Пулемет от графа и эрцгерцога

13

Пулемет от графа и эрцгерцога

Статья Вячеслава Шпаковского с сайта TOPWAR.

Очень точно наводит наводчик,
А «максим», словно молния бьет.
«Так, так, так!» – говорит пулеметчик,
«Так, так, так!» – говорит пулемет.
Автор стихов В. Дыховичный

Хорошо известно, что за создание огнестрельного оружия в XIX веке брались и зубные врачи, фотографы и коммерсанты. Хотя было среди его создателей немало и потомственных оружейников. А вот титулованных среди них было не так уж и много. Причина – сословность и гордость за принадлежность к определённой «касте». Немыслимо было, чтобы в той же царской России представитель военной касты либо чиновник ходил бы в патентное ведомство, чертил планы, налаживал производство, то есть спускался бы по социальной лестнице вниз. То есть офицер мог по приказу, а то и по собственному пожеланию заниматься созданием нового оружия, но расценивалось это либо как печальная необходимость – «приказ есть приказ», либо как блажь, но тогда сей «блажной» должен был быть человеком богатым, то есть – «это вот так ему захотелось!».

Не правда ли, конструкция внешне очень… забавная. Ни на один другой пулемет эта «машинка» не похожа. Музей военной истории, Вена. Фото forgottenweapons.com

Не правда ли, конструкция внешне очень… забавная. Ни на один другой пулемет эта «машинка» не похожа. Музей военной истории, Вена. Фото forgottenweapons.com

Пожалуй, столь же негативным было отношение к военному изобретательству кроме России лишь только в одной европейской стране – в Австро-Венгрии, где с одной стороны тон задавала военная элита Австрии, а с другой – кавалерия и кавалеристы Венгрии, причём и тем, и другим снобизма хватало. Но не бывает правил без исключения, и результаты некоторых таких «исключений» бывали весьма занимательны. Вот об одном таком «исключении» – пулемете Сальватор-Дормус 1893 года мы вам сегодня и расскажем.

Схема устройства пулемета «Сальватор-Дормус». На ней хорошо виден «гравитационный магазин» для патронов, которые в пулемет подавались за счёт собственного веса, и, что, особенно интересно, устройство маслёнки для смазывания патронов. На каждый такой пулемет при заправке требовалось 3 литра воды и… 0,5 литра ружейного масла!

Схема устройства пулемета «Сальватор-Дормус». На ней хорошо виден «гравитационный магазин» для патронов, которые в пулемет подавались за счёт собственного веса, и, что, особенно интересно, устройство маслёнки для смазывания патронов. На каждый такой пулемет при заправке требовалось 3 литра воды и… 0,5 литра ружейного масла!

Разработан он был полковником и графом Австро-венгерской армии Георгом фон Дормусом и эрцгерцогом Карлом Сальватором в 1888 году, ну а готовую модель они представили в 1890-ом.

Схема работы затворного механизма пулемета. Вверху – ствол заперт. Внизу – ствол открыт

Схема работы затворного механизма пулемета. Вверху – ствол заперт. Внизу – ствол открыт

Эрцгерцог Карл Сальватор родился 30 апреля 1839 года во Флоренции, род его принадлежал к одной из ветвей династии Габсбургов, но в молодости он получил военно-техническое образование, а затем увлёкся конструированием новых видов оружия. Что касается Георга фон Дормуса, то он родился 7 января 1853 года в городе Олмутце в семье военных. Закончил военно-техническую академию, а затем в 1881 году стал преподавателем в Технической военной академии в г. Мёдлинге (Австрия). Как раз тогда там же учился и сын Карла Сальватора — Леопольд, и майор Георг фон Дормус стал его преподавателем. И сын, скорее всего, рассказывал о нём отцу, причём, видимо, рассказывал так, что Карлу Сальватору захотелось с ним познакомиться. Как и где произошло их знакомство, неизвестно, но оно произошло, и в результате эти два, на первый взгляд, очень разных человека начали работать сообща. Начиная с 1884 года их фамилии появляются в патентах на новые образцы огнестрельного оружия, среди которых был и запатентованный в 1888 году пулемет, который они создали в пику пулемету Максима. А уже в 1893 году их пулемет был принят на вооружение армии, а в 1894 году и флота Австро-Венгрии, как Mitrailleuse M/93. А так как его серийное производство осуществлялось компанией «Шкода» в г. Пльзене, то он стал известен также под обозначением «Шкода» M1893.

Механизм пулемет в разрезе. Хорошо виден затвор и запирающий его рычаг, экстрактор, а внизу рычаг-маятник с грузом в форме диска (слева у рукоятки). Военно-исторический институт, Прага

Механизм пулемет в разрезе. Хорошо виден затвор и запирающий его рычаг, экстрактор, а внизу рычаг-маятник с грузом в форме диска (слева у рукоятки). Военно-исторический институт, Прага

ТТХ пулемета были следующими:
Вес: 20 кг вместе с запасом воды и масла. Длина: 1070 мм. Длина ствола: 525 мм. Ёмкость магазина: 20-30 патронов. Патрон: 8x50R. Скорость пули: 618 м/сек. Скорострельность: 180-300 выстрелов в минуту. Тумбовая установка для ВМФ весила 220 кг и имела 6-мм противопульный броневой щиток. Градуировка прицела: 1600 шагов.

Схема затвора в разрезе: С – затвор; D – подпирающий его рычаг; С1 – рычаг ударника; С7 – пружина рычага ударника

Схема затвора в разрезе: С – затвор; D – подпирающий его рычаг; С1 – рычаг ударника; С7 – пружина рычага ударника

Первое, что бросается в глаза при сравнении этого пулемета с пулеметом «Максим», это… вес. Вроде бы на нём тоже есть кожух для воды, но пулемет в целом весит на 7 кг меньше своего «старшего брата». Однако, если обратиться к его устройству, то отличия будут и вовсе разительными! Прежде всего автоматика «Максима» действовала за счёт отдачи подвижного ствола. Поскольку ствол проходил через ёмкость с водой, это потребовало наличия сальников, уплотнений, словом, всего того, что при обслуживании отнимает много времени и усилий. На пулемете Сальватора-Дормуса ствол бы неподвижен, то есть затвор у него, как и во многих пистолетах, был… свободный! И не просто свободным, а ещё и качающимся! Причём под совсем неслабые патроны 8x50R.

Пулемет «Сальватор-Дормус» Mitrailleuse M/93

Пулемет «Сальватор-Дормус» Mitrailleuse M/93

Пехотный вариант пулемета М1893 на треноге и со щитком

Пехотный вариант пулемета М1893 на треноге и со щитком

Известно, что затвор пулемета «Максим» отличался большой сложностью и требовал очень точной механической обработки. И недаром он появился именно в Англии. Вряд ли его смогли бы в то время производить с нужным качеством где-нибудь ещё. Но Сальватор и Дормус смогли создать автоматику более простую, чем у Максима, но вполне работоспособную. Их затвор имел форму Г-образного рычага и двигался при стрельбе вперёд-назад. Подпирал его другой Г-образный рычаг, скользивший по фигурной поверхности затвора. Этот рычаг был соединён с мощной цилиндрической пружиной, размещённой в трубке позади ствольной коробки. К ней же, кстати, можно было ещё и прикрепить дополнительный приклад.

Ещё одна схема устройства пулемета «Сальватор-Дормус». Слева – устройство пачки для патронов. Справа – работа рычага-маятника. Хорошо видно отверстие, через которое из затворной коробки выпадали вниз стреляные гильзы

Ещё одна схема устройства пулемета «Сальватор-Дормус». Слева – устройство пачки для патронов. Справа – работа рычага-маятника. Хорошо видно отверстие, через которое из затворной коробки выпадали вниз стреляные гильзы

Под этим рычагом находился маятник регулятора скорострельности с регулируемым грузом, который колебался во время стрельбы из пулемета. Груз сдвигался по штанге и фиксировался на ней. Чем ниже груз, тем сильнее амплитуда раскачивания рычага, тем больше на это уходит времени, и потому тем дольше длится цикл перезаряжания. Чем выше груз, тем маятник быстрее ходит туда-сюда и тем чаще стреляет пулемет. Диапазон регулировки составлял от 180 до 300 выстрелов в минуту.

Затворная часть пулемета «во всей красе». Обратите внимание на заметные углубления на рычаге-маятнике с грузом, для его надёжной фиксации. Музей военной истории, Вена. Фото forgottenweapons.com

Затворная часть пулемета «во всей красе». Обратите внимание на заметные углубления на рычаге-маятнике с грузом, для его надёжной фиксации. Музей военной истории, Вена. Фото forgottenweapons.com

То есть по сути это была ещё одна «картофелекопалка», вроде пулемета Браунинга 1895 года. Только у него рычаг двигался под стволом, а отбрасывали его истекающие из него пороховые газы. У «Сальватора-Дормуса» рычаг раскачивался под его казённой частью, что, конечно, было не очень-то удобно для стрелка. Но зато сама возможность регулировки скорострельности очень нравилась австро-венгерским военным, которые также, как и военные многих других стран того времени, не жалели денег на позументы и парадное шитьё на мундирах, но очень ревностно относились к расходу патронов при стрельбе!

Поскольку амплитуда рычага-маятника была довольно велика, а сам он был достаточно длинным, далеко не всякий станок для него подходил. В начале использовался вот такой, колёсный, с высоким щитом, по моде того времени!

Поскольку амплитуда рычага-маятника была довольно велика, а сам он был достаточно длинным, далеко не всякий станок для него подходил. В начале использовался вот такой, колёсный, с высоким щитом, по моде того времени!

M1893 был проще и дешевле в изготовлении, чем пулемет «Максим». Самым слабым местом его конструкции был открытый магазин с гравитационным питанием, который время от времени вызывал задержки подачи патронов. Кроме того, чтобы гильзы из него легко экстрагировались, патроны нужно было обязательно смазывать. Поэтому рядом с магазином на нём укреплялась ещё и маслёнка. Через неё проходил подпружиненный стержень. Каждый очередной патрон, перед тем как попасть в ствол, нажимал на этот стержень и получал каплю масла! Нет масла – и пулемет обычно заклинивало. Конечно, масло нужно было и «Максиму», но «Сальватор-Дормус» потреблял его в очень больших количествах, а кроме того, на смазанные маслом поверхности очень легко налипала грязь!

Первое боевое крещение пулемета состоялось в 1900 году во время китайского боксерского восстания. Тогда крейсер «Зента» доставил эти пулеметы в Китай, и они помогли обеспечить защиту посольства Австро-Венгрии в Пекине. M1893 функционировал хорошо и оставался на вооружении Австро-Венгрии до 1918 года, однако постепенно был заменён более совершенным пулеметом «Шварцлозе» 1907/12.

Солдаты австро-венгерской армии с пулеметами М1893. У многих в руках патронные пачки, употреблявшиеся для более быстрой зарядки магазина этого пулемета

Солдаты австро-венгерской армии с пулеметами М1893. У многих в руках патронные пачки, употреблявшиеся для более быстрой зарядки магазина этого пулемета

Инженеры «Шкоды» периодически совершенствовали M1893. Так, к самому первому образцу с воздушным охлаждением ствола была добавлена ёмкость водяного охлаждения на 3 литра. Причём, если у «Максима» и большинства его аналогов использовался просто цилиндр с водой с заполнением и сливом, то на пулемете «Сальватор-Дормус» стояла система с циркуляционным насосом и дополнительной ёмкостью. Это позволяло обеспечить постоянную подачу к стволу свежей холодной воды для охлаждения и не создавать предательского облака пара при длительной стрельбе. «Гравитационный магазин» заменили ленточным питанием. Маятниковая система регулировки скорострельности тоже была переработана для получения более высокой скорострельности и теперь стала стабильно выдавать 300 выстрелов в минуту.

«Шкода» М1909

«Шкода» М1909

В 1909 году инженеры «Шкоды» полностью переработали M1902, чтобы он мог конкурировать с пулеметом «Шварцлозе», который был принят на вооружение монархии в 1905 году. В M1909 вновь была добавлена маслёнка, что увеличило скорострельность до 425 выстрелов в минуту. В системе ленточного питания использовался тканевый ремень на 250 патронов, который входил в левую часть ствольной коробки и выходил сверху. Однако ленточная система полностью не устранила проблемы с питанием. Кстати, в США в 1894 году этот пулемет тоже испытывали, отстреляли 600 патронов, но особого интереса к нему не проявили.

источник: https://topwar.ru/197471-pulemet-ot-grafa-i-jercgercoga.html

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account