Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США

1

Авиалайнер Boeing 747 мог превратиться в улей с роем «карманных истребителей». Мечта это или реальность?

История «карманного истребителя», запускаемого с летающего авианосца, началась в 1972 году вскоре после первого полета истребителя F-15 Eagle. В те годы действовало такое правило: как только взлетал новый самолет, начиналась разработка его преемника.

Расположенная в Райт-Петтерсон (Wright Patterson), штат Огайо, Flight Dynamics Laboratory было поручено приступить к исследованиям всех вариантов будущего истребителя ВВС США. Первые варианты предполагали создание боле быстрого и … более дорогого истребителя. Один из предложенных вариантов – Micro Fighter – отличался радикальной концепцией: это должен был стать истребитель, базирующийся на борту грузового самолет и запускаемый с этого летающего авианосца. Истребители подобной концепции применялись в 1930-х годах на дирижаблях Macon и Akron, несших по пять машин компании Curtiss. Однако после потери двух дирижаблей в результате несчастных случаев работы по самолетам данной концепции прекратились.

Маленький истребитель – большой эффект

В качестве летающих авианосцев для бортовых истребителей Boeing 985 Micro Fighter могли применяться самолеты двух типов: Lockheed C-5 Galaxy и Boeing 747 – крупнейшие американские самолеты из числа изготавливавшихся в те годы. На первый взгляд Galaxy имел преимущество в виде большого грузового отсека, которое, однако не касалось всех характеристик самолета, в частности размаха крыла, который у машины для размещения в авиалайнере был бы большим: чтобы будущему истребителю войти в фюзеляж Boeing 747, ему необходим был размах крыла в 5,3 метра. Инженеры рассматривали варианты бортового истребителя Micro Fighter со взлетным весом не более 4,5 тонн. Экипаж Boeing 747 AAC должны были составлять 44 человека. Два дежурных истребителя могли быть запущены в течение одной минуты, после чего другие машины должны были запускаться с интервалом 80 секунд.

Boeing 747 AAC должен был действовать в качестве летающей базы театра военных действий. Действуя совместно с самолетами раннего предупреждения, бортовые истребители будут смело выпущены против «мигов».

Сумасшедшая оса

Бортовой истребитель Boeing 985 Micro Fighter должен был быть вооружен 20-мм пушкой с боезапасом 200 снарядов и двумя ракетами воздух-воздух AIM-9 Sidewinder. Компания Boeing исследовала несколько аэродинамических конфигураций. Самые перспективные из них были испытаны на моделях в аэродинамической трубе в Райт-Паттерсоне. Акцент был сделан на маневренности самолета. В случае чрезвычайной ситуации истребитель мог приземлиться на полозья. После выполнения боевой задачи истребитель должен был вернуться на борт летающего авианосца. В течение десяти минут самолет должен был дозаправиться и снова вернуться в бой. Концепция предусматривала три последовательных запуска.

Концепция бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter и летающего аэродрома Boeing 747 AAC не прошла стадии экспертного отчета. Военно-воздушные силы США в качестве замены F-15 приняли большой истребитель Lockheed Martin F-22.

Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США 
размеры и возможности пассажирского самолета Boeing 747 позволяли использовать его в качестве летающего авианосца

Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
компоновка проекта летающего авианосца Boeing 747 AAC
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США


варианты компоновок бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
схемы и компоновка проекта бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
проект Boeing 985 Micro Fighter. Самолеты должны были размещаться в переделанном в летающий авианосец пассажирском самолете Boeing 747
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
летающий авианосец должен был нести десять бортовых истребителей Boeing 985 Micro Fighter. Истребители должны были опускаться через люк и подниматься на борт при помощи трапеции
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
в аэродинамической трубе были испытаны несколько компоновок как с одним килем, так и с двумя килями
Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США
при проектировании бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter основной упор был сделан на достижение максимальной маневренности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Первые воздушные авианосцы

В конце 1920 годов ВМФ США был заинтересован в летающих авианосцах и решил использовать в этой цели дирижабли: компании Goodyear были заказаны два крупнейших дирижабля, в оболочке которых был заключен гелий. Дирижабли Akron (ZRS-4) и Macon (ZRS-5), имевшие длину 239 метров и диаметр 45 метров, могли нести и запускать для выполнения разведывательных полетов по пять истребителей Curtiss F9C-2 Sparrowhawk. Akron летал в сентябре 1931 года и выполнял разведывательные полеты вдоль побережья США. Дальность патрулирования могла достигать 19000 км. 3 апреля 1933 года дирижабль Akron с адмиралом Моффетом на борту – командующим авиацией ВМФ США и большим пропагандистом данной концепции – потерпел катастрофу. 

Проекты летающего авианосца Boeing 747 AAC и бортового истребителя Boeing 985 Micro Fighter. США

бортовой истребитель Curtiss F9C Sparrowhawk перед отцепкой от дирижабля-авианосца Akron

Дирижабль Macon, который начал полеты в апреле 1933 года, продолжил выполнять разведывательные полеты. 12 февраля 1935 года во время шторма у берегов Калифорнии его постигла судьба его предшественника. На этом в США концепция дирижаблей-авианосцев завершилась.

источник: Alexis Rocher «Le Boeing «AAC» Porte-avions volant» «Le Fana de l'Aviation» 2012-04 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account