Путь танка. Часть 10.2. TOG 2 Star. Последний «ромб» империи
Статья с канала Remont1969 на яндекс-дзене выкладывается мной на сайт АИ с любезного разрешения автора.
История последнего варианта проекта сверхтяжелого британского танка TOG 2* (TOG 2 Star), созданного специальным Комитетом из специалистов, строивших первый танк типа «ромб»
К началу 1942 года прямой урок, полученный британской армией в противостоянии с германскими танка, показал, что опыт Первой мировой войны можно оставить, как память и гордость, а танки проектировать для войны прямо здесь и сейчас. В этом стремительно меняющемся мире созданный в 1939-м году Комитет по конструированию особых машин (Special Vehicle Design Committee — SVDC), получившую условное название — TOG — The Old Group («старая группа») или более неформально — The Old Gang («старая шайка») из авторитетных в танковом бизнесе конструкторов и специалистов, Уильяма Триттона, Гарри Рикардо, сэра Эрнест Свинтона и возглавившего эту команду Альберта Стерна выдал на гора несколько прожектов. В железе реализовали непринятый военными проект TOG 1 для проверки решений по движителю, и TOG 2 с новым шасси.
Испытанный в 1942-м году TOG 2 с пушкой 3-inch 20 cwt и массой больше 82-х тонн, был забракован. SVDC был закрыт, но денег и времени было жалко и William Foster & Co, чьё влияние на танковый мир закончилось ещё в 1918-м году, дали возможность провести модернизацию машины и испытать её как носителя 17-фунтовой противотанковой пушки. Модернизированный танк получил название TOG 2*/Tank, Heavy, TOG II Star. Звездочками в британской армии обычно обозначали модернизации базовых боевых машин.
В ходе испытаний в 1942-м году было выявлено, что для такой массы танка, а ТОГ 2 весил более 82-х тонн, не выдерживают уже опорные диски. Неподрессоренная подвеска передавал все удары и вибрации на них, что вызывало преждевременный износ и поломки. На устранение проблемы Фостерс потратила почти год — опорные катки получили торсионную подвеску. Так как менять бронекорпус никто не собирался, то торсионы просто закрепили под днищем, уменьшив таким образом и так не большой клиренс.
На танке было усилено бронирование — судя по фотографиям его по кругу одели в дополнительные броневые листы, что должно было еще больше увеличить массу танка. Одной из причин, почему фирме Фостерс и её генеральному конструктору Триттону разрешили продолжить работу над танком было обещание сделать его носителем мощной противотанковой пушки. Разработка 76-мм противотанковой пушки с длиной ствола в 55 калибров началась еще в 1939-м году, так как прогноз развития и данные разведки, во многом неправильные, говорили о возможности появления на поле боя тяжелых и сверхтяжелых танков. Британская 17-ти фунтовая (Ordnance Quick Firing 17-pounder) имела выдающие параметры бронепробития. Снаряд разгонялся в стволе до 884 м/с, а подкалиберный введенный на снабжение в 1944-м и до 1204 м/с, пробивая при этом 231 мм броною на дистанции 500 м при угле встречи 90°. Эффективная дальность огня составляла 1500 м. За всё приходится платить и масса пушки в боевом положении составила 3 тонны. Из-за своей массы пушка использовалась только в танковых частях и с механической тягой.
Поставить её на механическую тягу было мечтой военных и Стерн и Триттон обещали это сделать на танке TOG 2. Даже после отстранения Комитета по конструированию особых машин от участия во всех проектах, работы над перевооружением TOG 2 на фирме William Foster & Co под руководством Триттона продолжались, исключительно с целью найти хоть какое-то применение для игрушки, стоившей стране гигантских денег. Установленная в 1943-м году на танк башня с 17-ти фунтовой пушкой стала уже 4-й для тяжелого танка — первая была от Матильды, вторая оригинальная трехпушечная, третья с шестидюймовой 20-ти фунтовкой. Четвертая башня очень походила на проект установки для тяжелого крейсерского танка A30 Challenger (Tank, Cruiser, Challenger (A30), разработанной Стоддартом и Питтом, но в отличии от башни Челленджера не литой, а сборной.
11 марте 1943-года TOG 2* с новой башней и торсионной подвеской бал показан на полигоне в городке Грантэм вблизи Линкольна. Всё было хорошо, но поздно и дорого. Можно много обсуждать отрицательные черты характера Альберта Стерна, который и в Первую мировую и в проекте TOG смог обострить отношения и с военными и к производственниками, но самой существенной причиной стало отсутствие серийного завода, который был готов заниматься производством этого творения. Сам Триттон не собирался на Фостерс ставить на производству «свой» танк, который в итоге получился творением свободного разума не привязанным к реальному производству. Ну и конечно стоимость и сложность машины так же были важны. А если к этому добавить архаичность решений, нетранспортабельные размеры, то удивляет не то, что проект не был реализован, а то, что он смог дожить до 1943-го года.
К этому времени не намного лучший, но в два раза более легкий «Черчилль» уже два года как выпускался серийно, 17-ти фунтовую пушку поставили на танк «Челленджер» и САУ «Арчер», что стало ещё одним камнем в адрес Стерна, который утверждал, что танки с Ordnance Quick Firing 17-pounder и через три года не появятся. Cruiser Mk VIII Challenger был выпущен в количестве 200 боевых машин и был на порядок современнее ТОГа.
Когда танк в 1939-м году начал прорисовываться на кульманах конструкторов в Линкольне предполагалось, что боевая машина, созданная под руководством «отцов современного танкостроения» будет иметь насыщена новыми решениями, которые можно будет использовать в британском танкостроении. В итоге весь проект комитета, кроме того, что «влиятельных» специалистов убрали от реальных дел, не дал ничего. Не пригодились ни электромеханическая трансмиссия, ни специальный двигатель с мощностью 600 л.с., ни новая конструкция соединения толстых бронелистов, ни компоновка танка, ни расположение оружия. Ни наработки SVDC (Комитет по конструированию особых машин (Special Vehicle Design Committee), ни их танк, так и не пригодились.
Но TOG-2* не был последним проектом, как развитие этой машины на Фостерс разрабатывали проект TOG-2R (reduced — уменьшенный), который должен был быть готов в конце лета 1943 года. Стерн и Триттон предлагали конструкцию нового 60-ти тонного с броней до 152-мм дюймов (152 мм).укороченного на 6 футов (1,83 метра), что дало бы уменьшению массы танка на 20 тонн. Освободившийся резерв можно было использовать для наращивания брони. Постепенно на чертежах танки TOG становились все больше похожи на реальные машины, уменьшаясь в массе и размерах, но к 1943-году даже обещанная скорость в 24 км/час у 60-ти тонного TOG-3RR никого заинтересовать не могла.
Испытания TOG 2 Star были окончены в 1944-м году, прямо с них экспериментальный танк ушёл на склад, благополучно пережил эпоху утилизации и сейчас хранится в Танковом музее в Бовингтоне. Через открытый боковой люк танка можно посмотреть на конструкцию поворотной системы башни. Вполне удачная судьба для последнего творения создателей первого танка в истории.
TOG 2*/Tank, Heavy, TOG II Star/ТОГ 2 Стар
Страна: Британия
Год выпуска: 1943
Производитель: William Foster & Co
Кол-во выпущенных: 1 (модернизация)
Боевая масса: 82 600 кг
Размеры: 10135(по корпусу)×3124×3050 мм
Бронирование: 102-114 мм
Скорость: 6 км/час/ макс 14 км/час
Экипаж: 6
Вооружение: Ordnance Quick Firing 17-pounder, 1×7,92 мм BESA (прототип)
Преодолеваемый ров: 6400 мм
Двигатель: Packsman-Ricardo 12TP, 58 680cm3, 600 л.с.
Где увидеть — TOG 2* (TOG 2 Star) — The Tank Museum (ранее The Bovington Tank Museum). Bovington, Dorset, England