Прыжок к морю. Взгляд из СССР осени 1940 года на разгром западных союзников
Винтажная статья из октябрьского 1940 года выпуска журнала «Техника-молодежи», которая посвящена боям на западном фронте и которая, думаю, заинтересует коллег.
Окружающая форт местность изобиловала проволочными заграждениями и противотанковыми препятствиями. Казалось, что для овладения этим совершенным в техническом отношении укрепленным пунктом германцы будут вынуждены затратить много сил и времени. Однако парашютисты, сброшенные с самолетов, летевших на очень небольшой высоте в искусственно созданном тумане, быстро нарушили систему обороны форта и совместно с наступавшей с фронта пехотой захватили его. Падение сильнейшего форта Льежа имело для немцев огромное значение, так как оно обеспечило им в районе этого форта переправы через канал Альберта и реку Маас.
Таким образом, воздушные десанты, появившиеся еще в годы первой мировой империалистической войны 1914-1918 гг., в силу их массового применения в мае 1940 г. приобрели совершенно иное значение. При поддержке авиации, взаимодействуя с наземными войсками, воздушные десанты успешно выполняли самые разнообразные боевые задачи и в значительной степени способствовали повышению общего темпа германского наступления
* * *
Начиная решительное наступление на англо-французов, германское командование обеспечило правый фланг своего фронта быстрым занятием Голландии. Оставленная без поддержки союзников, голландская армия оказалась вынужденной капитулировать на шестой день военных действий.
В то же время главная группировка немцев, наступавшая через Бельгию, в обход линии Мажино, вышла на рубеж реки Мааса и линию долговременных укреплений по франко-бельгийской границе. Эти укрепления составляли так называемый Арденский сектор заграждений, являвшийся продолжением линии Мажино. Французское командование, не поспевавшее за быстрым темпом немецкого наступления, запоздало с развертыванием здесь своей армии.
Для прорыва, который давал бы германским войскам возможность вторгнуться в пределы самой Франции, немцы выбрали участок Седана. Это место известно в истории войн между Германией и Францией. Ещё во время франко-прусской войны 1870-1871 гг., немцы окружили у Седана французскую армию и принудили ее к капитуляции. И сейчас снова под Седаном разыгралось ожесточенное сражение, продолжавшееся несколько дней. Французское командование бросило сюда танковые части и авиацию.
В первый день поднятые в воздух двести германских бомбардировщиков четыре часа засыпали бомбами французскую укрепленную линию, а пикирующие бомбардировщики, «штукасы» (сокращение слова «Штурцкампф»), налетая четыре раза, бомбили отдельные укрепления. После этой подготовки были брошены вперед германские танки и за ними пехота. Большинство броневых пулеметных гнезд было выведено из строя, и из уцелевших ДОТов и укреплений, а также из подземных сооружений появились, размахивая белыми флажками, французские солдаты.
Французы понесли большие потери и почти уже не оказывали сопротивления. Их командование, однако, не отказалось от мысли восстановить положение общей контратакой с массовым применением танков. Французское командование надеялось отбросить начавшие уже переправляться через Маас германские войска обратно за реку. Но эта контратака не удалась: французы с большими потерями были отброшены, и германские войска продвинулись далеко к югу от Седана.
К этому времени прорыв уже расширяется на весь участок среднего течения реки Мааса – от Седана до бельгийского Динана. В районе последнего пункта наступление было задержалось, но немцы подтянули в течение ночи тяжелую артиллерию, которую им удалось выдвинуть вперед. Были также введены в дело и пикирующие бомбардировщики. Французские оборонительные сооружения, построенные весьма солидно, по принципу «безопасность прежде всего», не выдержали разрушительного действия воздушной бомбардировки и огня тяжелых орудий, стрелявших с расстояния всего в 400-500 метров.
Бои на фронте реки Мааса решили исход сражения в Бельгии. В образовавшийся стокилометровый прорыв германское командование бросает почти все свои танковые соединения – десять-двенадцать танковых и несколько Моторизованных дивизий, которые получают задачу в кратчайший срок достигнуть побережья Ла-Манша, как бы разрезая фронт союзников на две части.
Эта операция, получившая название «прыжка к морю», была проведена необычайно быстро. Решающая роль в ней принадлежала германским танкам и авиации, поддержанным первое время лишь частями моторизованной пехоты.
Быстрое развертывание событий и сокрушающая мощь вышедшей на маневренный простор огромной танковой массы, поддержанной многочисленной авиацией с ее пикирующими бомбардировщиками, прозванными «самолетами смерти», не давали французам времени и возможности закрепиться на каком-либо рубеже. Французы не могли остановиться, чтобы, создав новую линию обороны, затянуть образовавшийся прорыв. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что все время стояла хорошая погода, благоприятствовавшая действиям танков и авиации. Ночью боевые действия стихали, а с утра немецкое наступление возобновлялось.
Судя по данным английской печати, наступление это проводилось обычно по следующей схеме. Впереди двигается завеса из разведывательных самолетов. За ними следуют налетающие шквалами бомбардировщики. За первыми эшелонами пикирующих бомбардировщиков, сбрасывающих бомбы с высоты 600-700 метров, идут тяжелые или средние бомбовозы, которые на бреющем полете бомбят почти уже беззащитного противника. А в это время летящие на высоте 600-700 метров истребители защищают их от неприятельских атак с воздуха. Когда эта воздушная бомбардировка подавит оборону противника и уничтожит его резервы, выдвигаются завершающие дело тяжелые танки. Одновременно появляются легкие танковые части, которые, прорвавшись в тыл противника, окончательно дезорганизуют его оборону. Развитие успеха и преследование отступающего противника возлагаются главным образом на разведывательные отряды танковых дивизий и легкие соединения – с их броневиками и частями мотоциклистов, которые с огромной быстротой бросаются вперед. Позади тяжелых танков следует моторизованная артиллерия, которая при необходимости приходит им на помощь. Эта же артиллерия вместе с последующим эшелоном моторизованной пехоты ликвидирует оставшиеся очаги сопротивления, обойденные танковыми частями. В последнем, тыловом эшелоне везутся запасы горючего и остальные виды снабжения, следуют дорожные части и мостовые парки. Все эти бесконечные колонны охраняются от нападения с воздуха эскадрильями истребителей.
Быстрое продвижение механизированной армии облегчалось тем, что при прорыве значительных групп германских мотомехвойск в глубокий тыл неприятельской обороны французы не производили большей частью необходимых разрушений, боясь поставить в трудное положение находящиеся впереди собственные войска. Проникая в тыл противника, германские танковые части облегчали себе одновременно и разрешение задачи питания горючим, захватывая как местные запасы, так и военные склады бензина.
Встречающиеся водные преграды при отсутствии переправ форсировались ночью по наведенным понтонным мостам, а тяжелые танки переходили реки по сборным стальным мостам, изготовленным на заводах Круппа.
Не успевая перебрасывать войска в район прорыва, а главное, организовать противотанковую оборону, французское командование делало все же отчаянные усилия, чтобы задержать продвижение противника к морю. Союзники неоднократно бросали навстречу германским танковым корпусам свои мотомехсоединения. В результате происходили грандиозные танковые бои, в которых обычно принимала участие и авиация. Особенно мощным было действие германских пикирующих бомбардировщиков, которые громили целые танковые соединения англо-французов. Эти бои отличались исключительной скоротечностью, напоминая кавалерийские сражения прошлых времен.
Получив от разведывательной авиации сведения о противнике, танковые соединения устремляются вперед со скоростью 30-50 километров в час. Отдельные колонны возглавляются командирами, которые должны быстро ориентироваться и немедленно действовать, когда представится возможность нанесения удара. Затем происходит ожесточенная схватка этой современной бронированной конницы, отличающейся исключительной быстротой и маневренностью. Танки при этом часто схватываются в настоящую «рукопашную». Таким крупнейшим столкновением танковых масс, в итоге которого германская мотомехгруппировка через день вышла к побережью Ла-Манша, было развернувшееся на нескольких десятках километров сражение у Камбрэ. В этом районе во время первой империалистической войны 1914-1918 гг. танки впервые были применены в массовом масштабе. Новое сражение затмило этот первый опыт своим размахом. Французское командование бросило в бой все свои уже сильно пострадавшие в предыдущих сражениях танковые дивизии и подтянутые мотомехсоединения англичан. В сражении приняло участие до 5 тыс. танков, и оно закончилось полным поражением союзников.
Осуществив свой прорыв к морю, который приводил к окружению миллионной армии союзников, мотомехгруппировка германцев повернула вдоль побережья в северном направлении. Новая ее задача заключалась в том, чтобы быстрым захватом расположенных на побережье портов не дать отступавшим из Бельгии войскам противника ускользнуть через море в Англию.
Один из весьма ожесточенных боев происходил за обладание городом Булонью. После полудня германские танковые части начали наступление на этот город. Находившиеся в гавани английские эсминцы открыли по наступавшим сильный огонь. Однако двум ротам немецкой моторизованной пехоты, атаковавшим при поддержке танков, удалось вскоре проникнуть в город. Огонь английских эсминцев больше не беспокоил их, но теперь немецкие стрелки подверглись винтовочному и пулеметному обстрелу из всех домов. Засевшие там англичане забаррикадировали двери и окна мешками с песком и укрепили специальные стальные шиты. В разгар боя неожиданно появились германские штурмовики, прорвавшиеся через густые облака, и начали бомбардировать английские эсминцы, продолжавшие до этого вести огонь. Один корабль был потоплен, а два других поспешили уйти в открытое море.
Наступление продолжалось. Главные силы немцев приближались постепенно к центру города. Устроенные здесь на улицах рвы и баррикады затрудняли движение танков. Вдобавок от артиллерийского огня возникли пожары. Наступившая темнота прекратила бой.
Под покровом ночи англичане, бросив сотни машин, много оружия и другого имущества, ушли из города. Здесь остались только французы, засевшие в старинной городской цитадели, которая имела стены в 12 метров высоты и 4 метра толщины. Атаки цитадели, предпринятые на следующий день немецкой пехотой; поддержанной танками, успеха не имели. Чтобы пробить брешь в стенах цитадели, нужна была артиллерия. К вечеру она появляется на сцене. По цитадели открывается ураганный артиллерийский огонь. Ближайшие к крепости дома загораются. В 20 часов бомбардировка прекращается, и начинается новая атака. Несмотря на сильнейший пулеметный и ружейный огонь французов, одно ударное подразделение немцев при поддержке танков пытается ворваться в крепость через разбитые ворота, но, попав под перекрестный огонь, вынуждено отойти.
После новой неудачи немцы возобновляют бомбардировку. Подтягиваются артиллерийские резервы, используются и зенитные орудия. На следующий день с утра немцы начинают штурм цитадели и к 10 часам вынуждают наконец французов капитулировать.
«Прыжок к морю» дал немцам возможность окружить во Фландрии северную группировку союзников, хотя часть ее, основная масса английских войск, успела эвакуироваться из Дюнкерка в Англию. Покончив с северной группировкой союзников, немцы начинают решительное наступление на Париж.
источник: полковник В. Попов «Прыжок к морю» «Техника-молодежи» 1940-10, стр.14-17