Путь танка. Часть 4.12. Mark IV wireless tank. Точка доступа на гусеницах
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене.
История испытания КШМ на шасси танка Mark IV wireless tank в 1917-м году
Первые опыты по организации беспроводной связи с использованием танковых шасси были проведены в Британии в 1917-м году. Был испытан один Mark I Wireless Comunication tank — Танк для беспроводной связи на базе Mark I. В 1917-м году все создаваемые образцы боевой техники на базе «ромбов» назывались с приставкой — «танк»: мостовой танк, танк-кран, танк для растаскивания проволоки, танк для связи. Уже позднее под «танком» стали понимать более узкое понятие — исключительно боевую машину, а остальная техника получила собственные специализированные наименования. Поэтому и Mark I Wireless Comunication tank это не танк, а один из первых, если вообще не первый, образец КШМ — командо-штабной машины на танковой базе. Вариант на базе Марк I был проверочным, уже к середине 1917-го года выпущенные год назад танки этого типа полностью израсходовали свой ресурс. Поэтому дальнейшее развитие КШМ на танковой базе опиралось уже на массовое шасси Марк IV.
Первые поступившие на вооружение танки Марк I уже были оснащены «беспроводной» связью, правда эта связь была хотя и беспроводной, но вполне себе видимой и материальной. Британские военные вполне себе на серьезе планировали использовать почтовых голубей в качестве стандартного средства танковой коммуникации. Правда связь получалась односторонняя, но у всего есть свои недостатки. Первые эксперименты с радиосвязью подразумевали просто перевозку на танках-тендерах, созданных из переделанных линейный танков Марк I, комплекта радиооборудования и развертывания радиостанции под прикрытием брони. На вооружении уже стояли вполне приличные полевые радиостанции в нескольких вариантах — W/T Trench Set Mk.I/II/III, которые имели мощность до 20 Вт и обеспечивали связь на расстоянии до 5 километров.
При установке радиостанции в танк Mark I он был разоружен, в одном спонсоне разместили радиооборудование, во втором расположили офицерский столик для командирской работы. Антенна была размещена перед боевой рубкой и складывалась на крышу при движении. Стоит предположить, что именно такой вариант КШМ военных не удовлетворил и они продолжили эксперименты с танками и радиосвязью, но уже на базе серийных машин Mark IV. Примерно пятая часть этих боевых машин сразу выпускалась в варианте танков-тендеров, без вооружения, с глухими спонсонами, подготовленными для перевозки грузов внутри корпуса. Это было удобно и не требовало при установки радиостанций существенных переделок. На откуп военным связистам был отдан танк-тендер с бортовым номером 402, который несколько раз переделывали под различные варианты размещения радиооборудования и антенн.
В 1917-м году первые радиостанции уже устанавливались на самолеты-разведчики. Военным показалось очень перспективным создать единую боевую сеть из двух самых ярких военных новинок начала 20-го века — самолетов и танков. Сохранился отчет, в котором проверяется возможность радиосвязи танка и самолёта с использованием двух типов антенн.
Первый тип антенны представлял из себя провод длиной в 30-45 метров, натянутый между небольшой 3-х футовой (90-см) стойкой на рубке танка. На конце провода были закреплены грузы, которые натягивали антенну. Второй вариант представлял из себя горизонтальную антенну, которая описывалась в отчете как тип «рыболовецкая удочка». Испытывалась длинноволновая радиосвязь с длиной волны 400-метров.
На танке устанавливалась приемная авиационная радиостанция из комплекта Telephone Wireless Aircraft Mk. II, для работы с этой радиостанцией использовался специальный шлем. Диапазон используемых радиоволн 667 кГц– 857 кГц (350– 450 m), для работы на длинных волнах и требовалась столь длинная антенна. Использование антенны, которую тянули за танком, показало отличные результаты с точки зрения качества связи, но было совершенно неудобным для практического использования на поле боя. Провод легко рвался при рывках, цеплялся за препятствия на грунте. Установка антенн по типу, как названо в отчете «удочка», то есть привычная нам антенна — «стойка», было признано более практичным.
Испытания показали, что передача сообщений возможна при полете самолёта на высоте 300 метров и на расстоянии до 2-х миль (3 км). Но нормальный приём был только на стоящем танке с выключенным двигателем, при движении танка высота полета самолета для приема уменьшалась до 150-ти метров и приём становился неуверенным. По мнению испытателей необходимо было устанавливать на самолеты передатчики другого типа. Очень быстро работы по изучению использования радиосвязи между танками и самолётами было передано военным авиаторам на аэродром в южном предместье Лондона в Biggin Hill. Там продолжали экспериментировать с новыми типами антенн, так как и длинный заземленный провод, тянущийся за танком» и «удочки» были громоздкими и не соответствовали ожидаемому. «402» Mark IV оснастили гибкой антенной (Whip Aerial).
Несколько раз согнутый провод антенны был прикреплён к гибкому листу материи, который размещался на росе между корпусами движителей в передней части танка. От правого спонсона сигнальный кабель шел к углу «антенны». Ожидалось, что такое расположение даст хороший результат при получении сигнала с самолета, который движется курсом на танка.
В любом случае военные авиаторы не ожидали чудес и дальней связи, после проведения разведки планировался возвращаться к командирском танку и передавать с близкого расстояния информацию, которая могла повлиять на принятие решения танковым командиром. Это было не быстро, но уж лучше так, чем никак.
После экспериментов с различными типами антенн все-таки вернулись к стандартному сейчас варианту со штырьковой антенной. Испытания танков и авиации на аэродроме Biggin Hill показали принципиальную возможность эффективного использования радиосвязи как в одностороннем режиме — самолёт-танк, так и в режиме дуплексной связи. Военные предполагали например наведение с танков ударных самолётов, которые могли бы расчистить путь для боевых машин.
Эксперименты проводившиеся авиаторами и танкистами во время войны так и не были использованы в реальной обстановке. Несмотря на то, что опыты в Британии не привели к внедрённому официально варианту использования, танки с радиосвязью применялись в боевых условиях. Так в районе Ипра в ходе операции в июне 1917-го года был отмечен радиотанк около Neuve Eglise (Nieuwkerke). Танк, использующийся в качестве радиотанка, в сентябре 1917 года попал на фотографию в районе Менин Роад (Menin Road, Hooge) в 2-х километрах от Ипра. Антенна радиостанции была установлена на грунте вне танка, в то время как радиооборудование судя по всем находилось в спонсоне и не выгружалось из танка.
Десять радиотанков (Wireless Communication Tanks) на базе Mark IV участвовали в танковой битве при Камбре (20 ноября – 7 декабря, 1917). И в сражении при Ипре, и при Камбре радиостанции работали на артиллерию, танки только перевозили радиоборудование и антенны, которые устанавливались вне брони для боевой работы. Но и такое использование было очень рациональным и в идеальном случае позволяло корректировать и направлять огонь артиллерии на выявленные реальные цели, мешающие развитию танковой атаки.
По итогам боевых действий в 1917-1918-м годах британский танковый корпус заказал в августе 1918-года 288 комплектом пехотных радиостанций типа Mk. III wireless sets и 96 120-ватных передатчиков. Радиостанции планировалось установить на танки типа Mark V и использовать для коммуникации Т2Т или Т2А, но война скоропостижно закончилась и «ромбы» так остались нерадиофицированными.
Mark IV Wireless Comunication tank/Танк беспроводной связи Mark IV
Страна: Великобритания
Год выпуска: 1917
Кол-во выпущенных: 1 (10?)
Производитель: William Foster & Co
Размеры без хвоста: 7925×4204×2430 см
Ширина трака: 521 мм
Боевая масса: 28 000 кг
Нагрузка: 5 тонн
Экипаж: 4
Двигатель: Foster-Daimler Knight sleeve valve petrol 125 hp
Скорость: 6,4 km/ч
Вооружение: —
Бронирование: 10-12 мм
источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/put-tanka-chast-412-mark-iv-wireless-tank-tochka-dostupa-na-gusenicah-61c326fefb853d2c924a8c9a?&