Лексингтон», который 30 января вышел в очередной рейд в стиле «ударил и убежал». Их целью был недавно захваченный японцами порт Рабаул на острове Новая Британия.

рейды авианосных соединений ВМС США, зима-весна 1942 года

Сорванный рейд

Раздраконенные предыдущими рейдами японцы серьёзно усилили воздушное патрулирование. Для этого в Рабаул был переброшен дивизион больших летающих лодок H6K «Мэйвис». Утром 20 февраля одна из них и обнаружила американцев ещё в 850 км от порта. Самолёт сообщил о контакте и грамотно спрятался в облаках.

Но от радара это помогло слабо.

С «Лексингтона» подняли три пары истребителей, и первое звено отправилось прочёсывать облака в районе обнаружения. Вскоре «японца» обнаружили и сбили. Тем временем нарисовалась ещё одна «Мэйвис», которую постигла та же участь, — с ней расправилось дежурное звено. Третьему же, под командованием Эдварда О’Хэйра, пострелять так и не удалось.

Четырёхмоторная летающая лодка «Каваниси» H6K «Мэйвис». Максимальная дальность полёта — 4800 км

Четырёхмоторная летающая лодка «Каваниси» H6K «Мэйвис». Максимальная дальность полёта — 4800 км

Внезапность была утеряна, и командир американского соединения решил отказаться от рейда, но до темноты идти прежним курсом — чтобы противник обеспокоился ситуацией на юго-востоке и отвёл туда хоть какие-то силы из Голландской Ост-Индии, где у союзников всё было очень плохо. В этом и заключалась «сверхзадача» всей операции.

С шашкой на танк

А у японцев были свои проблемы. В Рабауле у них имелось 18 ударных самолётов G4M1 «Бетти». Тех самых, что не так давно на примере британских «Рипалс» и «Принс оф Уэльс» доказали, что авиация умеет топить даже линкоры. Но поскольку их планировали использовать для поддержки высадки на Новую Гвинею, то торпед к ним не было.

С истребителями тоже было не слава богу. Несмотря на феноменальную боевую дальность «Зеро», 1700 км в оба конца они могли одолеть только с подвесными баками. Которых в Рабауле тоже внезапно не оказалось. Так что в атаку на авианосное соединение японцы отправили лишь бомбардировщики с парой 250-килограммовых фугасок на каждого.

И без истребительного прикрытия.

Из-за погодных условий два тютая (дивизиона) «Бетти» разделились и искали противника самостоятельно. Первыми на цель вышли девять бомбардировщиков 2-го тютая. Их обнаружили радары, и в помощь дежурным звеньям истребителей с «Лексингтона» лихорадочно подняли всё, что стояло на палубе. Вскоре в воздухе находились все 16 боеспособных «уайлдкэтов».

Строй морских бомбардировщиков «Мицубиси» G4M «Бетти»

Строй морских бомбардировщиков «Мицубиси» G4M «Бетти»

Пока подкрепление набирало высоту, четыре «Бетти» всё же успели прорваться к авианосцу, но не смогли точно сбросить бомбы. Их командир попытался протаранить «Лексингтон», но зенитные автоматы буквально порвали его самолёт. Вскоре со всеми девятью было покончено, а звену О’Хэйра опять не дали пострелять, продержав его в резерве.

В это время на сцене появились восемь «Бетти» 1-го тютая. Трудно было выбрать более подходящий момент: радар их заметил, но из-за бардака в воздухе эта «засечка» не была идентифицирована как вражеская: половина истребителей выработала горючее и шла на посадку, другая на малой высоте гонялась за остатками 2-го тютая.

Бомби — не хочу!

Единственными, кто стоял между «Лексингтоном» и приближающимися бомбардировщиками, было оставленное в резерве звено старшего лейтенанта Эдварда О’Хэйра. Ему наконец-то представилась возможность тоже немножко повоевать. Получив целеуказание, два «уайлдкэта» рванули на перехват.

Звёздный час Эдварда О’Хэйра

В качестве первой жертвы О’Хэйр выбрал правое звено из трёх самолётов. Атакуя сверху-справа, он расстрелял один из двигателей сначала правого, а затем и левого ведомого. Обе машины загорелись и вывалились из строя. Старший лейтенант проскочил под японцами и начал набирать высоту для нового захода.

Схема последовательности атак «Уайлдкэта» Эдварда О’Хэйра на дивизион японских бомбардировщиков

Схема последовательности атак «Уайлдкэта» Эдварда О’Хэйра на дивизион японских бомбардировщиков

Оглядевшись, О’Хэйр не обнаружил уже своего ведомого — у того заклинили пулемёты. Так что Эдвард остался единственным защитником авианосца. Вторую атаку он провёл уже не поперёк строя, а по диагонали, слева-сзади. За этот проход он расстрелял по двигателю ещё у двух бомбардировщиков.

Набрав высоту, «Уайлдкэт» О’Хэйра пошёл на третий заход спереди-слева. Его следующей целью стала машина командира тютая. Очередная прицельная очередь по двигателю снесла его с креплений, и уже пятая «Бетти» вывалилась из строя. Эдвард перенёс огонь на двигатель правого ведомого командирского звена, но, выдав короткую очередь, его пулемёты замолчали.

Пилот расстрелял весь боекомплект.

В изложении всё это выглядит расстрелом в тире, но не нужно забывать, что «Мицубиси» G4M вовсе не были беззащитными «уточками». На атакованных О’Хэйром бомбардировщиках в сумме имелось 32 ствола 7,7-мм пулемётов и восемь 20-мм автоматических пушек. Но благодаря грамотному выбору ракурсов атак «Уайлдкэт» отделался лишь двумя пулевыми попаданиями. Осколочных пробоин от «дружественного» зенитного огня оказалось гораздо больше.

Самое грозное из оборонительного вооружения «Мицубиси» G4M — 20-мм автоматическая пушка обр. 99 в хвостовой установке. Жертвами этих пушек в данном бою стали два «уайлдкэта», решившие атаковать японцев сзади

Самое грозное из оборонительного вооружения «Мицубиси» G4M — 20-мм автоматическая пушка обр. 99 в хвостовой установке. Жертвами этих пушек в данном бою стали два «уайлдкэта», решившие атаковать японцев сзади

Последняя атака происходила практически над «Лексингтоном», и уцелевшие бомбардировщики успели сбросить бомбы — они легли всего в 30 метрах за кормой корабля. Потерявшей левый двигатель командирской машине удалось выровняться, и её пилот тоже решил протаранить авианосец. Но и на этой «Бетти» сошлись трассы зенитных автоматов и пулемётов — самолёт потерял управление и проскочил мимо авианосца.

Тем временем подтянувшиеся к месту боя истребители — и даже пикировщики «Донтлесс» — занялись охотой на уцелевших и добиванием повреждённых японских машин. В результате из 17 вылетевших «Бетти» до аэродрома смогли дотянуть лишь две, да и те годились только на запчасти. То есть эта авантюра обошлась японцам этак в половину бомбардировочного авиаполка, если считать по нашим меркам, плюс три тяжёлых летающих лодки.

Пытавшийся протаранить «Лексингтон» самолёт без левого двигателя окончательно потерял управление и падает в воду. На хвосте хорошо видны «лычки» командира эскадрильи. Съёмка с борта «Лексингтона», 20 февраля 1942 года

Пытавшийся протаранить «Лексингтон» самолёт без левого двигателя окончательно потерял управление и падает в воду. На хвосте хорошо видны «лычки» командира эскадрильи. Съёмка с борта «Лексингтона», 20 февраля 1942 года

Весёлая посадка

После двух бомбёжек и двух попыток тарана зенитчики «Лексингтона» пребывали в состоянии trigger-happy. Иными словами, готовы были стрелять во всё, что шевелится. В результате у одного из них нервы не выдержали, и заходящий на посадку «Уайлдкэт» О’Хэйра встретила длинная очередь 12,7-мм «Браунинга».

Выбравшись из кокпита, пилот медленно дошёл до кормы, уставился на молодого морпеха-пулемётчика, а затем изрёк:

«Сынок, если ты ещё раз начнёшь по мне палить, когда я уже выпустил шасси, — я буду вынужден доложить об этом твоему командиру».

Позднее коллеги поинтересовались — он хоть сам понял, что сказал? О’Хэйр задумался.

«Ну, я, конечно, не имел в виду, что по мне можно стрелять, если шасси ещё не выпущено. Но это ведь могло заставить меня уйти на второй заход, а я не люблю уходить на грёбаный второй заход!»

Эдвард О’Хэйр в кокпите «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт», на котором нарисованы японские флажки по числу сбитых

Эдвард О’Хэйр в кокпите «Грумман» F4F-3 «Уайлдкэт», на котором нарисованы японские флажки по числу сбитых

Наблюдавшие за боем с «Лексингтона» поначалу записали на счёт Эдварда О’Хэйра шесть сбитых. Однако сам пилот был сильно не уверен в последнем, поэтому количество сократили до пяти. Тем не менее за какие-то четыре минуты в первом в своей жизни бою он не только спас свой корабль, но и получил право именоваться асом. Первым в истории авиации американского флота.

Несмотря на отказ от удара по Рабаулу, результаты рейда были признаны удовлетворительными и на лётчиков «Лексингтона» — впрочем, как и на участников других рейдов — пролился дождь наград. Но Эдвард О’Хэйр был единственным, кто получил высшую награду страны — Медаль Почёта. А заодно и повышен на два звания сразу.

Эдвард О’Хэйр с женой Ритой в кабинете у президента Ф. Д. Рузвельта в момент вручения Медали Почёта

Эдвард О’Хэйр с женой Ритой в кабинете у президента Ф. Д. Рузвельта в момент вручения Медали Почёта

Двадцатидевятилетний командир авиагруппы авианосца «Энтерпрайз» капитан 3-го ранга Эдвард О’Хэйр погиб 26 ноября 1943 года в ходе ночного боя со всё теми же G4M «Бетти», во время прикрытия высадки на атоллы Тарава и Макин.

источник: https://warhead.su/2020/01/07/pyateryh-odnim-udarom-ili-pervyy-as-vms-ssha

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account