Путь танка. Часть 8.2. Pioneer Tractor Skeleton Tank. 1918. «Ромб» в стиле «авангард»
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История прототипа «суперзащищенного» легкого американского танка Pioneer Tractor Skeleton Tank
Танк это броня, маневр и огонь. Ромбовидная схема первых британских танков обеспечила маневр, вооружение уж как получалось, а вот с броней были проблемы. Обеспечить непоражаемость танка артиллерией было в Первую мировую вообще невозможно, любое увеличение брони сверх 15-16-мм делало тяжёлый танк сверхтяжелым, легкий- средним, а средний — легкий, со всеми вытекающими последствиями в виде сокращения заброневого объема и потери мобильности. Но сложно, не значит невозможно, особенно для американских конструкторов, которые о войне знали только по сообщениям в прессе. Если нельзя сделать легкий танк с толстой бронёй, почему бы не взять что-то большее и максимально облегчить, не теряя бронезащищённости. Американская фирма Pioneer Tractor Company взялась за такое неблагодарно дело и у неё получилось. Получилось создать необычную боевую машину, которая удовлетворяла заданным условиям.
В 1917-м году американский экспедиционный корпус в Европу (American Expeditionary Force) поплыл фактически безоружным, как пушечное мясо, только с личным оружием. Достаточно быстро было решено создать собственный танковый корпус, который планировалось оснастить тяжёлыми танками британского типа и легкими танками FT французского типа. Выбранные для вооружения легких эскадронов танки FT17 были во всем хороши для полей Первой мировой, кроме мобильности. Возможности преодоления ими препятствий на поле боя существенно уступали тому, что умели британские «ромбы». Но самым главным стало то, что при этом развитии событий американские фирмы оказывались «на подхвате», основные заказы всё равно реализовывались в Европе. Американским промышленникам это не понравилось и этот вопрос они попробовали решить предложив собственные боевые машины. В качестве игр ума можно предположить, что толчком для развития идеи Скелетного танка стал посадочный макет FT17/ Основной упор был на создание тяжёлых боевых машин — в 1918-м году на полигоны выехали Танк с комбинированной установкой Holt Gas-Electric tank, паровые гусеничный с огнеметом как главным оружием и трехколесный танки. Ни одна из этих машин не прошла испытаний — американские конструктора очень хотели сделать что-то превосходящее британские образцы, внедряли слишком много новшеств и естественно такие боевые машины оставались в прототипах.
Pioneer Tractor Company из города Винона (Winona, Minnesota) решила все проблемы одним взмахом карандаша — соединив в одной машине массу FT17 и проходимость Mark V. Пионир Трактор Мануфэктуринг компани переехала в Миннесоту в 1910-м году. К концу года из ворот завода выходило по трактору в день четырёх типов мощностью 8, 15, 25 и 40 л. с. Завод позиционировал себя как производитель «шикарных тракторов». В рекламе 1912 года утверждалось, что серебряный доллар, сбалансированный на краю картера с двигателем, работающим на 550 оборотах в минуту, не упадет. Это был единственный на тот момент трактор, в котором двигатель и все ведущие шестерни были полностью заключены в пылезащитные кожуха, имел закрытую кабину и мягкое сиденье. Но в годы войны в нишу мощных тракторов стремительно вошли полугусеничные машины Холты и Пиониру пришлось налаживать выпуск и простых относительно небольших сельхозмашин. Окончательно бизнес Pioneer Tractor Manufacturing Company был добит в 1920-м сверхдешевым Фордзоном.
А в 1918-м году фирма из Миннесоты чувствовала себя вполне уверенно, что бы попробовать поконкурировать с Холтом на его поле гусеничных машин, предложив военным оригинальное видение танка. Конструктора фирма совместили гусеничные ромбовидные корпуса от танков типа Марк и небольшой бронекорпус на два человека с пулемётной башней от легких танков. А потом от получившегося танка отрезали всё лишнее. Основным лишним оказалось бронирование гусеничных корпусов. Разместив вооружение в башне, избавились от спонсонов. Гусеничный корпус был просто набран из стальных труб, такими же трубами крепились левая и правая гусеницы друг к другу и к бронекорпусу. В итоге пропало, то что было основной целью для противотанковых пушек — огромный танковый борт. Таким образом удалось сразу решить несколько проблем: максимальная траншея которую была возможность преодолеть была как у Mark V, боевая масса снизилась существенно, пропала не только большая удобная цель, но даже снаряды попавшие в периметр танка с большой вероятностью пролетали в пустоту через танк.
Бронекорпус представлял собой простейшую коробку в которой размещался механик-водитель, за ним командир танка, а за ними два двигателя мощностью по 50 л.с. Корпус был равнобронирован, представлял из себя простой параллелепипед из шести листов 12,7-мм броневой стали, собранных на уголках на заклёпках. Длина составляла не более трети длины гусеничного корпуса, при приличном дорожном просвете над верхней ветвью гусеницы выглядывала только пулеметная башенка, которая была установлена на погоне, расположенном на верхнем листе. Так как танк по определению был лёгким планировалось его оснащать только одним пулемётом, скорее всего типа Гочкисс.
Два двигателя мощностью по 50 л.с. размещались в передней части бронекорпуса в левом и правом углах. Водитель танка сидел между моторами, наблюдая за миром через узкую смотровую щель. За водителем размещалась боевое отделение, в котором находился командир, а по совместительству стрелок-пулемётчик. Для эвакуации был предусмотрен только верхний башенный люк. Оружие размещалось в относительно небольшой круглой башне. Внутри бронекорпуса располагались баки емкостью 17 галлонов (64,35 л), топливная система и система охлаждения двигателей. Судя по всему конструктора не озаботились отводом тепла из небольшого объема бронекорпуса, что при эксплуатации однозначно привело бы к перегреву и двигателей и экипажа. Производитель двигателей фирма Beaver State Motor Company — была основана в 1912 году, попробовала выпустить несколько шестицилиндровых автомобилей, не достигла успеха и занялась поставкой двигателей, впрочем так же не очень удачно.
Компоновка танка требовала создания бронекорпуса минимальных размером. Если брать как пример британские ромбы первых серий, то можно отметить, что трансмиссия танков занимала почти половину танка и была полностью прикрыта броней в полную высоту, что конечно не делало такую компоновку рациональной. Минимизируя бронекорпус, американские конструктора вынесли трансмиссию за его пределы. Через редукторы и два вала момент двух двигателей передавался на блок дифференциалов, размещённый в задней части танка в защищенной коробке между ведущими колесами. Коробка передач имела две передние и одну заднюю передачи, что обеспечивало максимальную скорость 8 км / ч (5 миль в час). Гусеничный обвод был традиционен для танков типа ромб — 13 нижних неподрессоренных опорных катков среднего размера, переднее направляющие колесо, вместо направляющих верхняя ветвь гусеницы опиралась на пять поддерживающих роликах. На прикрытии роликов и трубчатой рамы также попробовали сэкономить — прикрыв их деревянными коробами. Благодаря низкой массе танк имел неплохую энерговооруженность в два раза выше, чем у британских ромбов и французских FT17 — 11 л.с. на тонну массы.
Большим недостатком танков с гусеницами огибающими корпус в английском исполнении был неподрессоренность катков, в итоге экипаж быстро утомлялся, а конструкция танка расшатывалась. Инженеры Pioneer Tractor Manufacturing Company попробовали решить вопрос амортизации гибким подвесом самой «бронекапсулы». Перед бронекорпусом и сзади из труб сформировали Х-образную конструкцию с шарниром в центре. Бронекорпус фактически подвешивался внутри трубчатой конструкции на двух продольных трубах, входивших в кольца Х-образных конструкций. Бронекорпус имел небольшую свободу перемещения по крену, частично компенсируя наклон шасси при передвижении по склонам.
На полигон прототип танка Skeleton Tank вышел в октябре 1918-го года, когда уже было принято принципиальное решение по производству в качестве лёгкого танка FT17, а тяжелого Mark VIII. Испытания показали, что сама по себе идея неплоха, танк имел неплохую тактическую подвижность и проходимость. В качестве плюсов можно было отметить крайне низкую цену — всего 15000 долларов США, что составляет примерно 260000 на современные деньги. В производстве танк был крайне прост и технологичен, узлы и агрегаты могли выпускаться на заводах не имеющих опыта работы с боевой техников. Танк-скелет легко разбирался и мог перевозится морем в виде машинокомплектов, занимавших крайне мало места, так же легко собирался силами полевых мастерских. А вот со всем остальным было не так радужно. Танк был неудобен для экипажа, не была отработана система вентиляции и охлаждения двигателя, не было отлажено вооружение. И хотя, как рассказывают, после первых испытаний военные предварительно заказали 1000 «танков-скелетов», это скорее всего была легенда для банкиров, у которых производитель хотел взять кредит. Нет, конечно если бы уже не было танков FT17, Skeleton Tank можно было довести до ума, приняв первый танк, как технологический демонстратор,и занявшись устранением всех узких мест. Возможно на выходе получился бы вполне себе танк, но возможно выглядящий совсем по другому, достаточно сравнить британские танки Маленький и Большой Вилли, как пример постепенной модернизации идеи. Но в конце войны, а Компьенское перемирии было подписано 11 ноября 1918 года, смысла в продолдении работ над боевой машиной, которая не имела принципиальных преимуществ по сравнению с уже существующими и проверенными танками не было никакого. Единственный раз танк прошел парадом по улицам Вайноны, штат Миннесота, в рамках празднования Парада Победы. Затем танк был выкуплен военными и отправлен на Абердинский полигон вместе с другими американскими неудачниками.
Как это не удивительно, но «Танк-скелет» фирмы Примьер Трактор сохранился до сих пор и является одним из сохранившихся танков периода Первой мировой, наверняка в отличие от паровых танков того же времени стоимость шрота не покрыла бы стоимости по разделке. Долгое время отреставрированный танк находился в музее Абердинского испытательного полигона в Мэриленде, но в связи с тем что в Американской армии последнее время на фоне пофигистского отношения к экспонатам начались ещё и сокращения музейных бюджетов, многие экспонаты в Абердине перемещаются в Форт-Мид (Fort Meade), штат Вирджиния. Все фотографии ниже сделаны различными авторами в Абердине.
Проект легкого танка Pioneer Tractor Skeleton Tank не был полностью неудачным, его погубили не собственные недостатки, а конец войны. Конструкторам удалось реализовать танк с малой массой, высокой подвижностью и низкой заметностью. Одним из неожиданных и недокументированных преимуществ схемы «скелета» оказалось удобство и легкость маскировки танка и его в общем низкая заметность. Подписание контракта о лицензионной сборке французских танков стало главной причиной от дальнейшего развития идеи «Скелетного танка».
Skeleton tank/Spider Tank/Танк скелетного типа
Страна: САСШ
Производитель: Pioneer Tractor Manufacturing Company
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 8200 кг
Размеры: 7620×2570×2890 мм
Экипаж: 2
Бронирование: 12,7 мм
Двигатель: 2×Beaver 50 л.с.
Максимальная скорость: 8 км/час
Вооружение: .30 Cal пулемёт
Где посмотреть: United States Army Ordnance Training and Heritage Center, Aberdeen Proving Ground, Maryland, США