Пуля с бочкообразным хвостом. Легкий самолет Miller Aviation JM-2. США

13

Пуля с бочкообразным хвостом. Легкий самолет Miller Aviation JM-2. США

Небольшая интересная винтажная статья из июльского 1974 года выпуска журнала «Aeroplane Monthly», которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Предисловие редакции: В данной статье Артур Орд-Хьюм (Arthur Ord-Hume) описывает замечательный легкий самолет JM-2 конструкции Джима Миллера (Jim Miller).

Все началось, когда руководство компании J. W. Miller Aviation Inc (Miller Aviation), Марбл-Фоллс (Marble Falls), штат Техас, задумалось о радикально новой форме 4-6-местного самолета, который в тот момент разрабатывался её сотрудниками. Глава компании Джим Миллер не является новичком в авиации, и его самолет Little Gem (Маленькая жемчужина), участвующий в авиагонках класса Формулы-1 (Formula One), хорошо известен многим. Миллер также внес важные изменения в выпускающиеся серийно самолеты, применив свой процесс «реактивного профилирования» к таким самолетам как Piper Apache, Aztec и Twin Comanche. В любом случае, одним из способов доказать жизнеспособность концепции – проверить ее на масштабной модели. Поскольку в компании Miller Aviation имеют хороший опыт работ с конструкциями из стекловолокна, то было решено, что в конструкции модели, сделанной в масштабе 1 к 2, должны широко использоваться различные комбинации стекла и смолы.

Однако, в отличие от многих моделей, готовый самолет вызвал некоторые затруднения у своего создателя. Почему? Потому что он так привлекателен, так хорошо летает и так хорошо и легко управляется. Компании уже завалили запросами, но не на шестиместный полноразмерный самолет, а на летающую одноместную масштабную модель!

В результате вскоре появятся наборы частей, из которых опытные авиаконструкторы-любители смогут собрать полноценный самолет. Набор будет включать в себя все формованные детали и, вероятно, будет продаваться по цене около 7000 долларов.

Этот изящный крылатый снаряд, получивший название JM-2, сочетает в себе ряд по-настоящему нетрадиционных для легких самолетов особенностей конструкции и аэродинамики. Возьмем, к примеру, пропеллер. Зная, что вентиляторы и пропеллеры в воздушных каналах гораздо эффективнее, чем лопасти, вращающиеся в открытом воздухе, Миллер полностью закрыл воздушный винт кольцевым обтекателем, а затем, чтобы сделать ситуацию еще более необычной, он сделал два руля направления частями кольцевого обтекателя, и установил на его верхней поверхности руль высоты.

компоновочная схема легкого самолета JM-2

компоновочная схема легкого самолета JM-2

Результат лучше всего сравнить с пулей с бочкообразной хвостовой частью. Это прозвище было дано скоростному выкрашенному в золотистый цвет и оснащенному двигателем Continental самолету за его вызов привычным внешним формам и за его впечатляющие характеристики. Прототип этого усовершенствованного одноместного самолета недавно прошел обширную программу летных испытаний для получения сертификата летной годности, и в настоящее время он эксплуатируется в категории самодельных летательных аппаратов Федерального управления гражданской авиации США (Federal Aviation Administration – FAA).

Что касается конструкции, то JM-2 представляет собой соединение базовой металлической структуры с формованной обшивкой из стекловолокна. Вероятно, это первый случай, когда современные материалы были объединены с современной, радикальной конструкцией самолета. Фюзеляж представляет собой конструкцию, сваренную из стальных труб и включающую в себя центроплан крыла. Фюзеляж покрыт четырьмя формованными скрепленными вместе по вертикальной и горизонтальной осевым линиям. Самолет оснащен фиксированным трехопорным шасси, состоящим из основных опор из алюминиевого сплава с колесами 500×5 и тормозами и носовой стойки с амортизатором и гасителем автоколебаний носового колеса компании Bonanza и колесом 2,50×4 с шиной. Управление носовым колесом осуществляется от органов управления рулями направления.

В задней части фюзеляжа установлен двигатель Continental 0-200B, развивающий мощность 100 л.с. и вращающий четырёхлопастный воздушный винт диаметром 39 дюймов (991 мм). Он полностью закрыт воздушным каналом диаметром 40 дюймов (1016 мм), изготовленным из формованного пластика и оснащенным собственным кольцевым лонжероном. Хорда этого воздушного канала составляет 22 дюйма (559 мм), и на каждой его стороне размещен небольшой руль направления, способный отклоняться на 25° в любую сторону от оси симметрии. Верхний край воздушного канала простирается на некоторое расстояние назад и заканчивается рулем высоты с углом отклонения 26°. Жесткость воздушного канала поддерживается за счет его прикрепления с каждой стороны к задней кромке центроплана крыла, а также за счет фиксированного киля вертикального оперения, который выступает над верхней частью воздушного канала.

снимок крупным планом воздушного канала и пропеллера

снимок крупным планом воздушного канала и пропеллера

снимок крупным планом воздушного канала и пропеллера

снимок крупным планом воздушного канала и пропеллера

на этих двух снимках, сделанных крупных планом, показаны рули высоты и направления. На верхнем снимке показано максимальное отклонение вверх руля высоты, а на нижнем максимальное отклонение влево двух рулей направления

на этих двух снимках, сделанных крупных планом, показаны рули высоты и направления. На верхнем снимке показано максимальное отклонение вверх руля высоты, а на нижнем максимальное отклонение влево двух рулей направления

К центроплану крепятся болтами две внешние консоли крыла. Основу силового набора каждой из них составляют два дюралюминиевых лонжерона двутаврового поперечного сечения, а также корневая и концевая нервюры. Обшивка крыла, которая конструктивно используется для обеспечения устойчивости к скручиванию, изготовлена вакуум-формовочным методом с использованием сотовой структуры и эпоксидной смолы. Верхняя и нижняя части обшивки соединены втулками (линия переднего шва находится ниже передней кромки для обеспечения аэродинамически гладкой верхней поверхности) и скреплены с помощью склеивания и заклепок. Каждый элерон имеет площадь 25 кв. футов (2,3 м²) и диапазон отклонений 19° выше и ниже центральной линии. Крыло самолета не имеет закрылков, но Джим Миллер рассматривает возможность оснащения крыла как закрылками, так и предкрылками (вероятно, предкрылками Крюгера), чтобы снизить на 25% посадочную скорость, которая составляет 80 миль в час (129 км/ч). В крыле используется модифицированный аэродинамический профиль серии NACA 6400; длина хорды крыла у корневых частей составляет 72 дюйма (1829 мм) и 36 дюймов (914 мм) у законцовок.

снимок летящего легкого самолета был сделан Чаком Вульфом

снимок летящего легкого самолета был сделан Чаком Вульфом

снимок летящего легкого самолета был сделан Чаком Вульфом

снимок летящего легкого самолета был сделан Чаком Вульфом

Самолет, разработанный для выполнения высшего пилотажа, был подвергнут статическим испытаниям с перегрузкой 8g и испытан в полете с перегрузками до 6g. Двигатель мощностью 100 л.с. разгоняет JM-2 до приличной скорости 235 миль в час (378 км/ч), обеспечивает на уровне моря скорость набора высоты 1600 футов в минуту (488 м/мин; 8,1 м/с) и длину разбега 1500 футов (457 м). Длина разбега превышает 2000 футов (610 м). пролет над препятствием рекомендуется на скорости на уровне 90 миль в час (145 км/ч). При выключенном питании сваливание происходит на скорости 74 мили в час (119 км/ч), но при крейсерской мощности двигателя она снижается до приборной скорости 70 миль в час (113 км/ч). По словам Джима Миллера, сваливание происходит плавно, без каких-либо тенденций к потере эффективности отклоняющихся поверхностей. На полной мощности JM-2 не сваливается – нос самолета просто слегка качается вверх-вниз. Продолжительность полета с полным баком заявлена в 2 часа, что составляет 400 миль (644 км/ч).

футуристические линии высокоскоростного легкого самолета JM-2 хорошо показаны на данном снимке и, несомненно, способствуют скорости сваливания 74 мили в час (119 км/ч)

футуристические линии высокоскоростного легкого самолета JM-2 хорошо показаны на данном снимке и, несомненно, способствуют скорости сваливания 74 мили в час (119 км/ч)

С другой стороны, JM-2 довольно легкий самолет; его собственная масса составляет 630 фунтов (286 кг), а масса в снаряженном состоянии 1100 фунтов (499 кг). Машина настолько пропорциональна, что ее 15-футовый (4,6 м) размах и 19-футовая (5,8 м) длина кажутся невероятными, пока вы не обратите внимание на размер головы пассажира.

компактная приборная панель легкого самолета JM-2

компактная приборная панель легкого самолета JM-2

Основные принципы проектирования JM-2 отвечает требованиям действующего регламента авиагонок класса Формула-1. Тем не менее, самолет оснащен полноценной электрической системой. В будущем в дополнение к закрылкам Джим Миллер планирует установить топливный бак большей емкости, убирающиеся стойки шасси и регулируемое по высоте сиденье в кабине пилота. После того как изменения будут завершены, обновленный самолет будет тщательно проверен, и Джим Миллер планирует выпускать наборы частей для сборки самолета в домашних условиях. Крайний срок установлен на лето этого года.

Благодаря высокорасположенной хвостовой части JM-2 имеет то преимущество, что при буксировке консоли его крыла можно удалить. Что касается пилота, которому вдруг захочется быстро закрутить бочку, то скорость крена составляет ошеломляющие 180°/сек.

на данном снимке хорошо показана значительная длина хорды крыла легкого самолета JM-2. Для облегчения перевозки автотранспортом консоли крыла могут быть удалены в течение часа. Безупречная отделка достигается за счет использования стекловолокна на основе эпоксидной смолы

на данном снимке хорошо показана значительная длина хорды крыла легкого самолета JM-2. Для облегчения перевозки автотранспортом консоли крыла могут быть удалены в течение часа. Безупречная отделка достигается за счет использования стекловолокна на основе эпоксидной смолы

на данном снимке хорошо показана значительная длина хорды крыла легкого самолета JM-2. Для облегчения перевозки автотранспортом консоли крыла могут быть удалены в течение часа. Безупречная отделка достигается за счет использования стекловолокна на основе эпоксидной смолы

на данном снимке хорошо показана значительная длина хорды крыла легкого самолета JM-2. Для облегчения перевозки автотранспортом консоли крыла могут быть удалены в течение часа. Безупречная отделка достигается за счет использования стекловолокна на основе эпоксидной смолы

К моменту написания статьи Джим Миллер пришел к выводу, что его привлекательный одноместный самолет можно превратить двухместный тандем с помощью, по сути, простого приема: взять пример из практики крупных авиастроительных компаний и растянуть фюзеляж. Этот вариант, по-прежнему оснащенный 100-сильным двигателем Continental, будет развивать обнадеживающую крейсерскую скорость 175 миль в час (282 км/ч) и, будучи сертифицированным в соответствии со всеми требованиями FAA, будет стоить от 16000 до 18000 долларов США. Конструкция этого варианта находится в стадии разработки.

источник: Arthur Ord-Hume «The barrel-tailed bullet » «Aeroplane Monthly» July 1974, pages 769-773

перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-pulya-s-bochkoobraznym-hvostom-legkii-samolet-miller-jm-2

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account