Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

10

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.

История первых попыток британских инженеров создать танковый мостоукладчик на база танка Mark V** Bridgelayer

Наступление танков и кавалерии при Камбре в ноябре 1917 года остановилось по совершенно прозаической причине — германская армия подорвала мосты через каналы. Преодолеть относительно неширокую водную поверхность оказалось просто не на чем. На поле боя основным инженерным противотанковым сооружением — был ров или траншея. Британские тяжёлые танки от Mark I до Mark V были способны самостоятельно пересечь только трехметровую траншею. Для преодоления траншей и воронок на поле боя использовали с одной стороны фашины, как из тонких стволов дерева, как при Камбре, так и из брусьев типа Crib как при Амьене, с другой стороны старались удлинить опорную поверхность гусениц, создав удлинители для танков типа Tadpole и танки-стречи Mark 5*, Mark 5**, Mark VII и Mark VIII. Но для преодоления каналов это всё уже не работало. Королевские инженеры, получив в своей распоряжение несколько танков Mark V** создали боевую машину, которая сама возила с собой мост — Mark V** Bridgelayer

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Задание, на которое смотрели в инженерном корпусе создавая мостовой танк, было крайне простым — нужны была мостовая конструкция, которая имела проходимость танка, несущую способность, что бы танк по ней мог переправиться через стандартный европейский канал, который был шириной 6 метров. Первую такую конструкцию разработал инженер Чарльз Эвард Инглис (Charles Edward Inglis), восходящая звезда инженерного корпуса Британии, создатель стандартного быстровозводимого саперного моста британской армии. Первая мостовая конструкция была испытана на базе танка Mark V* (Mark V Star), переданном для экспериментов военными.

Mark V* (Mark V Star) с мостовой конструкцией с ручным приводом

Mark V* (Mark V Star) с мостовой конструкцией с ручным приводом

В качестве моста использовалась простая конструкция из жестких швелеров длиной в 21 фут — или 6,4 метра. Мост в соответствии с длиной получил название 21 foot Canal Lock Bridge. Мост представлял собой два швелера, соединенные поперечинами, который просто укладывался на жесткие опоры по обоим сторонам канала. Первая конструкция укладки 21-футового моста была размещена на танке Mark V*, на крыше которого в районе задней командирской башенки было добавлено устройство для опускания моста в виде цепной тали с ручным приводом, которая и опускала сложную мостовую конструкцию. Ручная привод мостоукладчика, как и машины БРЭМ с ручным приводом был простым, но очень медленным. И если в ходе войны и крайней необходимости его можно было запустить в производство, то для 1919-1920-х годов надо было придумать что-то более механизированное.

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

После подписания Компьенского перемирия все заказы на боевые машины были аннулированы, но новых танков Mark V** было выпущено всего 25 и из-них нельзя было сформировать однородный батальон. Оставив для вооружения танкового корпуса только танки Mark V и Mark V* танкисты от остальной техники постарались избавится, так не не менее 4 танков Mark V** были переданы в королевский Инженерный Корпус — Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)) и стали именоваться танками Королевских инженеров — RE Tanks. В качестве шасси для создания нового мостоукладчика были выбраны танки Mark V** male, на которые установили гидравлическую систему подъема моста и устройство его удержания.

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Система удержания и укладывания моста представляла из себя сложную конструкцию, к которой видимо профессиональный конструктор свой карандаш не прикладывал. Треугольная рама крепилась к корпусу танка перед спонсонами и служила скорее всего для ограничения и исключения возможности падения конструкции на крышу танка. От привода через блок управлялась мощная прямоугольная рама, к которой через цепи удерживалась ещё одна рама, к которой же крепился мост 21-ft Canal Lock Bridge. Удерживаемый гидравлическим приводом мост, закрепленный на тросах опускался под собственным весом на место установки.

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Главным отличием приспособления на шасси Mar V* и Mark V** было использование на двухзвездной машине вместо ручного механизма поднятия и опускания гидравлического. Гидравлический цилиндр на Royal Engeneer Tank. Mark V** был расположен горизонтально вдоль крыши, в отличие от Инженерного танка с крановой гидравлической установкой. Можно отметить, что предложенное Инглисом решение не в полной мере было «штурмовым» мостом, который можно было навести в любом месте. Британские сапёры рассчитывали, что мост Lock Bridge будет устанавливаться на месте или старого разрушенного например германскими войсками моста, с подготовленными берегами, или с использованием уже подготовленных берегов собственными сапёрами с использованием деревянных конструкций. Главным была возможность переправы по такому мосту именно танков, а у Mark V** боевая масса доходила до 35 тонн.

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Испытания в конце 1918 года или в 1919-м прошли вполне успешно, мост укладывался и сам мостовой танк вполне по нему проезжал. На видео, хранящемся в Британской военном музее есть отрывок, показывающий демонстрацию Королевскими инженерами своих наработок (смотреть здесь) в том числе и переправе по мосту, уложенному с танка. На первый взгляд зрелище не для слабонервных, мастерство механика-водителя было главным в деле переправы. Но к концу войны довести до серии мостовые танки не успели, запланированные три батальона саперных танков так и не были созданы, а все наработки передали в созданное Экспериментальное мостовое отделение Королевских инженеров (Experimental Bridge Company (EMU) of the Royal Engineers) в Казармах Христчарх (Christchurch barracks) в Дорсете.

Путь танка. Часть 5.9. Royal Engeneer Tank. Mark V** Canal Lock Bridge. Танковый мостоукладчик

Mark V**/Тяжёлый танк Марк V Стар Стар 21-ft Canal Lock Bridge

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1919-1920

Кол-во выпущенных: 2-3

Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/RE

Размеры: 9881×3910×2750 мм без мостовой конструкции + 6,1 м мостовая конструкция

Ширина трака: 673мм

Боевая масса: 37-38 тонн

Экипаж: 8 + десант

Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp

Скорость: 8 км/ч

Вооружение: демонтировано (по умолчанию 2×Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4×7,7-мм Hotchkiss machine gun )

Бронирование: 12-14 мм.

Где посмотреть: Mark V** — Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-59-royal-engeneer-tank-mark-v-canal-lock-bridge-tankovyi-mostoukladchik-6220bd7078c7ec42f5a8afa2?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account