Проекты палубных противолодочных самолетов на базе Breguet Br 960 Часть 1
Содержание:
Еще в 1950 году конструкторское бюро Breguet рассматривало возможность использования Br 960 в качестве специализированного противолодочного самолета. В то время британские и американские военно-морские силы для борьбы с подводными лодками противника использовали тактические пары палубных самолетов (два варианта таких машин как Skyraider, Avenger, Guardian и т.д.). Это указывало не необходимость самолет компании Breguet разделить на два подтипа:
-
- «hunter» (охотник), который несет минимальный состав вооружения, но оснащенный оборудованием, необходимым для обнаружения и затем точного определения местонахождения подводных лодок противника;
- «killer» (убийца), который имеет ограниченный состав оборудования для обнаружения, но хорошо вооруженный и ответственный за уничтожение подводных лодок противника.
По мере того как продолжались испытания прототипов палубного штурмовика Vultur, компания Breguet заявила о разработке помимо штурмовика еще этих двух вариантов. Однако 5 июня 1952 года командование авиации ВМС Франции (Aéronavale) объявило руководству компании Breguet, что радикально меняет порядок своих приоритетов: интерес к штурмовику резко снизился, и основное внимание было приковано к действиям пары «hunter – killer».
С этого момента в компании Breguet проводилась разработка на базе палубного штурмовика Br 960 различных вариантов противолодочного самолета, и в 1953-54 годах почти одновременно была предложена целая гамма проектов, получивших внутрифирменные обозначения F1, F2 и т.д.. Это были:
-
- двухместный самолет, который был довольно близок к штурмовику Vultur, поскольку сохранял смешанную силовую установку оригинального самолета и который был оборудован для работы в паре;
- очень упрощенный и облегченный двухместный самолет, в котором в силовой установке был сохранен только ТВД;
- трехместный самолет, способный самостоятельно выполнять задачи по поиску и уничтожению подводных лодок или действуя в паре «hunter – killer» выполнять дну из этих задач.
В конце концов, именно эти последние варианты казались наиболее многообещающими для морской авиации и в конечном итоге привели к созданию Br 1050 Alizé!
Проект, предшествовавший официальному запросу (май 1952 года)
Данный проект представлял собой два само лета типа Vultur», оснащенных соответственно как «hunter» и «killer».
Первый из них «hunter» должен был оснащаться радаром дальнего радиуса действия, пятнадцатью радиогидроакустическими буями и двенадцатью маркирующими устройствами. Ударное вооружение должно было ограничиваться восемью 90-мм ракетами.
Первый из них «killer» должен был оснащаться уменьшенным количеством буев и маркирующих устройств и бортовой самолётной РЛС обнаружения надводных целей (RDC radar) малой дальности, которая аналогична установленной на прототипах Br 960. Ударное вооружение этого варианта состояло из четырех глубинных бомб и восьми или двенадцати ракет на внешней подвеске.
Двухместные проекты, аналогичные прототипу Vultur и оснащенные противолодочным оборудованием
В середине 1953 года официально были предложены специализированные машины. В обоих вариантах из нижней части фюзеляжа выступал крупный обтекаемый отсек, содержавший в себе оборудование для поиска подводных лодок и средства для их уничтожения. Вариант «killer» должен нести на законцовке крыла оборудование (ADC), а вариант «hunter» – оборудование радиолокационной разведки (RSM) большой дальности в неподвижном подфюзеляжном обтекателе.
Вероятно, эти проекты получили внутрифирменное обозначение F2. При разработке данных проектов уже не видели необходимости в наличии в составе силовой установки турбореактивного двигателя даже на этапе атаки. Как следствие такие машины должны были иметь худшие летные характеристики.
Упрощенные двухместные проекты: F1 (предложен в октябре-ноябре 1953 г.)
Эти исследования во многом были вдохновлены британским опытом создания легких двухместных противолодочных самолетов (Short Seamew).
Компания Breguet предложила очень облегченные варианты штурмовика Vultur с упрощенным крылом; в данных проектах учитывались снижение массы и мощности силовой установки, а также коэффициентов нагрузки (например, отказ от выполнения бомбометания в пикировании). Крыло сохранило свою конструкцию, но стало среднерасположенным и вмещало в себя ниши основных стоек шасси, которое было как с носовой стойкой, так и «классическим» с хвостовой стойкой.
Первоначально разработанные в двух «параллельных» версиях («hunter-killer»), эти проекты постепенно превратились в чертежи самолетов, предназначенных для работы в одиночку, а значит, способных последовательно выполнять поиск, обнаружение и атаку подводных лодок противника.
Один из этих проектов включал радар APS 33, расположенный в неподвижном подфюзеляжном обтекателе. Данный обтекатель должен был выступать из фюзеляжа по аналогии с теми, которые в то время были установлены на противолодочных вариантах самолетов Seamew, Skyraider и т.д.. Буи и маркеры, а также система радиоэлектронного противодействия размещались в унаследованных у палубного штурмовика Vultur гондолах на законцовках крыла, а ударное вооружение размещалось либо во внутрифюзеляжном отсеке (торпеды и глубинные бомбы), либо под консолями крыла (неуправляемые ракетные снаряды). Внутрифюзеляжное пространство, свободное от двигателя Nene, располагался выдвижной магнитный детектор.
Другой проект, в целом похожий на предыдущий, имел выдвижной радар под задней частью фюзеляжа.
Несмотря на облегчение, которое дало упрощение конструкции и отказ от турбореактивного двигателя были на грани требований, которые командование авиации ВМС предъявляло к взлетным характеристикам палубных самолетов. Для соответствия требованиям авиации ВМС необходимо было заменить силовую установку, и компания Armstrong-Siddeley предложила поменять 1200-сильный Mamba II на более мощный Mamba VI, который развивал мощность 1600 л.с.. Еще одним паллиативным решением проблемы недостатка мощности было использование стартовых ускорителей, что было дорого и не очень рационально.
Фактически, заграницей легкие двухместные противолодочные самолеты были признаны неудачными: в Великобритании Seamew так и не был запущен в серийное производство, и от такой концепции в Англии отказались.
Приведенные ниже летно-технические характеристики данных проектов, заявленные компанией Breguet, были несколько оптимистичны.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Назначение: палубный противолодочный самолет
Статус: проект
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: ТВД Armstrong-Siddeley Mamba VI, развивавший мощность 1600 л.с. и вращавший винт Rotol диаметром 3,2 м
Размеры:
размах крыла
• без баков на законцовках крыла 15,85 м
• с баками на законцовки крыла 16,70 м
относительное удлинение крыла 6,91
площадь крыла 36,30 м²
длина: 13,35 м
высота: 5,35 м
Масса:
с полной загрузкой 7900-8100 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 445 км/ч
продолжительность полета (+0,5 часа ожидания)
• при скорости 320 км/ч – 4 часа
• при скорости 225 км/ч – 5 часов 10 минут
практический потолок 6000 м
длина разбега 520 м
Ударное вооружение:
-
- 18 радиогидроакустических всенаправленных буев;
- 2 «точных» направленных буя;
- 8 НУРС калибром 900 или 100 9мм
- 2 «средние» или 1 «крупная» торпеды (500 или 550 мм).
Наряду с этими упрощенными вариантами палубного штурмовика Vultur в конструкторском бюро компании Breguet разрабатывали проект очень легкого противолодочного самолета Br 990, о котором будет рассказано позднее.
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.169-173