Путь танка. Часть 4.6. Mark I/IV repair tank. Первый БРЭМ на шасси «ромба»
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История кранов на базе танков Mark I/IV.
Обслуживание боевой техники в полевых условиях требует создания большого числа специальных машин и механизмов, зачастую не менее сложных чем сами боевые машины. С появлением танков появилась и проблема с их ремонтом, ведь поломка могла застать танк в таком месте, куда ничего кроме другого танка и заехать не может. Практически сразу с появлением массовых танков стали рождаться и приспособления для них, например крановые стрелы. С историей ремонта танков в Первую мировую войну тесно связана и такая малоизвестная её страница как участие китайских рабочих в обслуживании боевой техники.
Ремонт и восстановление поврежденной или сломавшейся боевой машины требует в первую очередь крана. Практически любая деталь танка, не говоря уже о сборках и целых узлах весит чаще всего десятки, если не сотни килограмм. Для того, что бы её снять требуется подъемное устройство достаточной мощности, установленное на устойчивое основание. Самой простой и очевидной платформой для установки стрелы крана является сам танк или его шасси. Во-первых он тяжелый и устойчивый, во вторых способен доехать туда, куда смог доехать и линейный танк или другая боевая машина. В 1917-м году было разработана схема установки крановой стрелы на тяжелый танк типа Mark. Опыты проводились как с танками первой серии Mark I, так и массовым танком Mark IV.
Крановое приспособление представляло собой треугольную стрелу длиной около 4-х метров из металлических уголков, которая крепилась перед боевой рубкой танка. Тросовая растяжка удерживала стрелу поднятой. Непосредственно на стреле крепилась таль с ручным приводом с крюком. На одной из фотографий на крюке подвешено что-то очень похожее на магнит, который возможно испытывали как саперное средство для очистки поля боя от неразорвавшихся снарядов и осколков, и даже для попыток разминирования, подвешивая на крюке стрелы магнитный трал. Но самым обычным делом для кранов такого типа была замена узлов и агрегатов сломавшихся или поврежденных танков, которые в полевых условиях или на ремонтной базе Танкового корпуса Tank Corps workshop в Тенюре (Teneur) осуществляли ремонт боевых машин. Как шасси обычно использовались отремонтированные танки Mark IV со снятым вооружением. Крановое хозяйство позволяло полностью заменять на боевых машинах двигатель или коробку передач, не говоря уже о более мелких узлах.
Рассматривая фотографии, на которых показан ремонт британских танков во время Первой мировой войны во Франции неожиданно можно обнаружить, что рабочие, занимающиеся танками совсем не похожи на французов, а тем более на британцев. О том, что в рядах РККА в годы Гражданской войны на территории бывшей Российской империи воевало около пятидесяти тысяч китайских наёмников стало обсуждаться не тек давно, но теперь даже в ЦМВС в Москве есть стенд посвящённый этой забытой армии. Такая же история случилась и с китайцами на Западном фронте — армия китайских рабочих внесла существенный вклад в успех союзников, но после победы они были депортированы через Канаду и о них предпочли надолго забыть.
История Китайского рабочего корпуса (Chinese labour corp, CLC) началась ещё в 1914-м году с началом войны. Тогдашний президент Китая Юань Шикай, хотя сам Китай объявил о нейтралитете, хотел выступить на мировой шахматной доске в качестве игрока и предложил странам Антанты военную помощь. Австралии и Новой Зеландии через участие в боевых действиях удалось показать себя в качестве участников мировой политики, но у Великобритании были свои планы на Китай, в которых не было усиления этой страны. Но к 1917-му году ситуация во Франции стала патовой, не только на фронте, куда было призвано огромное число работоспособных мужчин, и войск всё равно не хватало, но и в тылу, где не хватало уже рабочих рук, в особенности малоквалифицированных, которым предпочитали давать в руки винтовки. Здесь и пришло время китайцев. Не менее 140 тысяч китайских рабочих в годы войны были завербованы во Францию и Великобританию, где они использовались в качестве землекопов на строительстве оборонительных сооружений, дорог, в качестве чернорабочих на различных предприятиях. Китайцы рыли траншеи, ремонтировали танки, собирали артиллерийские снаряды, возили боеприпасы, обслуживали тяжёлую артиллерию, готовили пищу, убирали и хоронили мертвых.
Стоит отметить, что набор во вспомогательные сила «иноземцев» не относился только к китайцам. Помимо китайцев во Франции работало в конце войны почти 300 000 рабочих из французских колоний, 100 000 египтян, 21 000 индийцев и 20 000 коренных жителей Южной Африки. В Британском танковом корпусе многими вспомогательными работами занимались именно китайцы из Китайского рабочего корпуса (Chinese labour corp, CLC), которые составляли основной состав и полевых ремонтных бригад и работников Центральный мастерских Танкового корпуса во Франции в Тенюре (Tank Corps workshop, Teneur, France)
Первые британские танки, как впрочем и все танки во все времена, имели достаточно низкий ресурс. Фактически это были танки одного стражения. Во время и после которого они или были бы подбиты, или сломались или после его окончания требовали бы основательного ремонта. Особенно низкий ресурс имели двигатель и трансмиссия танков. Возможно это и стало той причиной, по которой в ходе битвы при Камбре, когда танки пущенные в первой волне полностью решили все задачи прорвав две линии обороны линии Гинденбурга, а средств развить второй волной наступление у британцев не оказалось.
Может быть просто ресурс танка не позволял им проехать дальше, чем дошли первые танки? Замена двигателей, бортовых передач, редукторов осуществлялась и на базе в Тенюре, куда свозились танки после боя, в том числе и поломанные, и в полевых условиях. Для снятия и установки узлов трансмиссии часто использовались разоруженные танки с установленными на них кранами с ручными талями.
Использование ручной тали на танковом кране не всегда позволяло выполнять крановые работы, максимальное усилие, которое можно было обеспечить было несколько сот килограмм. Хотелось большего, и на базе одного из специально построенных танков Mark IV Supply в танковых мастерских в Бовингтоне был построен танк-кран с лебедкой и редуктором. Лебедка устанавливалась на задней грузовой платформе танка-тендера. Лебедка все равно оставалась ручная с мощностью 2 ч.с. С помощью такого кранового приспособления можно было работать с существенно более тяжёлыми весами, чем у простой ручной тали, и не только при ремонте танков, но и погрузочно-разгрузочных работах на станции.
Известна только одна фотография машины с заводским номером 4536 и учебным номером 466 с подобным крановым редуктором. Сколько танков было переоборудовано всего нет информации, возможно всё ограничилось одной боевой машиной, а прототип так и остался в единственном числе.
Использование танковых шасси в качестве основы для создании различных инженерных машин, начавшись в Первую мировую войну, уже так и не останавливалось до настоящего времени. Одними из первых в этом ряду были БРЭМ, переделанные из линейных танков и танков сопровождения Mark I/IV.
Mark I/IV Repair tank
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: ?
Производитель: William Foster & Co
Размеры без хвоста: 7925×4204×2430 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 105 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение: не устанавливалось
Бронирование: 10-12 мм