Путь танка. Часть 5.8. Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank. Универсальная машина разграждения
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История создания первого образца универсальной машины разграждения на базе танка Mark V** — Royal Engeneers Tank
Для проведения ремонтных работ уже в 1917-м году в Центральных мастерских Танкового корпуса во Франции начали использовать навесные краны. Эти краны крепились к передней части корпусов гусениц танков Mark IV или Mark V. Грузы поднимались с помощью ручной тали. Танк при этом служил тяжелой основой и универсальным транспортом, который мог доставить кран в любую точку поля боя. А танки ломались и подбивались в любом месте, где они могли проехать. БРЭМ на танковом шасси имел такую же подвижность, что и сам танк и мог помочь эвакуации или ремонту боевой машины. Но ручная таль была не самым мощным инструментом, военные хотели инженерную машину, которая могла работать с большими весами и выполнять больший объем работ. Созданием такой техники занялись в Королевском корпусе Инженеров — Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).
Последним танком разработки Вальтера Вилсона, который выпускался серийно в Британии, стал танк Mark V** (Mark V Star Star). Эта боевая машина была готова у производству осенью 1918 года и британские военные готовили её к реализации наступательного Плана 1919. Конструктивно танк Марк V Cтар Стар стал своеобразной «работой над ошибками», которые накопились за три года выпуска боевых машин типа «ромб» и которые было понятно, что нужно исправить по итогам боевого применения. Танк имел плотно скомпонованную в кормовой части трансмиссию с мощным двигателем конструкции Рикардо, удлиненный бронекорпус для преодоления противотанковых рвов, удобное управление, функциональное разделение танка на отделение управления, боевое и моторное. Но при этом танки с двумя звёздами оставались теме же уже привычными для военных «ромбами». Танки пошли в серийное производство только в октябре 1918-го года и на фронт уже не попали. Всего было выпущено 25 боевых машин.
После подписания Компьенского перемирия все заказы на боевые машины были аннулированы. Так как танков Mark V** было выпущено всего 25, из-них нельзя было даже сформировать однородный батальон, как это обычно делалось в танковом корпусе. По крайней мере 4 танка были переданы в королевский Инженерный Корпус — Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)) и стали именоваться танками Королевских инженеров — RE Tanks. На базе танков было создано несколько инженерных машин, одной из которой являлась машина, которую можно описать как УБИМ — Универсальная бронированная инженерная машина (УБИМ) — инженерный танк имеющий возможности БРЭМ — бронированной ремонтно-эвакуационной машины, ИМР — инженерной машины разграждения и БМР — бронированной машины разминирования. Для этого на крышу танка было установлено гидравлическое устройство, которое перемещало крановую стрелу. Технические возможности такого «крана» были существенно выше, чем у машин с ручными талями. На испытаниях танк легко поднимал 15-ьи тонный тягач Даймлер-Фостер и демонстрировал возможность поднятия и переноски тяжёлых конструкций. Есть неопределенность с датами создания этих машин, самая ранняя дата указывает на конец 1918-го года, но она кажется ошибочной, так как вряд ли за один-два месяца что то можно было сделать на базе танков, производство которых только началось. Более вероятным видится 1919-1920-й годы, уже за пределами Первой мировой войны.
Для работы в качестве УБИМ был использован пулеметный танк Mark V** female с серийным номером бронекорпуса 10704. Крановая конструкция выглядела так, как будто заводские конструктора не прикладывали своих знаний к её создания — треугольная стрела, расположенная в носовой части танка и закрепленная на гусеничных корпусах танка, вспомогательная стрела, которая перемещалась цепью от длинного гидравлического цилиндра, прикрепленного к задней части танка, плюс несколько дополнительных опор и растяжек. Королевские инженеры отвечали за мостостроительство и у них в голове была только надежность, а не красота или технологичность.
В дополнение к использованию в качестве БРЭМ и ИМР, Royal Engeneers Tank был испытан и в качестве БМР — боевой машины разминирования. На стрелу подвешивался тяжёлый каток, который должен был осуществлять траление не только пехотных, но и танковых мин. Достаточная масса танка и катка принципиально делало такое решение вполне приемлемым и реализуемым и в боевых условиях. Основным ограничением использования решения Royal Engeneers Tank на шасси Mark V** была его немасштабируемость. Подготовленные приспособления можно было использовать только на танка типа Mark V Star или Mark V Star Star. Сами со себе шасси были дорогими , и британские военные не собирались продолжать развивать тематику «ромбов» и эксперименты по ремонтным машинам и мостоукладчикам, так и остались экспериментами, возродившись уже на новой технической базе уже ближе ко Второй мировой войне.
Royal Engeneers Tank. Mark V** Recovery tank/RE Tank/Танк королевских инженеров
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1918-1919
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/Corps of Royal Engineers (Royal Engineers (RE)).
Размеры: 9881×3910×2750 без крановой конструкции
Ширина трака: 673 мм
Боевая масса: 37-38 тонн
Экипаж: 3-4
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 8 км/ч
Вооружение: демонтировано (по умолчанию 6×7,7-мм Hotchkiss machine gun)
Бронирование: 12-14 мм
Где посмотреть: Mark V** — Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания