Путь танка. Часть 5.14. Как «пришпорить» тяжёлый танк
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
Короткая история усилителей-шпор для гусениц тяжёлых британский танков Mark
Танковые траки всегда были узким местом, да и сейчас остаются, у конструкторов боевых машин. Одним из реальных достижений конструкторов гусеничного движителя первых британских танков, типа «Ромб» было создание гусениц с ходимостью достаточной хотя бы для перемещения бронированной машины на несколько десятков километров. Одной из характерных пример танковых гусениц вплоть до середины 30-х годов была их «беззубость». Отлить трак с развитыми грунтозацепами и при этом обеспечить надежность работы гусеничной ленты было сложно. К гусенице предъявляются крайне противоречивые требования, впрочем как и к самому танку. Если коротко — то необходимо обеспечить надежность при минимальном весе. Первые танковые траки у британцев, французов и немцев были крайне похожи — плоские литые с небольшим грунтозацепом, выполняющим роль защиты шарнира.
Такие траки хорошо работали, когда гусеница выполняла свою прямую работу — стелила под боевой машиной настил из траков по которому катились ролики. Но так было не всегда. Проблемы возникали при преодолении рвов и препятствий, где надо было «зацепится» за грунт и «вытащить» танк из ямы, сдвинуть с места на слабом грунте, где не хватает ширины гусениц. После войсковых испытаний первой промышленной партии танков Mark I стало ясно, что ширина гусениц, при ожидаемом росте массы танка, в 521 мм явно недостаточна. Уже на танках Mark II боевая рубка была заужена для использования более широкой гусеницы, но полностью в серию гусеница шириной в 673 мм пошла только на танках второго поколения Mark V. Для увеличения проходимости на танках Mark IV, которым не досталась широкая гусеница, не решавшая тем не менее всех проблем, разработали и стали устанавливать накладную металлическую «шпору».
Металлическая шпора представляла из себя достаточно сложную конструкцию, которая крепилась на плоскую поверхность трака как хомут, зацепляясь за его края и фиксируясь на двух винтах. По центру трака появлялся грунтозацеп, а с внешней стороны трака — уширитель, который не только имел развитую поверхность, но и увеличивал общую площадь гусеничной ленты, что особенно помогало при движении по слабым грунтам. Из за своей лопатообразной формы такие уширители обычно называют «spade».
Такие металлические «шпоры» часто попадаются на фотографиях и использовались на всех вариантах танков до Mark V. Полностью металлические шпоры обычно устанавливались на гусеничную ленту через трак и несимметрично на правую и левую гусеницы. В общем подобный тип шпор-уширителей при движении на плохих грунтах хорошо решал задачи — увеличивал площадь опору гусеницы, цеплялся за мягкий грунт, обеспечивая движение там, где «голая» гусеница пасовала.
Но не все было так просто, при реальной эксплуатации выявились проблемы, которые хронически сопровождали эту конструкцию и не могли быть устранены. Выступающая «лопатообразная» часть шпоры-уширителя легко загибалась вверх, когда гусеница попадала это частью на камень или бордюр. Но самое главное, что конструкция цепляла за эти выступы проволоку, даже уже лежащую на земле, собирала её в мотки, которые могли легко остановить и сам танк. Требовалось другое решение.
Толчком к созданию второго варианта «шпор» стала подготовка к десантной операции на молы Фландрии — Operation Hush. В ходе этой операции подразумевалось, что танки будут подниматься с береговой черты на молл по специальным аппарелям. Так как под таким углом танки с плоскими траками заезжать не могли, они оснащались деревянным «башмаками». Аппарели так же имели поперечные деревянные зацепы для танковых башмаков, танки должны были «зайти» на верх мола, так что бы «башмаки» гусениц попадали в пространство между зацепами. «Башмак» представлял собой длинный прямоугольный деревянный брусок в металлической рамке, прикрепленный к траку гусеницы танка. Деревянный брусок так же был шире гусеницы на несколько дюймов и как и металлическая шпора устанавливался через трак. Он использовался на танках Mk IV. Фотографии таких машин единичны.
Недостатки второй версии были такими же как и у «лопаты» — углы деревянных брусков обламывались или даже бруски полностью вырывались из рамок при наезде на камни и они собирали проволоку, пусть и на так активно как стальные. Для устранения недостатков была разработана третья конструкция. Принципиально она была такая же, как и предыдущая — деревянный брусок крепился в деревянной рамке к траку. Главным отличием от более ранних шпор-уширителей стал размер. Третий тип шпор не выходил за ширину гусеницы. Одну из таких шпор можно увидеть на танке Mark II в музее Бовингтона.
Укороченные деревянные гусеничные шпоры уже не могли работать как уширители гусениц, так как не выступали кая трака, но это и не было их главной задачей. А проблему увеличения сцепных свойств такие приспособления вполне себе решали. Короткие деревянные «шпоры» устанавливались на танки Mark V. Их использование было видимо эпизодическим, потому что на фотографиях встречаются редко.
Так как от «коротких шпор» уже не требовалось уменьшения давления на грунт, а скорее наоборот — увеличения давления на отдельную «шпору» для увеличения сцепления с болотистой или взбитой снаряды в пух землей, они устанавливались скорее всего реже, через 6-8 траков, как на Mark V, который испытывался в Тенюре. После Первой мировой войны расширители и гусеничные шпоры были снова надежно забыты вплоть до начала нового витка вооружений в конце 30-х годов, когда в СССР и Германии танки стали массовыми и, хотя и гусеницы получили в итоге улучшения технологии металлургии развитую поверхность трака, новые конструкции танковых «шпор» и «расширителей» появились на чертёжных досках.