Содержание:
В период между двумя мировыми войнами фирма «Шкода» обеспечила чехословацкую армию почти полным спектром артиллерийских вооружений. Пожалуй, единственным исключением оставались пехотные орудия. В этом классе вооружения проводились опытно-конструкторские работы, порой весьма интересные, но современных пехотных орудий армия Чехословакии так и не получила.
Класс пехотных орудий стал порождением позиционной фазы Великой войны, когда засевшие в окопах армии лихорадочно искали средства уничтожения пулемётных гнезд и наблюдательных постов противника. Так появились лёгкие и компактные орудия, которые можно было силами расчёта доставить в первую линию окопов. Для австро-венгерской армии пльзеньская фирма «Шкода» создала пушку 3,7 cm Infanteriegeschütz M 15. Орудие калибра 37 мм, весившее всего 84 кг, стреляло 650-граммовыми снарядами на дистанцию свыше 2 км. Оно было растиражировано в количестве свыше 1000 экземпляров, но в послевоенной Чехословакии применения не нашло, используясь лишь в учебных целях.
Несмотря на отсутствие интереса со стороны Министерства национальной обороны, фирма «Шкода» в 20-е годы довольно активно вела конструкторские работы в области пехотной артиллерии. Поскольку 37-мм снаряд в то время считался слишком слабым, конструкторы сосредоточили усилия на более тяжёлых орудиях. Созданный ими опытный образец 75-мм пехотной пушки вызвал интерес концерна «Шнейдер», испытывался во Франции, но в серийное производство так и не попал из-за отсутствия заказов.
Чуть более успешной оказалась следующая модель калибра 70 мм, обозначавшаяся как 7 cm pěchotní kanon vz. 28 (в данном случае vz. 28 является внутрифирменным обозначением, а не армейским индексом). 24 такие пушечки продали Латвии. Орудие в боевом положении весило всего 126 кг, а дальность стрельбы снарядом массой 3 кг составляла 2500 м. Максимальный угол возвышения составлял 75º, что позволяло вести мортирную стрельбу. Для транспортировки орудие разбиралось на пять частей, переносившихся силами расчёта либо транспортировавшихся на конских вьюках; предусматривалась также возка одноконной упряжкой.
Идея универсальности
К концу 20-х годов сформировался классический облик пехотного (батальонного) орудия — калибр 65-75 мм, обеспечивающий достаточную мощность осколочно-фугасного снаряда, возможность вести огонь на больших углах возвышения и сравнительно небольшая начальная скорость снаряда (например, для пушки vz. 28 она составляла 190 м/с). Такие параметры позволяли поражать типичные «окопные» цели, но для пехоты всё более актуальной становилась другая задача — борьба с танками. Для этого требовались орудия меньшего калибра с настильной траекторией и более высокой начальной скоростью.
Идея внедрения в пехотную артиллерию второго типа артсистемы в 20-е годы выглядела слишком простой. В то время военные теоретики активно продвигали концепцию универсализма в артиллерии, одним из порождений которой стали двухкалиберные батальонные пушки. Такое орудие комплектовалось двумя сменными стволами (большего и меньшего калибров) — сменными (устанавливавшимися на лафет в зависимости от того, какие огневые задачи предстояло решать) либо устанавливавшимися одновременно. Естественно, это вело к увеличению массы орудия и усложняло боевую работу. Тем не менее, под влиянием «универсалистов» двухкалиберные батальонные пушки разрабатывали такие гиганты артиллерийского дела как «Виккерс» и «Бофорс». Не избежали увлечения этой «модой» и конструкторы «Шкоды» — их концепция двухкалиберности была весьма оригинальной.
Вместо того чтобы применить сменные стволы, пльзеньские инженеры прибегли к использованию вкладного ствола меньшего калибра. Такое решение широко применялось для учебных стрельб из крупнокалиберных орудий, но в боевом оружии до тех пор не использовалось. За основу взяли уже упомянутую 70-мм пушку vz. 28. Первоначально экспериментировали с вкладным стволом калибра 32 мм, из которого стреляли полукилограммовыми снарядами. Максимальная дальность стрельбы составляла 2300 м для 70-мм снарядов, и 3000 м — для 32-мм. Конструкция лафета обеспечивала значительный угол горизонтального наведения — 150º. В боевом положении 70-мм орудие весило 157,5 кг, а 32-мм было на 18 кг тяжелее (за счёт вкладного ствола).
Двухкалиберная пушка в 1929 году успешно прошла испытания на заводском полигоне и начала рекламироваться для зарубежных покупателей.
Новое орудие «Шкоды» появилось в неудачное время — мир охватил невиданный экономический кризис, вынудивший военных поумерить свои аппетиты. В самой Чехословакии шла активная дискуссия о будущем пехотной артиллерии, также не способствовавшая быстрому принятию орудия на вооружение. Но конструкторы «Шкоды» не унывали. Продолжая совершенствование орудия, они в 1931 году создали новый образец, получивший обозначение ВА1/АВ1. Откуда же появился такой индекс? Дело в том, что с начала 30-х годов фирма «Шкода» ввела новую систему обозначений проектов орудий. Теперь буквой «А» обозначались противотанковые орудия, «В» — орудия непосредственной поддержки пехоты, «С» — горные пушки, «D» — горные гаубицы, «Е» — полевые пушки, и так далее. Двухкалиберное орудие сочетало в себе черты классов «А» и «В», причём на равноправных условиях — ни один из них не являлся приоритетным. Именно этим объясняется такое обозначение.
Орудие получило радикально переработанный лафет. Вместо деревянных спицованных колёс применили сплошные металлические уменьшенного диаметра — на позиции их можно было повернуть на 90º наружу. В такой конфигурации обеспечивался круговой обстрел, а осью поворота служил стержень-колышек на конце станины. Второй прототип усовершенствованного орудия вместо колышка имел сошник, увеличивавший устойчивость при стрельбе. Прототипы отличались также типами прицелов.
Вместо 32-мм ствола для ВА1/АВ1 был создан новый — калибром 37,2 мм и длиной 32 калибра, весивший 18 кг. Из него стреляли 800-граммовым бронебойным снарядом с разрывным зарядом. Заряжание — унитарное. 70-мм ствол имел длину всего 12 калибров и весил 35 кг. Его трёхкилограммовые осколочно-фугасные снаряды в документах «Шкоды» именовались минами. Заряжание было унитарным. Благодаря наличию трёх переменных зарядов и большому углу возвышения обеспечивалась возможность мортирной стрельбы на небольшой дистанции — это качество считалось важным для окопной войны. С другой стороны, максимальная дальность стрельбы не превышала 2500 м.
Орудие ВА1/АВ1 могло буксироваться двумя бойцами либо одной лошадью. В разобранном виде его можно было переносить силами личного состава либо транспортировать на снарядных двуколках. Наконец, предусматривалась возможность буксировки орудия за такой двуколкой.
Испытания орудия и его дальнейшая судьба
Стремясь получить заказы на новое изделие, фирма «Шкода» предоставила оба прототипа ВА1/АВ1 для испытаний в распоряжение Министерства национальной обороны. Показ состоялся 16 апреля 1932 года в присутствии высших военных чинов (генерального инспектора вооружённых сил, начальника Главного штаба, представителей управлений артиллерии и вооружения), а также югославской военной делегации во главе с генералом Йовановичем. Вначале продемонстрировали бронебойные качества орудия. Мишенями для стрельбы из 37-мм ствола служили бронеплита толщиной 25 мм и 4,5-мм орудийные щиты. Бронебойный снаряд пробил плиту, разорвавшись в полуметре за ней. Орудийные щиты разлетались вдребезги.
Далее пришла очередь 70-мм ствола. При стрельбе из него оценивались дальность, кучность и поражающая мощность снаряда. С последним параметром возникли проблемы — сооружённое на полигоне деревоземляное укрытие без существенных повреждений выдержало прямые попадания 3-кг снарядов. Завершающим номером стрельбовых испытаний стал обстрел грузовика «Фиат», движущегося по полигону с заблокированным рулевым управлением. В течение пяти минут расчёт орудия добился восьми попаданий (огонь вёлся снарядами-болванками, без разрывного заряда). Затем были продемонстрированы возможности транспортировки орудия различными способами, его разборки для переноски и сборки на позиции.
В протоколе, составленном по результатам испытаний, отмечалось, что оба образца ВА1/АВ1 успешно прошли все тесты. Бронебойные качества 37-мм снарядов, равно как и кучность стрельбы ими по неподвижным и подвижным целям, были признаны отличными. А вот с 70-мм снарядами дело обстояло плохо — можно было стрелять и даже попадать, но для поражения типовых целей мощности снарядов явно не хватало. Эти строки из протокола стали реквиемом для двухкалиберного орудия. Чехословацкие военные сделали вывод, что для борьбы с танками пехоту следует вооружить специальными противотанковыми орудиями. Это привело к принятию на вооружение 37-мм противотанковой пушки 3,7 cm kpúv vz. 34. Фирма «Шкода» ещё некоторое время продолжала развивать концепцию 70-мм батальонной гаубицы. Ей даже удалось «продавить» решение о принятие на вооружение чехословацкой армии усовершенствованного образца такого орудия (с удлинённым до 15 калибров стволом и возросшей до 3350 м дальностью стрельбы) под обозначением 7 cm praporní houfnička vz.35. В 1934 году армия заказала 124 «гаубички», но вскоре отменила заказ, отдав предпочтение 81-мм миномёту системы Стокса-Брандта. И немудрено — миномёт был гораздо проще и дешевле «гаубички». Весил он вчетверо меньше, а дальность стрельбы 3,5-кг миной была такой же.
Тактико-технические характеристики 37/70-мм пехотного орудия ВА1/АВ1
Калибр, мм | 37,2 | 70 |
Длина ствола, мм / калибров | 1202/32 | 800/12 |
Масса орудия со щитом, кг | 185 | 167 |
Масса орудия без щита, кг | 160 | 142 |
Масса ствола, кг | 18 | 35 |
Ширина колеи лафета, мм | 1000 | 1000 |
Высота линии огня, мм | 550 | 550 |
Расчёт, чел. | 5 | 5 |
Горизонтальный угол наводки, град. | 360 | 360 |
Вертикальный угол наводки, град. | 0, +45 | 0, +75 |
Масса снаряда, кг | 0,8 | 3 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 600 | 190 |
Максимальная дальность стрельбы, м | 7600 | 3000 |
Литература
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. — Praga: Naše vojsko, 1975
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
- whu.cz
- palba.cz