Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

1

 

Эти проекты можно считать итогом дискуссии, проходившей на одном из интернет-форумов (на каком, не знаю). Участниками форума был разработан наиболее удачный, с их точки зрения, корвет. Проект был назван СКБ-86 (СКБ — секретное конструкторское бюро, 86 — длина корабля в метрах). Зимой 2010-2011 один из создателей этих проектов – jonnsilver, уже самостоятельно, принял участие в конкурсе "Строим Флот Сильной Страны", организованным Объединённой строительной корпорацией. Согласно заданию конкурса был разработан проект СКБ-93 выложенный у нас на сайте в статье — Проект корвета будущего "Гавриил".

 

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Для того что бы проекты корветов получились максимально сбалансированными, авторы проекта, для себя, сначала, определили задачи корвета:

 

Районы боевых действий

 

Для того что бы наиболее чётко определить задачи корвета необходимо для начала определиться с географией тех районов в которых этому корвету предстоит работать.

Географическое положения нашей страны имеет свои уникальные особенности. Практически вся прибрежная зона выходит в моря которые связаны с Мировым Океаном через небольшие проливы. При этом размеры этих морей весьма невелики.

К примеру Балтийское море имеет в длину около 1000 километров (от Ленинграда до Копенгагена по прямой) и ширину 250-300 километров. Чёрное море ещё меньше, например расстояние от Севастополя до Стамбула — 490 километров. Японское море несколько больше, но в целом от Владивостока до Японии около 600 километров. Самым крупным является Баренцево море но в всё-равно расстояние от Мурманска до Шпицбергена составляет около 1200 километров.

 

Противолодочные возможности и вертолёт

 

Как уже говорилось выше, поиск подводных лодок – главнейшая задача для корвета. Противолодочные возможности должны давать возможность поиска и уничтожения любых видов современных подводных лодок от атомоходов до СМПЛ.

Наиболее оптимальным средством поиска представляется подкильная ГАС в обтекателе плюс ОГАС для поиска подводных лодок под температурным скачком на стопе либо БУГАС для поиска ПЛ на ходу. Основным вооружением предполагается ближней зоне система "Пакет". В дальней – ракето-торпеды.

Для увеличения эффективности поиска подводных лодок корабль должен быть обязательно оснащён взлётно-посадочной площадкой для вертолёта. Желательно чтобы на корабле был оборудовании стационарный ангар для его хранения. Ангар можно использоваться и по другому назначению. Для размещения катеров, специального оборудования, например трального, НПА.

Благодаря наличию дальнобойных ракето-торпед вертолёт при поиске подводных лодок может не принимать вооружение, а только поисковые средства – РГБ и ОГАС что позволит увеличить запас топлива и время патрулирования.

 

Радиоэлектронное оборудование и ПВО

 

Второй по важности задачей корвета будет наблюдение за надводной и воздушной обстановкой. Оптимальным для решения этой задачи является любая из современных лёгких 3-х координатных РЛС. Это может быть и «Фрегат-М4» и «Позитив-М» и даже «Фурке». Кроме того, желательно иметь специализированную станцию обнаружения надводных целей (типа «Монолит» с активным и пассивным каналами) которая позволит более качественно контролировать надводные цели так и выдавать целеуказание для противокорабельных ракет.

Исходя из задач корвета его ПВО должно обеспечивать возможность уничтожения залпа из 4-х противокорабельных ракет. Это можно обеспечить установил либо ЗРПК типа "Кортик" либо лёгким ЗРК совместно с артустановками ближнего рубежа. Целеуказание комплексам должна выдавать станция, способная сопровождать не менее 4-х целей. Желательно обеспечить возможность обстреливать не менее 2-х целей одновременно. Т.е. сбить 4-е цели по системе 2+2.

 

Ударные возможности, артиллерия и средства РЭБ

 

Противокорабельное оружие корвета не является главным. Максимум корвет должен иметь возможность уничтожения ракетного катера противника защищённого одноканальными ЗАК/ЗРК. Достаточным является установка 4-х малогабаритных дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью стрельбы 120-150 километров. Против более серьёзного противника необходимо вызывать береговую ударную авиацию.

Артиллерийская установка должна обеспечивать возможность уничтожения катеров в мёртвой зоне ракетного комплекса и возможность ведения огня по самолётам и крылатым ракетам. Стрельба по берегу для противолодочного корабля возможна только в очень редких случаях. Судя по всему, достаточной является 76-мм автоматическая пушка. Артиллерия более крупного калибра, например 100-мм, имея гораздо большую массу и особенно габариты, никаких преимуществ перед 76-мм орудием при решении поставленных задач не имеет.

Средства РЭБ и РТР должны обеспечивать возможность подавления прицельных комплексов малых НК, ударных ЛА, ГСН ПКР.

 

Корпус, общее расположение, силовая установка и экипаж

 

Подобный состав вооружения возможно разместить в корпус водоизмещением 1200-1500 тонн. Архитектура корпуса может быть такова: – три палубы с двухярусной надстройкой. Расположение оружия классическое. На баке – артустановка, затем ЗАК и ПУ ЗУР потом носовая надстройка с РЛС, за ней в центральной части – пусковые установки ПКР И ПЛУРТ. За ним кормовая надстройка в которой ангар для вертолёта и кормовой ЗРК. За кормой надстройкой расположена ВПП для вертолёта под которой пусковая установка для Пакета. Корпус должен быть выполнен по технологии СТЕЛС (или с использованием элементов технологии) и обладать высокой мореходностью. Размеры корабля это позволяют.

Силовая установка необходима комбинированная – дизеля для экономического хода и поиска ПЛ и газовая турбина для полного хода. От силовой установки нужно обеспечить скорость полного хода 30-32 узла и экономического – 14-16 узлов. Дальность – 2500-3000 миль, автономность – 14 суток. С учётом современных тенденций в деле развития автоматики экипаж корвета может составлять 60-70 человек при 10-12 офицерах.

 

Проект.

 

Для создания, корабля класса корвет авторы решили отталкиваться от уже существующих проектов взяв за основу МПК проекта 1124/1124М. Корабли этого проекта выпускавшиеся почти 30 лет составляли основу сил ОВР и являются предшественниками нашего корвета.

Размеры корпуса МПК проекта 1124 позволяют после небольшой перекомпоновки установить практически всю номенклатуру современных вооружений.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Однако главной проблемой в данном случае является перегрузка. Кроме того малые размеры корабля и характерные "катерные" обуславливают низкую мореходность и обитаемость. Трёхвальная силовая установка с прямым приводом на каждый вал обладает низкой экономичностью. А три винта создают большое сопротивление снижая экономическю скорость.

В связи с этим для нового корвета было решено: увеличить корпус, изменить обводы корпуса на более полные и перейти от трёхвальной силовой установки к двухвальной.

 

Корпус и обводы

 

Анализ показывает, что для размещения необходимого оружия и устнройства  ВПП для тяжёлого вертолёта соосной схемы, необходимо увеличение длины корпуса с 71 метра до 85-90 метров и, соответственно, ширины и осадки.

Авторы решили остановиться на корпусе максимальной длинной 86 метров. Из-за наклонного форштевня длина по ватерлинии будет составлять 75 метров. Ширина по сравнению с проектом 1124 увеличиться незначительно. Благодаря увеличению отношения длины к ширине улучшаться скоростные характеристики судна.

Силовая установка из трёхвальной становится двухвальной. Обводы корабля в целом повторяют таковые у проекта 1135. Корабль имеет нормальную архитектуру. В корпусе три палубы в носовой части и две – в кормовой.

Благодаря возросшим размерам резко увеличились внутренние объёмы корпуса. Появилась возможность оснастить корпус тремя межпалубными пространствами в носовой части и двумя — в кормовой. Носовая надстройка двухярусная, кормовая — одноярусная включающая ангар для лёгкого вертолёта и газоходы турбины и дизелей.

Ещё одним отличием от МПК проекта 1124 является оснащение корвета активными успокоителями качки.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России. 

Силовая установка

 

Изначально к силовой установке предъявлялись требования обеспечения достаточно длительных экономических ходов — 1700-2500 миль и высокой скорости 30-32 узла, при небольших размерах и массе. Таким требованиям соответствует комбинированная дизель-газотурбинная силовая установка.

Изначально авторы решили отталкиваться от силовой установки МПК проекта 1124 типа М-8 с некоторыми изменениями. Во-первых, перейти от трёхвальной с прямым приводом каждого двигателя на свой винт к двухвальной схеме с при которой на оба винта может работать любой из двигателей, а во-вторых снизить обороты винтов с 620 до 300 повысив таким образом КПД винтов. Особенностью новой силовой установки является устройство редукторов. Во-первых турбину оснастили редуктором с возможностью подключения к валам, а во-вторых на дизелях М-507 заменили понижающий редуктор (был 620 стал 300 оборотов в минуту), что несколько увеличило массу установки.

Поскольку данная силовая установка достаточно старомодна (установки этого типа выпускаются с конца 60-х годов) был также рассмотрен вариант с новейшими двигателями. Поэтому в качестве силовой установки возможны два варианта:

1) Силовая установка, аналогичная проекту 1124. Состоит из двух высокобортных дефорсированных дизелей М-507Д (1750 об/мин, 8000 л.с.) производства ОАО «Звезда» и одного ГТД ДЕ59/ UGT16000 ( 22500 л.с.) производства ГП НПКГ «Зоря»-«Машпроект».

2) Два среднеоборотных дизеля коломенского завода 16Д49 (1000 об/мин, 6000 л.с.) и одна газовая турбина М-70ФРУ (14000 л.с.).

Силовая установка расположена в двух смежных отсеках с середине корпуса корабля. При этом с носа идёт турбина, а затем дизеля. Это связано с желанием снизить шум мешающих работе подкильной ГАС на экономических ходах.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Энергетическая установка

Корабля состоит из трёх дизель-генераторов мощностью по 400 кВт каждый, расположенных в обоих машинных отделениях. Расход топлива генераторов 0,25 кг топлива/кВт электроэнергии

Т.е. суточный расход топлива при работе одного генератора составляет 2,4 тонны в сутки. При автономности 10 суток и 50% резерве запас топлива на должен составлять 36 тонн. Что сокращает дальность хода на 320 миль в первом случае и 450 миль во втром. Т.е. фактичекская дальность плаванья экономическим ходом будет составлять 1500 и 2050 миль сответсвенно.

 

Авиационное вооружение

 

Вопрос базирования вертолёта на корвете вызвал наибольшие споры. У ВМФ на данный момент имеет на вооружении только один тип палубного вертолёта —  Ка-27ПЛ. Эта машина имеет отличные поисковые возможности, мощнейшее вооружение и великолепные технические характеристики. Однако она отличается большой массой и необходимостью ангара высотой почти 6 метров. Кроме того при базировании вертолёта на корабле для его обслуживания должна находиться команда (БЧ-7) численностью около 20 человек, требующих для себя дополнительных жилых помещений и запасов.

Как показал опыт создания корвета "Стерегущий" проекта 20830 и проект 1800 тонного корвета Северного ПКБ полноценное базирование тяжёлого Ка-27ПЛ возможно только на кораблях стандартным водоизмещением не менее 1800 тонн.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

С другой стороны география ТВД на которых предстоит действовать корвету не требует постоянного базирования палубного вертолёта. Вертолёт для выполнения задачи вполне может просто прилететь на борт корвета с берега а после завершения  выполнения задачи улететь назад на берег. Поэтому авторы изначально решили ограничится только устройством ВПП и оснащением корвета оборудованием для управления взлётом и посадкой вертолёта тяжёлых вертолётов типа Ка-27ПЛ/Ка-31. С другой стороны архитектура корпуса позволяет оборудовать небольшой ангар-укрытие для  лёгкого вертолёта типа Ка-60/Ка-62. Что и было сделано.

В междудонном пространстве храниться запас топлива, а в надстройке могут храниться боеприпасы.

 

Артиллерийская установка

 

Выбор главного артиллерийского калибра корвета вызвал не менее ожесточённый спор, Суть которого сводилась к тому какой выбрать калибр артустановки — 100 или 76-мм. После достаточно серьёзного анализа боевых возможностей артсистем А-190 и АК-176М выбор был сделан в пользу более компактной и лёгкой 76-мм АУ. 100-мм пушка не имеет принципиальных преимуществ перед 76-мм.

Якобы большая эффективность 100-мм пушки для действий по берегу за счёт более тяжёлого снаряда на самом деле весьма надумана. Поскольку поразить защищённые цели типа танка или ДОТа неспособны ни та ни другая системы

Противокорабельное и противолодочное вооружение

Пусковые установки главного калибра корвета — противокорабельных ракет "Уран" и противолодочных ракето-торпед "Медведка" расположены в центральной части корабля между надстройками. Противокорабельное вооружение включает 4 или 8 противокорабельных ракет 3М-24 комплекса «Уран».

Контейнеры с противокорабельными ракетами установлены в одной или двух четырёхконтейнерных палубных пусковых установках с фиксированным углом возвышения. Противолодочные ракеты запускаются из поднимающейся чеырёхконтейнерной пусковой установки.

Использование установки вертикального пуска (УВП) признано нецелесообразным, во-первых из-за большого объёма занимаемого УВП, во вторых из-за большой массы самоё установки и в-третьих из-за большей опасности представляемой УВП при взрыве ракет.

Противолодочное вооружение также включает ПТК «Пакет» пусковые установки которого расположены под вертолётным ангаром.

 

ПВО

 

Первый вариант: Наиболее рациональным вооружением ПВО для корвета можно считать ракетно-артиллерийские комплексы. Оптимальным является оснащение корабля двумя комплексами. Такое количество обеспечивает круговой обстрел и резервируемость огневых средств. Огневые средства ПВО включают два ЗРАК типа «Кортик» / «Кортик-М» / «Кортик-2». Основным средством управления огнём двух ЗРАК и 76-мм артустановки является самая совершенная на данный момент станция 5П-10 «Пума».

Второй вариант: Второй вариант представляет собой сильно упрощённый и облегчённый вариант ЗРК "Кортик" дополненный двумя двенадцатиствольными установками типа "Пальмовый Дуэт". ЗРК "Коритк-Л" оснащён более простыми антенными постами управления огнём. Используются ракеты от комплекса "Тор-1М" в четырёхместных транспортно-пусковых контейнерах.

Радиоэлектронное, гидроакустическое вооружение

Основу надводных средств обнаружения составляют две РЛС: общего обнаружения «Фурке» и целеуказания противокорабельному комплексу «Гарпун-Бал». Возможны и другие варианты оснащения, например использование РЛС типа "Позитив-М" или "Фрегат-4" без активного канала "Гарпун-Бал".

Средства освещения подводной обстановки состоят из двух гидроакустических станций – подкильной типа «Заря» и опускаемой типа «Шелонь». Вместо ОГАС возможна установка буксируемой ГАС «Виньетка».

Автоматизированный комплекс РЭБ ТК-25 производства ФГУП «Ростовский завод «Прибор» включает 6 постов постановки активных помех и 4 пусковые установки пассивных помех ПК-10.

 

АСУ

 

Корабль предполагается оснастить автоматизированной системой управления.

 

Экипаж

 

Составляет около 60 человек, в том числе 10-12 офицеров.

 

Проект СКБ 86-1

 Первоначальным вариантом вооружения предполагается оснастить корабль 76-мм АУ АК-176М, двумя ЗРАК «Кортик», противолодочной системой «Пакет».

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России. 

Проект СКБ 86-1М

 

В варианте с перспективным вооружением предполагается установить на корвете УВД для ЗУР типа М310 в четырёхракетном контейнере унифицированном с ЗРК «Тор» и зенитно-артиллерийские комплексы «Пальмовый Дуэт» с двумя 30-мм шестиствольными блоками стволов. Управление стрельбой предполагается возложить на две (носовую и кормовую) универсальные многоканальные станции управления огнём, способные управлять стрельбой и ЗУР и артиллерии.

Габариты контейнера для ЗУР позволяют оснастить корвет управляемыми глубинными бомбами вертикального старта запускаемых из унифицированных контейнеров что ещё больше расширит противолодочные возможности корвета.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России.

Проекты корветов СКБ 86-1 и 86-1М для флота России. 

Источник — http://skb-86.awardspace.biz/

Подписаться
Уведомить о
guest

35 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account