Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История британского тяжёлого танка Mark V, ставшего лучшей боевой машиной британского танкостроения в Первую мировую войну
В конструкторском бюро Вилсона к проектированию совершенно нового танка Mark V приступили практически сразу после боевых испытаний Mark I. Еще в планах было изготовление первого большого заказа на станки Mark IV, а конструктора уже готовили им смену. На машинах нового поколения планировалось улучшить категорически всё — движитель, бронирование, управляемость, проходимость. Сразу прорабатывалось два варианта новых танков Mark V со стандартным размещением оружия в бортовых спонсона и Mark VI с пулемётной рубкой и пушкой в лобовом листе. 25 марта 1917-го года деревянные макеты обоих вариантов боевых машин презентовали заинтересованным военным.
Мнение конструкторов во главе с Вилсоном натолкнулось на сопротивление Альберта Стерна, главы департамента Mechanical Warfare Supply Department при Министерстве боеприпасов, который пришел в управление армией из бизнеса, а в департаменте контролировал закупку и поставку в британскую армию танков, не особо вдаваясь в желания и требования военных. Стерн считал, что любой танк лучше, чем его отсутствие танка, в чем его принципиально много лет спустя поддержал и Гудериан, который сказал примерно следующее: «Не важно какие танки есть, главное, что они есть.» Итогом борьбы военных со Стерном стало решение совместить уже отлаженный в производстве бронекорпус старой модели с новой начинкой.
В итоге наверно стоит признать правоту Стерна, британский танковый корпус достаточно быстро получил существенно усовершенствованный танк, с которым британцы и закончили Первую мировую войну. Принципиально вооружение танков не планировали менять, как и форму спонсонов, добавился только задний пулемёт в кормовом люке. в качестве пулемётов вернули ручные пулемёты Hotchkiss Mark I (Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun), чье производство было развёрнуто в городе Ковентри. Пулемёты Льюис оказались неудобны для использования в танках из-за своеобразной системы охлаждения ствола, которая приводила к потоку теплого воздуха внутрь танка, где и так условия обитания не отличались комфортом. Массивный ствол позволял вести длительный огонь без его замены, Относительным недостатком было питание пулемёта из кассет на 24 или 30 патронов, но и при этом реальная скорострельность достигала 500 выстрелов в минуту. Над боевой рубкой и в задней рубке, установленной над коробкой передач появились сверху большие люки для эвакуации экипажа. Косметические изменения в конструкции бронекорпуса отметим ниже, а главные переметы были с начинкой — в старый бронекорпус была имплантирована новая трансмиссия.
С совершенно новым двигателем конструкции Рикардо мощностью 150 л.с, спроектированном специально для применения на танка, агрегатировалась планетарная 4-х ступенчатая коробка передач, которая через планетарные механизмы поворота (ПМП) приводила ведущие колеса. Повышенная мощность наконец позволила увеличить ширину гусениц, которую планировали увеличить ещ1 на Mark II, до 673 мм. Новая трансмиссия позволяла управлять танком только в две руки механика водителя, что высвободило двух членов экипажа для ведения огня из пулемётов вне зависимости от задач пушки. Двигатель Рикардо имел большой резерв для модернизации. Новая система выхлопа позволила снизить дымность и шумность. Серьезному изменению подверглась система охлаждения двигателя, теперь она представляла собой два радиатора, установленные по бортам корпуса, вентилятором воздух прогонялся через оба трубчатых радиатора слева направо. Эти хорошо заметные радиаторы стали самым заметным отличительным признаком «пятёрок» по сравнению с «четвёрками». Новый более мощный двигатель позволил увеличить толщину брони до 16-мм в лобовой части и 12-мм в бортах и она стала гарантировано противопульной.
Танки Mark V выпускались только на заводах Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW). Несмротря на то, что сейчас Альберта Стерна представляют чуть ли на главным виновником всех недостатков танковых войск Британии, своё дело он сделал. Разработанные так, что бы их можно было установить в старые корпуса двигатель и трансмиссия позволили уже в начале 1918-м года получить первые серийные танки. Выпуск танков, которые иногда называли Mark NA, начался на старых участках заводов Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) уже в декабре 1917-года. Всего было выпущено 200 танков типа «male» c номерами бронекорпусов от 9001 до 9200 и «female» с номерами от 9251 до 9450.
Два из заводов Metropolitan Company, основной, существовавший ещё до войны в Солтли и новый завод Oldbury Railway Wagon and Carriage Co. Ltd, построенный в Олдбери, были полностью переведены на серийное производство танков ещё в 1916 году. Для ритмичного выпуска танков Mark IV была организована масштабная кооперация, в которой на долю финишных заводов оставалась только сборка. С высокой степенью вероятности всё производство «пятёрок» было полностью сосредоточено на заводе в Солтли, так как параллельно завод в Олдбери продолжал выпуск танков Mark IV, отлаженное производство которых не прекратили с началом выпуска новой машины. Но некоторая часть танков могла быть собрана и на площадке в Олдбери. Подобную систему кооперации по сборке танков наладили и для выпуска двигателей Рикардо, которые собирались из уже готовых узлов на нескольких заводах. К концу войну вышли на темп выпуска 100 двигателей в неделю.
Всего танков по типу Mark V вместе с его «удлиненными версиями» — Mark V* (Star) и Mark V** (Star Star) было выпущено 1070. Эта машина стала основным боевым танков Британии во второй половине 1918-го года. После подписания акта о прекращении огня с вооружения танкового корпуса были сняты все остальные танки кроме Mark V и Mark V*. Из мелких усовершенствований можно отметить, появление на рубках большого числа лючков для наблюдения и стрельбы из личного оружия, смотровые щели прикрыты триплексом, для буксировки использовалась буксирная серьга вместо проушин с пальцами. На танки стали ставить для передачи сообщения семафоры с красными и белыми кружками, которые можно было использовать для коммуникации с другими танками и сопровождающей танки пехотой.
В боковых проекциях отличие танков Mark IV и Mark V в деталях, так как использовался одинаковый бронекорпус, оружие и спонсоны. В задней части бортовых гусеничных корпусов с обоих сторон видны лувры практически квадратных радиаторов системы охлаждения. Сверху на бронекорпусе установлена задняя хорошо заметная со всех сторон бронированная рубка для наблюдения. Соответственно вывод выхлопной системы сверху крыши сделали менее заметным
Танки Mark V наконец получили, по крайней мере первые 200 машин широкие гусеницы и уменьшение боевой рубки по ширине наконец стало работать. Для любителей «дристочек» стоит посмотреть на рубку. По сравнению с танком Mark IV на лобовой броне рубки были убраны смотровые щели по верхнему краю, взамен их прорезали в крышках люков для наблюдения. Сами бронированные крышки стали меньше, так как у командира отпала необходимость участвовать в управлении танком. Соответственно лобовая пулеметная установка была сдвинута влево. Бронированный уголок идущий по нижней грани рубки у «четверки» имел 12 заклёпок и увеличенное расстояние между ними в центре, у «пятёрки» — 13 равномерно расположенных заклёпок.
24 апреля 1918-го года при Вильер-Бретон произошло первое танковое столкновение сначала почти в дуэльном поединке сразились A7V c тремя британcкими Mark IV из которых только один был пушечным, а затем был расстрел семи Уиппетов, из которых уцелело только три двумя другими A7V. Бой проявил хорошо известную проблему — пулеметные танки беспомощны против бронированной техники и тяжёлых укреплений. Так как планировавшиеся пушечные Mark VI в производство не пошли, пришлось пойти на военную «хитрость» — благо, что спонсоны были абсолютно взаимозаменяемы. Из уже изготовленных «самцов» и «самок» стали делать «гермафродитов», как прозвали такие танки на фронте — один спонсон был пушечный, второй — пулеметный. В итоге каждый танк получал возможность борьбы с танками. Именно такие танки отгружались в Россию в помощь Деникину.
Боевой дебют танков Mark V состоялся 4 июля 1918-года в битве при Амеле (Battle of Hamel). Это сейчас мы знаем, что до конца войны осталось всего 3 месяца, а тогда в июле 1918 года это была одна из обычных тактических операций, а не одно их последних сражений в войне. Британская 5-я танковая бригада, оснащённая на тот момент самыми совершенными танками Mark V и Wippet была придана австралийским экспедиционным силам с вкраплением наконец-то прибывших на фронт американских пехотных рот. В наступлении участвовало всего 10 австралийских батальонов. Проблемой было то, что хотя для наступления на фронте не хватало пехоты, но та, которая имелась, например австралийская, не доверяла танкам, особенно после разгрома в апреле в ходе операции под Буллекортом (Bullecourt). Это сопротивление пехотных генералов нужно было преодолеть. Маленькая тщательно спланированная операция могла в этом помочь.
Операция тщательно готовилась, 60 танков и примерно 6000 пехотинцев поддерживали сразу 600 орудий на фронте всего в 46,5 км, то есть по 100 орудий на километр. Часть орудий использовалась для изоляции поля боя, примерно треть создавала огневой вал перед наступающими войсками. На этот раз танки бросили не вперед, а они шли за первой волной пехотинцев, которая должна была обходить опорные пункты оставляя их танкам и второй волне. Перед операцией предприняли экстраординарные меры по маскировке и сокрытию информации о месте наступления. Австралийские пехотинцы тренировались вместе с танки. Упор делался не просто на тактическое обучение, но и на формирование группой слаженности конкретного танка и пехотной роты, приданной к нему. При выдвижении танков на передовые позиции над линий обороны была использована авиации и артиллерийские обстрелы для маскировки шума подъезжающих танков.
Как и в ходе массового сражения при Камбре, при Алене удалось массировать применение танков на танкодоступной местности и обеспечить внезапность их применения. Наступление началось в 3:10 утра. Одновременно был открыт артиллерийский огонь по тыловым и передовым позициям, а танки и пехота начали выдвижение к полосе обороны германцев. Авиация не бездействовала, она штурмовала и тылы и выявляемые пулемётные гнёзда и опорные пункты в линии обороны. Дополнительно авиация использовалась для снабжения пехоты при её продвижения. Танкам Mark V пяти рот 5-й танковой бригады были приданы четыре танка-тендера на базе машин Mark IV, которые сопровождали боевые машины. За 93 минуты, при планируемых генерал-лейтенантом Джоном Монашем 90 минутах, сражение было закончено. Две немецкие дивизии были разгромлены, потеряв почти половину численного состава из 5600 человек убитыми и пленными. Австралийцам удалось при этом закрепится в Амеле и отразить контрнаступление германцев, оставив поле боя за собой.
Важность сражения была не только в том, что первый раз применялись новые маневренные и неуязвимые танки Mark V. Можно встретить название этой битвы — Первой сражение нового типа, в котором участвовали все рода войск в тесном взаимодействии. В любом случае для Первой мировой войны атака позиций противника при соотношении сил почти 1:1 и при этом успешная было чем то из ряда вон выходящим. Потери австралийцев были почти 1500 военнослужащих, в другом случае потеря четверти списочного состава было бы полным разгромов, но при этом было потеряно всего 5 танков артиллерийским огнем, ранено 13 членов экипажей. При этом австралийцами, действовавшими как обычно инициативно и напористо, было взято в плен 1605, а убито 2000 германских солдат. Этот успех реабилитировал танки в глазах пехотных командиров и стал учебным пособием для будущих совместных операций.
Главным итогом в тактическом применении танков было требование пускать танки перед пехотой, в отличие от битвы при Амеле, так как усиленная броня позволяла к линии обороны вплотную, уничтожая противника, повышенная маневренность позволяла наносить уроне не только огнём и гусеницами, напрямую направляя танки на пулемётные гнёзда и пушки противника, что было невозможно при использовании старых моделей танков с управлением в восемь рук. По итогам битвы при Амеле в британских экспедиционных силах была выпущена ученая методичка SS218 («Операции австралийского корпуса против Амель, Буа-де-Амель и Буа-де-Вер»), в которой подробно описывался опыт применения танков и артиллерии в этом сражении. Опыт планирования операции и использование тактических приемов было использовано при разработке грандиозной битвы при Амьене, которая по плану должна было сломать германской армии хребет.
Всего до настоящего времени сохранилось 7 чистых танков Mark V — два в Британии и сразу пять на территории бывшего СССР (сейчас 2 в России и 3 на Украине). В Бовингтоне сохранился ещё один танка Mark V** и в США — один Mark V*.
В танковом музее в Бовингтоне (Bovington Tank Museum) сохраняется Mark V Male, номер 9199. Танк принимал участие в Амьенском сражении и его командир — лейтенант Виттенбари (Lt. HA Whittenbury) за это сражение был награжден Военным крестом. Танк был повреждён огнем артиллерии в ходе стодневного наступления в сентябре 1918 года у Беликорта. После восстановления танк использовался как звезда шоу, парадов и кино. Несмотря на то, что танк до сих пор в рабочем состоянии, его берегут и стараются без причины не заводить.
Второй танк Mark V Male «Devil», номер 9171, хранится в Имперском Военном Музее в Лондоне (Imperial War Museum, London (UK)). Танк воевал во Франции в 1918-м, после возвращения на Британские острова служил учебным пособием, для чего с него был снят правый спонсон, который в итоге потеряли.
Наибольшее количество танков Mark V сохранилось на территории бывшего СССР. В 1938-м году в честь 20-ти летия создания РККА было принято решение все 15 оставшихся в строю танков Mark V превратить в памятники. Один отправить на хранение в создаваемый музей БТТ, а четырнадцать танков по два в каждый были переданы в Смоленск, Ростов-на-Дону, Харьков, Ленинград, Киев, Ворошиловград (ныне Луганск) и Архангельск. Установили только 11. Танки не достались Питеру и в Архангельск ушла только одна машина. Два танка из Смоленска с Соборной горы, где они стояли перед Успенским собором, были вывезены в 1941-м в Берлин и демонстрировались перед зданием Цейхаузом. В 1945-м году наши не признали танки своими и их распилили немцы на металлолом. Танки отправленные в Киев, Ростов-на-Дону и один из Харьковских — сдали в металлолом в 1948 (хотя про Киевский есть вариант вывезли в Германию, но подтверждений этому нет). В Луганске остались оба подаренных танка, так же осталось по одному танку в Архангельске и Харькове. Отдельно танк был оставлен в Кубинке, где и хранится до сих пор.
Два луганских танка — Mark V Hermaphrodite (№ 9344 и 9186, бывший «Дерзкий» 1-го танкового отряда Русской армии) с 2007 по 2009 год реставрировались на Лугансктепловозе. Возвращенные из ремонта боевые машины сначала установили ул. Тараса Шевченко в сквере имени М. Матусовского, а зетем перенесли в более подходящее по смыслу место на Площади Борцов Революции
В Архангельске оказался только один танк, но в итоге это единственный сохранившийся Mark V female (№ 9303). В 2006–2010 годах её реставрировали на Машиностроительном предприятии «Звездочка» в Северодвинске. В 2011 году машину машину вернули в центр Архангельска на Троицкий проспект, только уже в специальном стеклянном ящике. Несмотря на то, что в ходе освобождения Архангельска было захвачено у британцев два танка, хранящийся в Архангельске танк был отбит у белых на Южном фронте.
Харьковский танк Mark V Hermaphrodite так же был отремонтирован в последнее десятилетие на ХТЗ и сейчас установлен у Исторического музея.
В итоге самым доступным для граждан России в настоящее время остаётся танк из Кубинки, который сейчас переведён в отдельный павильон Музейного комплекса №1 Парка Победы и сейчас демонстрируется в совмещенном зале Первой мировой войны и Химических войске. За своё время пока танк находился в Танковом музее в Кубинке его неоднократно перекрашивали и могут попадаться разнообразные фотографии этой боевой машины. Самое интересное, ради чего и стоит сходить на экспозицию Войск Химической защиты это танки — британский Mark V Composite, «Рено Русский» с элементами FT17 и однозначно звезда экспозиции Т-35 занимают в прямом смысле этого слова центральную часть ангара «химиков». Танк Mark V открывает экспозицию с совершенно по-дурацки подсвеченными гусеницами, как на дискотеке. Возможно так было подсвечено только 12 июня, в связи с открытием недавним экспозиции, но все равно не понравилось. В части Mark V начали поступать только в мае 1918-го, музейный танк в варианте «Гермафродит» (Hermaphrodites) или более толерантно Композит (Mark V Composite) более поздняя модернизации базовой машины. Танков Mk V всего было построено 400, сколько их них прошло операцию по смене «пола» неизвестно, но из девяти сохранившихся танков этого типа (из всего 22 сохранившихся «Ромбов») пять находится на территории бывшей СССР, и все они Композиты. Считается, что танк в Кубинке был одной из боевых машин, захваченных у Врангеля при неудачном наступлении армии «белых» на Каховку в сентябре 1920-го. Танк полностью отреставрирован через открытую дверь в спонсоне можно рассмотреть специальный танковый двигатель Рикардо и оценить условия обитания в этих машинах.
Mark V/Тяжёлый танк Марк V
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917-1918
Кол-во выпущенных: 200 (male) + 200 (Female)
Производитель: Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW)
Размеры: 8052×3912(самец)/3200 (female)×2642 см
Ширина трака: 673мм
Боевая масса: 29465 кг «самец»
Экипаж: 8
Двигатель: Ricardo tank engine, 6L, 150 hp
Скорость: 7 km/ч
Вооружение:
2 × Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 4 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun («самец»)
1 × Ordnance QF 6-pounder 6 cwt (57-мм) Hotchkiss Mk I /L23, 5 ×7,7-мм Hotchkiss machine gun («гермафродит»)
6 × 7,7-мм Hotchkiss machine gun («самка»)
Бронирование: 12-16 мм