Путь танка. Часть 5.10. Royal Engeneer Tank Mark V** Inglis Assault Bridge. На службе у инженерного корпуса
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
Рассказ об ударном и инженерном мосту британской армии с гусеничными колесами — Inglis Assault Bridge.
Возможности преодоления препятствий в виде речек, ручейков, канав, траншей, рвов и оврагов оказывают ключевое влияние и на тактику наступления, и на тактику обороны, Местность можно превратить в танконедоступную простым подрывом моста через относительно неширокую реку. И наоборот сделать танкодоступной быстро построив мост, который может выдержать 35-тонных монстров. Вплоть до 1916-года перед военными инженерами не стояла такой задачи, но ситуации в которых даже небольшое водное препятствие останавливало «наполеоновские» планы случались, как например в ходе битвы при Камбре, неоднократно. В начале 1916-го года бритнанский инженер Королевской инженерной службы Чарльз Инглис взялся за проектирование штурмового моста для танковых подразделения и кавалерии. Но свой первый мост для военных, получивший название переносной военный мост Инглиса — Легкий тип (Inglis Portable Military Bridge – Light Type), более известный как Мост-пирамида ИНглиса (Inglis Pyramid Bridge) был предложен ещё в 1913-м году .
Основные принципы военного мостостроительства по Ингису, который в дальнейшем инженер довёл до совершенства видны уже здесь: все детали моста могут переносится пехотинцев, все продольные, поперечные и диагональные элементы максимально унифицированы, сборка идёт с минимальным использованием инструмента. В качестве силовых элементов используются трубы и специальные крепёжные узлы. Самым тяжёлым элементом моста были поперечные ригели — до 90 кг. Остальные элементы были существенно легче.
Саперная бригада собирала 108-ми футовый (32 метра) мост за 15 минут, строительство моста шло вдоль берега, затем мост на двуколесной тележке поворачивался, вывешивался над препятствием и опускался на противоположный берег. Десять комплектов таким мостов были отправлены в экспедиционный корпус по Францию. Комбинирование двух мостов и настила позволяло переправлять 3-х тонные автомобили.
Используя общую идею легкосборного пирамидального моста в 1916-м году Инглис предложил 30 метровый мост для техники массой до 7 тонн, но треугольная форма мостового проемInglis Bridge Mark Iу ограничивала транспортировку высокой техники и было заказано всего 16 мостов Инглиса Тяжёлого типа (Inglis Heavy Type Bridg). Появление танков «сломало» всю логистику, срочно потребовались новые инженерные решения, позволявшие выдерживать нагрузку до 30 тонн, а позднее и 35 тонн. Инглис взялся за создание такого моста. Первый вариант Inglis Bridge Mark I (Прямоугольного типа) имел такую же конструкцию как и пирамидальный, только тяжёлые ригели и верхние крепи были заменены на легкие перфорированные двутавры. Inglis Mark I (или Square Type) был предназначен для оборудования переправ класса A (нагрузка на ось 17 тонн) и был предназначен для безопорного перекрытия препятствий до 30-ти метров шириной. и через промежутки шириной до 96 футов. Длина, ширина и высота одного пролеты моста составляли 12 футов (3,65 метра). Собирался и укладывался мост так же как и треугольный — вдоль реки, а затем с использованием противовеса поворачивался и укладывался на противоположную опору.
Тем не менее мост Inglis Bridge Mark I был не идеален, как того хотели военные. Основная претензия была к тому, что при сборке первого варианта моста использовались трубы разной длины, что приводило к неправильной сборке, особенно ночью. Танки так же тяжелели, в 1919-м году ожидалось, что основной ударной силой Танковый корпусов Британии и САСШ станут почти 35-ти тонные «ромбы» Mark VIII и Mark V**. Требовался новый мост. Созданный к концу 1918 года мост Inglis Bridge Mark II представлял собой усиленный Mark I с 15-футовыми пролётами (4,5 метра), собранный из труб одинаковых размеров и позволяющий выдерживать танк Mark V** при длине моста в 32 метра. 28 сентября инженерный батальон собрал 32-метровый мост грузоподъемностью 51 тонна через Северный Канал в Маркионе (Canal du Nord at Marquion) за 12 часов, обеспечив возможность дальнейшего движения танков.
Испытания в Крайстчерче моста Inglis Bridge Mark II не выявили каких-либо существенных недостатков этой инженерной конструкции. Мост было легко транспортировать и монтировать. Майор Инглис занялся развитием вариантов использования конструкции. Для преодоления водных преград более широких, чем позволял сам мост была отработана схема буксировки понтона. Четыре секции моста монтировались на трех плотах, который мог перетягиваться с использованием внешнего редуктора. Танк, а в роли подопытного кролика выступал RE Tank Mark V** заезжал на мост с подготовленного берега, у которого был создан плавный спуск к воде, после чего с помощью лебедки получившийся понтон перетягивался на другой берег и танк съезжал на берег, так же по подготовленному плавному спуску.
Еще одним вариантом, который прорабатывал майор Инглис стал наступательный мост Inglis Assault Bridge с гусеничной тележкой. Собранный мост длиной 135 футов (41,14 м) устанавливался на тележку из пары гусеничных корпусов. Тележка не имела привода и мостовая конструкция по полю толкалась инженерным танком RE (Royal Engeneer Tank Mark V**) с установленной на нём краном-стрелой. Наступательный мост толкался до тех пор, пока гусеничная тележка не спускалась с берега и нависала надо водой.
В этот момент передняя секция моста уже должна была нависнуть над противоположным берегом. Мостовая конструкция подталкиваемая инженерным танком опускалась на оба берега и по ней спокойно проезжал 35-ти тонный RE tank. Таким образом можно было навести за пару минут после сборки самого моста в тылу устойчивую переправу через реку или другой препятствие шириной до 70-ти футов (22 метров). На учениях в Дорсете, которые можно посмотреть на видео, показан этап перемещения моста к месту установки. На фотографии установленного Inglis Assault Bridge рядом хорошо виден установленный Canal Lock Bridge с инженерного танка RE tank, по которому так же должны были переправляться танки. Разница между двумя решениями существенная.
К сожалению информации, где и как была построена гусеничная тележка для Inglis Assault Bridge, найти пока не удалось. Визуально она похожа по форме на бортовую гусеничную тележку танка Уиппет, и возможно была произведена на заводе William Foster & Co, который тесно взаимодействовал с военными инженерами. Конец всем работам по созданию различных боевых машин на базе Танка Королевских Инженеров (RE tank Mark V**) положило окончание войны, все работы вскоре были прекращены, вместе с развитие идеи универсального инженерного танка на базе Mark V**, и возобновились, когда стало понятно, что Вторая мировая всё таки не за горами.
Royal Engeener Tank (Mark V**) Inglis Assault Bridge/Тяжёлый танк Марк V Стар Стар c мостом Inglis Assault Bridge
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1919-1920
Кол-во выпущенных: 2-3
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)/RE
Размеры: 9881×3910×2750 мм без мостовой конструкции
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 37-38 тонн
Экипаж: 8 + десант
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 8 км/ч
Вооружение: 2×Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4×7,7-мм Hotchkiss machine gun )
Бронирование:12 -14 мм.
Где посмотреть:
-
-
- Mark V** — Танковый музей (The Tank Museum). Linsay Rd, Bovington, Wareham BH20 6JG, Великобритания
- Inglis Portable Military Bridge (Light Type) — Британия, Aldershot, Laffan Road, Browning Barracks. Laffan
- Inglis Mark II Bridge — Британия, мост через Монноу (River Monnow)
-