Прототип, которого не было. Проект истребителя Macchi MC 204. Италия
Перед тем как выложить данную статью я хочу выразить слова признательности глубокоуважаемому коллеге vasia23 за цветной профиль.
Среди множества документов подлежащего реорганизации обширного авиационного архива, были обнаружены три рисунка, которые сразу же вызвали неподдельный интерес. Это виды сверху и сбоку, а также подробный компоновочный чертеж (продольное сечение). Аббревиатура заголовка найденных чертежей была новой, но звучало знакомо: C.204. При первом поверхностном осмотре сразу же подтверждается ощущение знакомства и возникает уверенность: форма вертикального оперения не оставляет сомнений, что к чертежам приложил руку инженер Марио Кастольди.
При ближайшем рассмотрении общий профиль от кабины пилота до хвостового оперения кажется очень похож на профиль истребителя MC 202 (хотя некоторые детали значительно отличаются), в то время как носовая часть полностью новая с установленным в ней неинвертированным V-образным рядным двигателем.
По мнению историка авиации Джанни Каттанео (Gianni Cattaneo) этим двигателем является авиамотор семейства Isotta Fraschini 121. Автор статьи нашел некоторые документы, относящиеся к этому двигателю, официальное название которого Isotta Fraschini Asso L 121 RC 40; на компоновочном чертеже историк авиации Энрико Лепрони (Enrico Leproni) проверил размеры и формы двигателя и подтвердил, что проект должен был получить именно этот двигатель.
Кроме того, профиль передней части фюзеляжа проекта MC 204 имеет заметное сходство с профилем прототипа истребителя-биплана Caproni Ca 165, который был оснащен тем же двигателем.
На часть тайны был получен ответ, однако некоторые сомнения еще оставались.
Обозначение, присвоенное проекту, позволяет предположить, что он является дальнейшей модификацией истребителя MC 202 с двигателем Daimler Benz 601 A. Но зачем думать о замене двигателя мощностью более 1100 л.с. на двигатель с номинальной мощностью всего 900 л.с.? И почему на чертежах отсутствует радиостанция, а форма фонаря кабины пилота – со сдвигающейся назад подвижной частью? После того, как выяснилось, что чертежи относятся к марту 1940 года, историк авиации Грегори Алеги дает ключ к окончательному прояснению загадки: это возможная модификация не MC 202, а MC 201 [1].
Фактически, в ожидании появления 1000-сильного радиального двигателя FIAT A 76, который предназначался для установки на MC 201 и сроки доводки которого постоянно смещались вправо, в компании Macchi разрабатывались альтернативные варианты. Первый вариант представлял собой установку на второй прототип истребителя MC 201 немецкого двигателя DB 601 A. Два двигателя данного типа были приобретены итальянским министерством авиации, и лицензионное производство авиамоторов DB 601 A должно было начаться компанией Alfa Romeo. Второй вариант, который представлен найденными чертежами, состоял в установке на третий прототип истребителя MC 201 отечественного двигателя компании Isotta Fraschini.
Однако визит генерала Франческо Приколо, состоявшийся 30 марта 1941 года, окончательно разрубил гордиев узел. Итальянский V-образный двигатель был сочтен неподходящим для перспективного перехватчика, и поэтому зеленый свет был дан проекту, оснащенному немецким двигателем. Это решение было мудрым и удачным выбором, поскольку MC 202 стал лучшим итальянским истребителем Второй Мировой войны из числа запущенных в крупносерийное производство. Что же касается третьего прототипа MC 201, которому было присвоено обозначение MC 204, то он не был построен и полнил список итальянских бумажных проектов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Марко Гуэли «Еще раз о MC 204…»
Меня очень заинтересовала статья Джованни Массимилио о находке некоторых чертежей проекта истребителя MC 204 от 28 марта 1940 года, которые были представлены в журнале «Ali Antiche» №194, стр.20 и о которых упоминалось в журнале «Aerofan» №1/78.
Исходя из имеющихся чертежа фюзеляжа, конструкции двигателя Isotta Fraschini Asso L-121 и проявив немного собственного воображения, я попытался, надеюсь, успешно воссоздать внешний вид этого неизвестного «творения» инженера Кастольди, если бы оно увидело свет.
На самом деле этот истребитель никогда не поднимался в воздух, поскольку 900-сильный двигатель Isotta Fraschini Asso L 121 был признан не подходящим для установки на перехватчики, несмотря на то, что он имел несколько меньшую массу (594 кг) по сравнению с немецким авиамотором DB 601 (630 кг).
Присвоенный проекту номер MC 204 больше номера знаменитого Folgore, что указывает на попытку оснастить истребители, разрабатываемые для итальянских ВВС, отечественными двигателями даже после того как немцы продали лицензию на производство их отличных авиамоторов DB 601.
Чертёж проекта истребителя MC 204 показывает фюзеляж, который очень похож на фюзеляж прототипа Folgore за исключением того, что передняя часть была полностью модифицирована для размещения авиамотора Isotta Fraschini вместо двигателя Daimler Benz. Я предположил, что крыло и горизонтальное оперение были такими же, как у прототипа MC 202.
На чертеже в трех проекциях также показаны некоторые отличия от других истребителей компании Macchi: роговая компенсация руля направления увеличена, длина обтекателя, установленного позади кабины пилота, представляет собой нечто среднее между MC 202/MC 205 и MC 201.
Общая длина проекта MC 204 будет примерно на десять сантиметров меньше длины истребителя Folgore.
Вооружение истребителя должно было состоять из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT. Винт, показанный на более подробном техническом профиле, может показаться четырехлопастным, возможно, чрезмерным для двигателя, мощность которого не превышает 1000 л.с. и, безусловно, беспрецедентным для итальянских самолетов того времени, поэтому я выбрал классический трехлопастный пропеллер.
[1] стимулом к созданию опытного истребителя MC 201 является «I конкурс истребителей» 1938 года (помимо MC 201 в нем приняли участие Ba 100, Ca 175, CO 2, FN 530, G 52 и Re 2000); 1 марта 1940 года данный конкурс был аннулирован
источники:
-
-
- Giovanni Massimello «Paper planes. Macchi C.204: il prototipo che non fu» «Ali antiche» 104, pagine 20-21
- Marco Gueli «Paper planes. Ancora C.204…» «Ali antiche» 106, pagina 28
-