Противотанковая САУ Maresal (Румыния)
Аннотация: Многим любителям истории бронетехники хорошо известна немецкая противотанковая САУ Hetzer, многие знают и про советские аналоги данной САУ — СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Однако подобную машину проектировали и испытывали еще в одной стране — Румынии.
Румыния в годы Второй Мировой войны представляла собой отсталое аграрное государство с самым низким в Европе уровнем занятости населения в промышленном производстве (по этому показателю Румыния уступала даже Турции), но тем не менее её инженеры создавали оригинальные образцы авиа- и бронетехники. Одной из таких интересных машин была САУ Maresal.
История румынской противотанковой САУ “Maresal” началась в 1942 г., когда армия остро ощутила необходимость иметь на вооружении аналог немецких Panzerjager. Работы проводились под руководством майора Николае Ангела и капитана Георге Самботина при поддержке подполковника Константина Гиулаи, который ранее разработал противотанковую САУ ТАСАМ Т-60. Предполагалось, что для новой самоходки будет необходимо использовать обычное танковое шасси, на которое устанавливалась бронекоробка с вооружением. В то время выбор встал между шасси легких танков R-2 (лицензионная версия Lt.35) и Т-60. Последние были захвачены в течении 1941-1942 гг.в количестве не менее 30 штук и использовались для обучения экипажей. Чтобы найти им более подходящее применение кроме установки 76,2-мм пушки Ф-22 было принято решение установить на шасси Т-60 122-мм гаубицу Путилов-Обухов модели 1904/1930 и спаренный с неё пулемет ZB-53. Со всех сторон орудие закрывалось четырехгранным щитом с толщиной брони 20-30 мм. Самоходка получила название "Maresal", что в переводе с румынского означает "маршал".
Постройку первого прототипа, обозначенного как М-00 начали летом 1943 г. на фирме Malaxa под общим руководством Константина Гулаи и директора завода Раду Вереса. Работы шли быстро и уже 30 июля прототип был предъявлен на испытания, проводившиеся на полигоне в Судити. К октябрю выпустили ещё три опытных самоходки, получивших обозначения М-01, М-02 и М-03.
Конструкция М-00 представляла собой шасси Т-60 с установленной 122-мм гаубицей обр.1904/30. На М-01 шасси Т-60 было усилено. На прототипе М-02 шасси Т-60 было усилено и немного удлиннено фирмой Rogifer. Прототип М-03 имел уже удлиненное и расширенное шасси Т-60. Вооружение всех четырех прототипов оставалось прежним.
Испытания этих САУ, проведенные в течении октября 1943 года, не привели к желаемому результату. Шасси легкого танка Т-60 мало подходило для установки 122-мм гаубицы, а экипажа из двух человек было явно недостаточно. В боевых условиях водитель, сидевший с правой стороны корпуса, должен был выполнять обязанности заряжающего, что в некоторых ситуациях было просто недопустимо. Разместить третьего члена экипажа не представлялось возможным из-за тесноты в боевом отделении. В итоге, от дальнейших работ по самоходкам серии М-00 — М-03 отказались.
Более приемлемым был вариант установки легкого противотанкового орудия типа немецкого РаК 40. Новый прототип М-04 унаследовал старое шасси, но получил двигатель от легкого танка Hotchkiss H-39, 75-мм противотанковую пушку Resita M1943 и более обтекаемый бронекорпус, наподобие немецкого “Hetzer”. Маршал Антонеску, не сомневавшийся в успехе новой САУ, даже представил её чертежи Адольфу Гитлеру, который отозвался о румынской машине вполне похвально.
Постройка прототипа М-04 была начата в ноябре 1943 г. и завершена в январе 1944 г. Испытания начались с февраля на том же полигоне и проводились в присутствии представителей OKH (немецкого верховного командования). Интерес к "Maresal" был тогда настолько высок, что Гитлер лично распорядился выделить для румынского проекта немецких специалистов. При участии инженеров фирм Alkett и Vomag в течении марта-мая 1944 года было построено ещё две опытные самоходки с индексами М-05 и М-06. Оба прототипа представляли собой очень интересный симбиоз из элементов советского шасси, румынского корпуса, французского двигателя от танка Н-39, коробки передач и траков фирмы CKD, а также радиостанции Telefunken и немецкой оптики. На сравнительных испытаниях со StuG III, проводимых в период между 21 июля и 23 августа 1944 года, румынская самоходка показала превосходство по подвижности, при сопостовимом вооружении и более низком силуэте. Немецкая САУ превосходила М-05 только в бронировании и общей защищенности.
В мае 1944 г. был выдан заказ на 1000 САУ (200 М-05 и 800 М-06), для чего был заключен договор с фирмой Hotchkiss. Также румынские представители вели переговоры с фирмами Австрии, Чехии, Швейцарии и Швеции о приобретении оборудования. Кроме того немецкие представители выразили заинтересованность в занитном варианте, оснащенном 37-мм зенитным орудием Rheinmetall. Интерес к САУ был так велик, что рассматривался вопрос о продаже лицензии на изготовление двигателя Praga, мощностью 160л.с. для большей унификации САУ Maresal и Hetzer.
Однако ещё в марте запланировали производство “нулевой” серии М-05 состоящей из 10 машин, а также 1-й и 2-й серий по 40 и 50 машин соответственно. Первые самоходки намервались получить в июне, а затем темп производство должен был составлять не менее 100 машин ежемесячно. Это позволило бы в кратчайшие сроки сформровать 32 противотанковых самоходных батальона, причем первый тренировочный батальон был уже создан в составе 2-й танковой дивизии.
Планы производства были нарушены налетами стратегических бомбардировщиков союзников, из-за чего срок поставки первых САУ перенесли на 1 ноября 1944 года. Дополнительно был подписан договор между румынским и немецким командованием, предусматривавший поставку примерно 20-30 самоходок вермахту и даже развертывание их лицензионного производства с использованием агрегатов от самоходки “Hetzer”. Кроме того немецкие представители выразили заинтересованность в зенитном варианте, оснащенном 37-мм зенитным орудием Rheinmetall.
САУ Maresal на базе САУ Hetzer
Тем не менее, до заключения перемирия с СССР ни одна машина так и не покинула стен предприятия. С 29 августа программа строительства “Maresal” была приостановлена, а затем полностью прекращена. Находившиеся на разных стадиях сборки предсерийные М-05 были конфискованы советскими войсками и хотя существовали планы возобновления их испытательного цикла в скором времени все "Maresal" отправили на слом.
БОЕВАЯ МАССА, кг |
10000 |
ЭКИПАЖ, чел. |
2 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
|
Общая длина, мм |
5800 |
Длина, мм |
4800 |
Ширина, мм |
2440 |
Высота, мм |
1540 |
Клиренс, мм |
330 |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Пушки |
1 × 75-мм пушка DT-UDR |
Пулеметы |
1 × 7,92-мм ZB-53 в укладке |
БОЕКОМПЛЕКТ |
|
Пушки |
44 снаряда |
Пулеметы |
н/д |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
оптический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ |
|
Лоб корпуса, мм |
20 |
Борт корпуса, мм |
20 |
Корма корпуса, мм |
20 |
Крыша и днище, мм |
10 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА |
|
Тип двигателя |
Hotchkiss H-39, бензиновый, жидкостного охлаждения |
Мощность, л.с. |
1 × 120 |
Общая мощность, л.с. |
120 |
ТРАНСМИССИЯ |
механического типа: сцепление, КПП, главная и бортовые передачи, бортовые фрикционы с тормозами |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
4 опорных катка, 3 поддерживащих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо |
СКОРОСТЬ |
|
По шоссе |
45 км/ч |
По местности |
25 км/ч |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Уклон, град |
32 |
Высота стенки, м |
0,50 |
Ширина рва, м |
1,30 |
Глубина брода, м |
0,60 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
отсутствовали |
Список источников: