12

Десятилетним планом военного судостроения на 1946-1955 годы, утвержденным в ноябре 1945 года, предусматривались строительство и сдача Военно-Морскому Флоту в этот период четырех тяжелых крейсеров (КРТ). Их постройку намечалось осуществить на заводах № 402 в Молотовске и № 444 в Николаеве, по два корабля на каждом. Кроме того, предполагалось дополнительно заложить в 1953 году один и в 1955 году – еще два КРТ. Эти крейсеры были доминантой десятилетнего плана.

История проектирования КРТ проекта 82 оказалась весьма сложной и драматической, что в значительной мере явилось следствием повышенного внимания и существенного влияния при выработке и принятии решений по основным вопросам их создания со стороны И. В. Сталина, который в то время был Генеральным секретарем ЦК ВКП(б) и Председателем Совета Народных Комиссаров (с 1946 года – Совета Министров) СССР. В вышедшей в 1966 году первой книге мемуаров вице-адмирала Н. Г. Кузнецова «Накануне» отмечалось, что у И. В. Сталина было особое, трудно объясняемое пристрастие к тяжелым крейсерам. Поэтому представляется неслучайным присвоение в 1951 году головному кораблю этого типа наименования «Сталинград».

Перспективные проектные проработки по определению типа и основных тактико-технических элементов (ТТЭ) тяжелых крейсеров (в том числе и выбора главного калибра артиллерии для них) Морских сил (МС) РККА начались еще в первой половине 1930-х годов, одновременно с проектированием первых легких крейсеров (КРЛ) и линкоров (ЛК) советской постройки.

Весной 1934 года в ЦКБС-1, под руководством начальника корпусного отдела А. И. Маслова и ответственного исполнителя проектно-конструкторских работ В.П.Римского-Кор-сакова, была выполнена проработка «большого крейсера» (проект «X») с 240-мм артиллерией главного калибра в четырех трехорудийных башнях, 115-мм бронированием борта, стандартным водоизмещением 15 500 т и скоростью хода 38 уз. Назначением такого корабля определялись

«автономные операции в открытом море, действия против берегов противника и поддержка легких сил вдали от своих баз».

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

В 1935 году здесь же была выполнена проработка КРТ проекта 22 (с 254-мм артиллерией, бронированием борта 200 мм, водоизмещением 19 500 т и скоростью хода 35 уз. В феврале 1936 года Главморпром Наркомтяжпрома выдал ЦКБС-1 наряд на разработку эскизного проекта 22 в первом, а общего (технического) – в третьем квартале того же года. В мае 1936 года заместитель начальника МС РККА флагман 1 ранга И. М. Лудри утвердил предварительные ТТЗ на разработку эскизного проекта КРТ (предусмотренного одним из вариантов проекта «Десятилетней программы МС РККА») с вариантами 254-мм, 280-мм и 305-мм артиллерии главного калибра.

Однако в утвержденную в августе того же года десятилетнюю программу создание КРТ не включили: по ней намечалось построить, наряду с восемью «большими» ЛК типа «А» (с 406-мм артиллерией), шестнадцать «малых», типа «Б» (с 305-мм, а затем 356-мм артиллерией), которые должны были поддерживать действия легких сил в тех случаях, когда нет необходимости применять «большие» ЛК или последние не отвечают задачам по своей скорости хода. Одобренным правительством спустя год (после смены командования МС РККА и руководства Главморпрома, сопровождавшейся массовыми политическими репрессиями на флоте и в промышленности) новым вариантом этой программы – «Планом строительства боевых кораблей Морских сил» – предусматривалось создание КРТ с 254-мм артиллерией за счет сокращения количества ЛК обоих указанных выше типов. Среди репрессированных в 1937 году оказался и В. П. Римский-Корсаков, ответственный исполнитель работ по проектам «X» и 22. До назначения главного конструктора КРТ общее руководство проектированием корабля выполнял главный инженер ЦКБ-17 (бывшего ЦКБС-1) В. А. Никитин.

В ноябре 1937 года новый начальник МС РККА флагман флота 1 ранга М. В. Викторов утвердил тактико-технические требования (ТТТ) к КРТ (проект 69). Основным назначением этого корабля определялись: в эскадренном бою – борьба с крейсерами противника (в особенности, тяжелыми) для обеспечения действий своих легких сил, поддержка активных действий легких сил в удаленных районах, самостоятельные действия на коммуникациях противника. Указанными требованиями главный калибр артиллерии определялся величиной 254 мм, бронирование борта – 127 мм, водоизмещение – от 20 до 23 тыс. т, скорость хода – не менее 34 уз.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Весной 1938 года работы по проектированию «малого» ЛК прекратили, количество «больших» ЛК и КРТ приняли одинаковым – по 15 единиц. В июне того же года перед КРТ проекта 69 была поставлена новая задача – борьба с германскими «малыми» ЛК типа «Scharnhorst», в связи с чем ЦКБ-17 поручили разработку в составе эскизного проекта варианта крейсера с 305 мм артиллерией, бронированием борта 230 мм, водоизмещением 32 500 т и скоростью 32 уз. Эскизный проект КРТ был утвержден правительством в июле 1939 года, технический – в апреле 1940 года.

По последнему, предвоенному варианту программы (1939 год) и «Пятилетнему плану на 1938-1942 гг.» намечалось иметь в этот период в постройке шесть линкоров и четыре тяжелых крейсера. В 1938-1940 годах были заложены четыре ЛК проекта 23 (разработки ЦКБ-4) и два КРТ проекта 69 (разработки ЦКБ-17). Общее количество тяжелых артиллерийских кораблей указанных проектов, одновременно находящихся на самых больших стапелях заводов №189, 194, 198 и 200 и в строительных доках завода № 402, ограничивалось наличием шести построечных мест для них на судостроительных заводах Ленинграда, Николаева и Молотовска, а также объемом поставок металла, брони, вооружения и оборудования для этих кораблей, которые могла обеспечить тогда отечественная промышленность.

После подписания в августе-сентябре 1939 года советско-германских договоров о ненападении, дружбе и границе, а также торгово-кредитного соглашения, с октября того же гола между делегациями представителей СССР и Германии шли переговоры, завершившиеся заключением в феврале 1940 года хозяйственного соглашения, которое предусматривало поставку в СССР, в обмен на сырье, широкой номенклатуры изделий машиностроения, в том числе вооружения и военной техники. В связи с переориентацией, с началом второй мировой войны, германской судостроительной промышленности на крупносерийную постройку подводных лодок (за счет свертывания программы надводного военного судостроения) наметилась возможность приобретения там нескольких готовых или приостановленных достройкой боевых кораблей.

Поэтому при командировании в Германию осенью 1939 года первой советской торгово-закупочной комиссии во главе с наркомом судостроительной промышленности СССР И. Т. Тевосяном входящим в ее состав специалистам НКСП и ВМФ было поручено ознакомиться и провести переговоры о приобретении двух-трех КРТ типа «Admiral Hipрег» с 203-мм артиллерией, которые строились серийно с 1935 года (в то время два корабля этого типа были уже переданы флоту, а три – достраивались на плаву). Это позволило бы пополнить ускоренными темпами наш флот ценными боевыми единицами, не сокращая. количества строящихся и намеченных к постройке ЛК, КРТ и КРЛ.

В результате переговоров, германская сторона согласилась продать СССР только один недостроенный, последний в серии, крейсер «Lutzow», имевший техническую готовность около 50%, обязавшись при этом обеспечить поставки вооружения и оборудования для завершения его строительства и командировать группу своих специалистов (верфи фирмы «Deschimag» в Бремене и ее основных контрагентов) на период достройки корабля. В конце мая 1940 года в соответствии с заключенным хозяйственным соглашением «Lutzow» (которому в сентябре того же года присвоили наименование «Петропавловск») прибыл на буксире в Ленинград, и был поставлен у достроечной стенки завода № 189.

Его приобретение (как и лидера итальянской постройки «Ташкент») предоставило возможность нашим специалистам ознакомиться с новейшей иностранной военной техникой, учесть зарубежный опыт и внедрить ряд передовых по тому времени технических решений при создании новых кораблей ВМФ отечественной постройки. Кроме того, это частично решало вопрос рационального использования имевшегося (до спуска на воду находящихся на стапелях крупных кораблей) на ведущих ленинградских судостроительных предприятиях резерва рабочих достроечных специальностей. При выполнении германской стороной принятых ею обязательств корабль мог быть передан ВМФ летом 1942 года

Тяжелые крейсеры типа «Admiral Hipper» имели более мощное, по сравнению со строившимися в то время для нашего флота легкими крейсерами типа «Чапаев», артиллерийское вооружение, наклонный бортовой броневой пояс с толщиной брони 80 мм (эквивалентный 100-мм броне), стабилизацию 105-мм установок универсальной зенитной артиллерии. На них был практически решен ряд актуальных и сложных проблем военного кораблестроения, над которыми тогда работали советские специалисты: внедрение сварных конструкций корпуса и надстроек, применение пара высоких параметров (63 атм, 450°С), автоматическое регулирование основных элементов главной энергетической установки (ГЭУ), увеличение дальности плавания за счет более высокой экономичности ГЭУ, применение успокоителей бортовой качки, высокая степень насыщенности корабля электрооборудованием постоянного и переменного тока.

Для технологической проработки поступающей из Германии рабочей конструкторской документации (РКД) по КРТ «Lutzow» (которой был присвоен индекс «проект 83») в здании достроечного цеха завода № 189 организовали специальное «Бюро-Л». Перевод этой РКД на русский язык, ее перевыпуск по действующей в СССР нормативной документации и решение с помощью немецких специалистов возникающих при достройке корабля конструкторских вопросов возложили на ЦКБ-17, как разработчика проектов крейсеров. Ответственным исполнителем работ по проекту 83 назначили заместителя начальника корпусного отдела ЦКБ-17 А. С. Савичева (одного из ближайших помощников главного конструктора КРЛ проектов 26, 26бис и 68 А. И. Маслова).

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

С приобретением КРТ «Lutzow» и более обстоятельным изучением проектной и рабочей документации по нему возник вопрос о целесообразности создания на этой основе более совершенных кораблей того же подкласса, вооруженных 203-мм артиллерией, которые явились бы дальнейшим развитием ряда новаторских решений проекта 83.

По указанию наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова Главный морской штаб (ГМШ) подготовил предварительное оперативно-тактическое задание (ОТЗ) на проектирование такого корабля (проект 82) с тем же составом артиллерии главного калибра. Нарком ВМФ утвердил его в середине мая 1941 года. В соответствии с этим ОТЗ назначением корабля определялось решение следующих основных задач: бой с тяжелыми крейсерами, вооруженными 203-мм артиллерией, уничтожение легких крейсеров противника, поддержка действий своих легких крейсеров, постановка активных минных заграждений, подавление береговых батарей среднего калибра при содействии приморскому флангу армии и поддержка высадки десантов, действия на коммуникациях противника.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

На основании утвержденного задания конструкторское бюро (КБ) научно-технического комитета (НТК) ВМФ проработало три варианта основных ТТЭ корабля: по ОТЗ ГМШ с водоизмещением около 25 000 т; при снижении требований по бронированию и скорости хода – около 18 000 т, по предложениям КБ НТК – около 20 000 т. По результатам проработки НТК доложил Главкому ВМФ свои соображения о целесообразности изменения предварительного задания, в которых отмечалось несоответствие основных ТТЭ, указанных в ОТЗ, назначению корабля и предлагалось принять в качестве главного калибра для него 220-мм артиллерию (что обеспечит превосходство этого КРТ над всеми существующими кораблями с 203-мм артиллерией), увеличить количество 100-мм орудий зенитного калибра дальнего боя и 37-мм зенитных автоматов, установить вместо пулеметов 20-мм автоматы, сократить количество самолетов, уменьшить толщины бронирования, скорость хода и дальность плавания. Уточнение требований предварительного ОТЗ задержалось в связи с начавшейся вскоре Великой Отечественной войной.

С учетом опыта боевых действий на море в ходе второй мировой войны и предложений НТК, в 1943-1945 годах ОТЗ на проектирование КРТ проекта 82 неоднократно изменялось, с уточнением основных задач корабля, состава его вооружения, бронирования, водоизмещения, скорости хода и дальности плавания.

Во второй редакции ОТЗ, утвержденной наркомом ВМФ в сентябре 1943 г., назначением КРТ определялось решение следующих задач: придание устойчивости действиям легких сил в составе эскадры и при самостоятельных операциях, действия на коммуникациях противника, обеспечение боевой деятельности авианосцев и совместные действия с ними в качестве основного крупного артиллерийского корабля, подавление береговых батарей среднего калибра при содействии приморскому флангу армии и поддержка высадки десанта.

В этой редакции ОТЗ главный калибр увеличивался до 220 мм, кроме зенитного калибра дальнего боя (100-мм) предусматривался и универсальный (130-мм), значительно возрастало количество 37-мм зенитных автоматов, содержались повышенные требования по мореходности корабля (использование оружия при волнении моря до девяти баллов). При таком усилении вооружения водоизмещение КРТ ограничивалось величиной 20 000-22 000 т.

По ОТЗ 1943 года ЦКБ-17 до конца мая следующего года проработало восемь вариантов основных ТТЭ корабля проекта 82. Эти проработки показали несовместимость ряда требований задания (по составу вооружения, объему бронирования, водоизмещению и скорости хода).

В третьей редакции ОТЗ, утвержденной Н. Г. Кузнецовым в ноябре 1944 года, назначение КРТ и главный калибр артиллерии сохранялись по второй его редакции, состав универсального калибра усиливался за счет исключения зенитного калибра дальнего боя, калибр мелкозенитной артиллерии (МЗА) повышался до 45 мм и, дополнительно к нему, предусматривался второй калибр – 23 мм, снижались требования к непотопляемости и скорости хода. При указанных изменениях водоизмещение КРТ ограничивалось пределами 25 000-26 000 т. В сентябре 1945 года последовало уточнение величины второго калибра МЗА, которая была изменена на 25-мм.

В конце 1946 года ЦНИИВК и ЦКБ-17 представили в Управление кораблестроения (УК) ВМС результаты проработки четырех вариантов основных элементов КРТ проекта 82 по ОТЗ 1944 года. Они были рассмотрены, по указанию Главкома ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова, 13 января 1947 года комиссией под руководством адмирала И. С. Юмашева. На этом заседании на вопрос командующего Балтийского флота адмирала В. Ф. Трибуца

«в чем устарел проект 69?»,

докладывавший о результатах проработки представитель ЦНИИВК Л. А.Гордон ответил:

«недостаточным зенитным вооружением, отсутствием радиолокационного вооружения и неудовлетворительной непотопляемостью (главным образом, из-за отсутствия днищевой защиты)».

В своем заключении, после обсуждения проработок, И. С. Юмашев отметил, что

«для такого большого корабля со сравнительно сильной защитой главный калибр артиллерии 220 мм безусловно мал».

Постановлением Совета Министров СССР от 17 января того же года Н. Г. Кузнецов был смещен с должности заместителя министра Вооруженных Сил и Главкома ВМС, после чего назначен начальником Управления ВМУЗ в Ленинграде. Главкомом назначили адмирала И. С. Юмашева, занимавшего до этого пост командующего ТОФ. Поэтому дальнейшее рассмотрение вопросов проектирования КРТ проекта 82 и принятие по ним решений происходили без Н. Г. Кузнецова.

В конце января того же года вопросы создания крейсеров для ВМС СССР рассматривались на специальном совещании по военному судостроению в Кремле с участием И. В. Сталина, где он высказал пожелание иметь на КРТ 305-мм орудия. По итогам совещания, постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1947 года министерствам Вооруженных Сил (МВС) и судостроительной промышленности (МСП) поручалось проработать ряд вариантов корабля проекта 82 с 305-мм и 220-мм артиллерией главного калибра и в двухмесячный срок представить их на рассмотрение правительству.

Во исполнение этого поручения, в начале февраля того же года, новый Главком ВМС И. С. Юмашев утвердил ОТЗ на проработку указанных вариантов. Заданием на разработку вариантов проекта 82 с 305-мм артиллерией назначение корабля определялось решением задач: придания боевой устойчивости легким силам, действующим в составе маневренных соединений; уничтожения крейсеров противника, вооруженных 203-мм и 152-мм артиллерией в морском бою; нанесение мощных артиллерийских ударов по особо важным береговым целям в операциях против баз и побережья противника (как при самостоятельных операциях, так и при взаимодействии с приморским флангом своих войск и высадке десантов).

При разработке этих вариантов надлежало рассмотреть различные составы артиллерии главного калибра (8-12 305-мм орудий в двух- или трехорудийных башенных установках) и универсального (с 130-мм или 152-мм орудиями в двухорудийных башенных установках), единый состав МЗА (45-мм и 25-мм автоматы). По авиационному вооружению требовалось рассмотреть два варианта: первый с четырьмя катапультными истребителями-разведчиками-корректировщиками (с хранением двух из них в ангаре) и двумя поворотными катапультами, второй – без базирования на корабле самолетов. Скорость полного хода устанавливалась не менее 32 уз (вариант – 33 уз), дальность плавания – 6000 миль экономическим ходом 18 уз, обеспечение использования оружия при состоянии моря 7-8 баллов.

Требования ОТЗ на разработку вариантов проекта 82 с 220-мм артиллерией отличались от задания 1944 года. Боезапас главного калибра сокращался со 170 до 125 выстрелов на ствол, количество 130-мм универсальных (зенитных дальнего боя) орудий – с шестнадцати до двенадцати, боезапас 45-мм автоматов с 1500 до 1000 выстрелов на ствол. Количество 25-мм автоматов увеличивалось с двадцати до тридцати двух, а их боезапас сокращался с 3000 до 2500 выстрелов на ствол.

В середине того же месяца приказом министра судостроительной промышленности исполняющим обязанности главного конструктора проекта 82 назначили Л. В. Диковича (до этого-начальника корпусного отдела ЦКБ-17, имевшего большой опыт работы по КРЛ проектов 26,26бис и 68, КРТ проекта 69 и ЛК проекта 23, руководителя проектных проработок по КРТ проекта 82).

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

По этим ОТЗ ЦНИИВК разработал и в марте 1947 года представил в УК ВМС восемь вариантов корабля проекта 82 с водоизмещением от 25 300 до 47 800 т, а ЦКБ-17 в апреле того же года – в МСП и УК ВМС четырнадцать вариантов этого корабля, с водоизмещением в тех же пределах. По результатам их разработки ЦНИИВК подготовил проект тактико-технического задания (ТТЗ) на проектирование КРТ.

Одновременно, в обеспечение проработок ЦНИИВК и ЦКБ-17, по заданию Артиллерийского управления ВМС, ЦКБ-34 Министерства вооружения возобновило работы по созданию 305-мм корабельной башенной артиллерийской установки (АУ), прерванные с началом Великой Отечественной войны.

По техническому проекту башни МК-15 с качающейся частью Б-50 для КРТ проекта 69 при длине стволов 54 калибра могли обеспечить начальную скорость снаряда 900 м/с и дальность стрельбы 257 кб (47 км). На новых 305-мм АУ предусматривалось внедрить достижения технического прогресса того времени: дистанционное управление наведением башен и стволов н радиолокационное управление стрельбой, повысить пожаробезопасность и живучесть, уменьшить на 25 человек (примерно на 30%) количество обслуживающего установку личного состава.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

В конце марта 1947 года заместитель министра вооружения В. М. Рябиков сообщил ВМС результаты новых проработок по двух- и трехорудийиым башенным АУ с длинноствольными (61 калибр) 305-мм орудиями повышенной баллистики с начальной скоростью снаряда 950 м/с и максимальной дальностью стрельбы до 290 кб (53 км).

Из проработанных по ОТЗ ВМС вариантов КРТ проекта 82 в августе 1947 года на рассмотрение правительства министры вооруженных сил, судостроительной промышленности и вооружения (Н. А. Булганин, А. А. Горегляд и Д. Ф. Устинов) представили три варианта: два с 305-мм и одни с 220-мм артиллерией главного калибра. В их докладе И. В. Сталину (представлявшем собой обоснование целесообразности применения 305-мм орудий) отмечалось, что представление двух первых вариантов, с одинаковым вооружением и различной толщиной брони главного бортового пояса корабля, объясняется наличием различных позиций МВС и МСП по оптимальной величине толщины брони.

МВС рекомендовало к утверждению для дальнейшего проектирования I вариант с толщиной брони 200 мм, обеспечивающей защиту основных жизненно важных частей корабля проекта 82 от 203-мм снарядов противника с дистанции 70 кб и большую степень свободы маневрирования в бою с такими КРТ, что являлось его важным тактическим преимуществом. МСП предлагало принять II вариант с соответствующим уменьшением водоизмещения и повышением скорости полного хода, так как 305-мм артиллерия главного калибра позволяет кораблю проекта 82 успешно вести бой с КРТ противника с 203-мм артиллерией на дальних дистанциях, а обеспечиваемая 150-мм броневым поясом защита корабля от таких снарядов с дистанции 85 кб достаточна.

Вариант III (КРТ с 220-мм артиллерией) серьезно уступал вариантам I и II в мощности огня и боевой живучести. Его преимуществами перед ними были более высокая (на 1,5 уз) скорость полного хода и меньшее (на 25%) водоизмещение. По своим ТТЭ такой корабль мог успешно бороться с КРТ противника с 203-мм артиллерией. Однако корабль с 305-мм артиллерией был способен не только уничтожать указанные КРТ противника, но и вести успешную борьбу с более сильными кораблями, появление которых в иностранных флотах не исключено. Такое преимущество по мощности огня и свободе маневрирования в бою вполне оправдывало увеличение водоизмещения корабля проекта 82 на 10 000 т и потерю полутора узлов скорости.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

При очередном рассмотрении правительством вопросов по КРТ проекта 82, которое состоялось лишь в марте 1948 года, И. В. Сталин одобрил для дальнейшего проектирования корабля рекомендованный МВС вариант с 305-мм артиллерией, 200-мм главным броневым поясом, стандартным водоизмещением 40 000 т и скоростью полного хода 32 уз. Он дал указание ускорить создание таких крейсеров и в дальнейшем систематически контролировал ход проектирования и строительства этих кораблей. После принятия решения по выбору варианта КРТ проекта 82 подготовленный в 1947 году проект ТТЗ на проектирование корабля был откорректирован ВМС и согласован с МСП, а затем, в апреле 1948 года, с предложениями по проекту постановления правительства о его утверждении, представлен в Совет Министров. Постановлением от 31 августа того же года о проектировании и строительстве головного корабля проекта 82 ТТЗ было утверждено. В должности главного конструктора этого проекта утвердили Л. В. Диковича.

Эскизный проект ЦКБ-17 разрабатывало с конца 1947 года и представило на рассмотрение ВМС и МСП в марте 1949 года в четырех вариантах, отличавшихся размещением артиллерии универсального калибра и МЗА, а также составом (по количеству и паропроизводительности главных котлов) и расположением ГЭУ. Вариант Л-3-6 имел ромбическое размещение 130-мм АУ БЛ-110,12 котлов на 80 т пара в час в четырех котельных отделениях, два машинных отделения.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

В варианте Б-3-8 АУ универсального калибра размещались по четыре с каждого борта, а 12 котлов той же паропроизводительности – в шести котельных отделениях. Вариант Л-2-4 имел ромбическое размещение БЛ-110, четыре машинно-котельных отделения (по два котла на 130 т/ч и одному ГТЗА в каждом). В варианте Л-2-6 (который бюро и заказчик рекомендовали для технического проектирования) размещение АУ универсального калибра и ГЭУ было аналогичным варианту Л-3-6, но в каждом из котельных отделений – по два главных котла (вместо трех) на 130 т/ч.

Учитывая сжатые сроки создания КРТ проекта 82 (технический проект надо было завершить в конце 1949 года для обеспечения начала постройки двух кораблей в третьем квартале 1950 года), ЦКБ-17 с апреля 1949 года приступило к техническому проектированию. Однако осенью 1949 года, при рассмотрении в Кремле результатов разработки представленного ВМС и МСП для утверждения эскизного проекта, И. В. Сталин неожиданно задал главкому конструктору Л. В. Диковичу вопрос:

«А нельзя ли повысить скорость хода корабля для того, чтобы наш тяжелый крейсер мог догнать и уничтожить менее сильный по вооружению и защите корабль его противника и своевременно уйти от любого, более сильного корабля?»

Такое пожелание «вождя народов» было воспринято как указание об изменении ТТЗ, утвержденного правительством всего год назад. В результате, разработанный ЦКБ-17 эскизный проект не утвердили, а в протоколе его рассмотрения отметили, что корабль имеет слишком большое водоизмещение и недостаточную скорость хода.

После этого совещания бюро начало ускоренными темпами разработку предварительного этапа технического проекта (с выбором новых главных размерений и переработкой чертежей общего расположения) для корректировки основных ТТЭ корабля при столь радикальном изменении задания, который завершили в декабре 1949 года. Обеспечение скорости полного хода 35 уз потребовало увеличения общей мощности ГЭУ почти на 30% с установкой дополнительного количества главных котлов и разработкой новых ГТЗА мощностью 70 000 л.с.). К решению масштабной задачи создания новой, уникальной по мощности в отечественном судостроении ГЭУ были привлечены коллективы СКБ котлостроения (начальник и главный конструктор Г. А. Гасанов), конструкторских бюро Харьковского турбогенераторного, Невского машиностроительного и Кировского заводов (главные конструкторы Л. А. Шубенко, С. А. Быченков и А. Х. Старостенко). Для компенсации роста массы ГЭУ и заданного сокращения водоизмещения корабля пришлось уменьшить количество 130-мм и 45-мм АУ, а также разработать и реализовать ряд других мероприятий.

В связи с большой перегрузкой ЦКБ-17 (где одновременно с разработкой проекта 82 выполнялся значительный объем работ по завершению испытаний пяти КРЛ проекта 68К и развертыванию крупносерийного строительства новых КРЛ проекта 68бис) в октябре того же года было принято решение о передаче дальнейшего проектирования КРТ проекта 82 во вновь создаваемое ЦКБ-16, для которого он стал основным заказом. В целях обеспечения непрерывности работ и своевременного выпуска РКД на постройку КРТ для заводов-строителей, в новое бюро с февраля 1950 года перевели около половины сотрудников ЦКБ-17, то есть всех занятых на работах по проекту 82.

В январе 1950 года министром судостроительной промышленности был назначен один из выдающихся организаторов, заместитель Председателя Совета Министров В.А.Малышев. Из опубликованных в журнале «Источник» фрагментов его дневника стало известно, что в начале марта того же года в кремлевском кабинете И. В. Сталина состоялось совещание по проекту 82 с участием В. А. Малышева, И. С. Юмашева и заместителя Главкома ВМС П. С. Абанькина, где Сталин спросил моряков, для каких целей они думают использовать такой крейсер. После ответа:

«для борьбы с тяжелыми крейсерами противника»

– он возразил, что

«нам нечего ввязываться в бой с тяжелыми кораблями противника. Основная задача тяжелого крейсера должна быть иной – борьба с легкими крейсерами противника. Надо увеличить его скорость до 35 узлов, чтобы он бы наводил панику на легкие крейсера противника, разгонял их и громил. Этот крейсер должен летать как ласточка, быть пиратом, настоящим бандитом. Он должен суметь уйти из-под удара тяжелых кораблей противника».

Затем Сталин предложил ряд мер по уменьшению водоизмещения. Когда моряки начали возражать против некоторых из них, он высказал ряд замечаний по составу универсальной и зенитной артиллерии, а также по боекомплекту артиллерии всех калибров, отметив, что глупо ставить на КРТ 130-мм зенитные орудия с потолком стрельбы 16 км – противник будет бомбить его с высот от 500 до 1500 м, следовательно нужна МЗА. Вместе с тем Сталин приказал также сократить и предусмотренное проектом количество МЗА –

«такой корабль будет всегда иметь охранение, которое должно его защищать».

На возражения моряков против сокращения боекомплекта (со ссылкой на большое количество снарядов ниа кораблях ВМС США и Англии) Сталин ответил:

«Вы слепо не копируйте американцев и англичан, у них другие условия, их корабли уходят далеко в океан, отрываясь от своих баз. Мы же не думаем вести океанские бои, а будем воевать вблизи своих берегов и нам не нужно иметь большого боезапаса на корабле».

В связи с этим он разрешил также уменьшить дальность плавания и отметил, что

«создать корабль, который имел бы все преимущества, нельзя. Можно иметь преимущества нли в скорости, или в бронировании и вооружении».

Далее И. В. Сталин спросил, где намечено строить головной крейсер. Получив ответ, что в Ленинграде, он сказал, что хотел бы в первую очередь иметь два КРТ на Черном море,

«нам надо иметь большой флот, раз в десять больше, чем сейчас, и суметь крепко запереть Дарданеллы. Во вторую очередь строить тяжелые крейсера для Балтики».

С учетом изложенных выше замечаний И. В. Сталина по эскизному проекту и результатов разработки предварительного этапа техпроекта, представленных вновь образованным

Военно-морским министерством (ВММ) и МСП, Совет Министров постановлением от 25 марта 1950 года утвердил основные элементы задания на разработку технического проекта 82 с частичными изменениями ТТЗ, утвержденного в августе 1948 года: увеличением скорости полного хода до 35 уз за счет уменьшения состава артиллерийского вооружения универсального калибра и МЗА, количества боезапаса всех калибров, сокращения водоизмещения (до 36 000-36 500 т), дальности и автономности плавания и разрешил МСП без повторной разработки эскизного проекта приступить к техническому, с представлением его на утверждение правительства в феврале 1951 года. Одновременно Совет Министров обязал МСП начать, во втором квартале того же года, строительство двух крейсеров проекта 82 на заводах № 444 (бывший № 198) в Николаеве и № 189 в Ленинграде со сдачей их ВМС в 1954 и 1955 годах соответственно. Решение ВММ и МСП по предварительным материалам технического проекта 82, связанным с выбором главных размерений и общего расположения тяжелого крейсера, было оформлено в сентябре 1950 года.

Одному из авторов статьи, В. И. Ефнмову, пришлось трижды выезжать в длительные командировки в Москву на время рассмотрения и утверждения проекта 82 в МСП, ВММ н правительстве. Центральный аппарат тогда работал по особому режиму: в министерствах начинали рабочий день в 9 часов, с 19 до 22 часов был перерыв для отдыха, затем вновь возвращались на работу, где задерживались до 2 или 3 часов ночи. В эти вечерние часы проводились заседания правительства с участием И. В. Сталина и был возможен вызов ответственных работников министерств, руководителей предприятий и главных конструкторов. Главный конструктор проекта 82 Л. В. Дикович неоднократно докладывал вместе с министром судостроительной промышленности А. А. Гореглядом (позднее с В. А. Малышевым) о ходе проектирования и строительства этих крейсеров лично И. В. Сталину в его рабочем кабинете в Кремле.

С началом разработки технического проекта 82 в ЦКБ-16, приказом начальника бюро Н. Н. Исанина заместителями главного конструктора этого проекта были назначены: В. В. Борисов (по общему проектированию), К. И. Трошков (по корпусным конструкциям), Н. Ф. Шульженко (по ГЭУ), Л. С. Воробьев (по корабельным системам), А.Е.Перевозчиков (по корабельным устройствам н оборудованию), И. Ш. Левин (по электрооборудованию). Два новых отдела возглавили: по вооружению – В.И. Ефимов, технологический (разрабатывавший принципиальную технологию постройки тяжелых крейсеров проекта 82) – Н. М. Баронов. В октябре 1950 года Н. Н. Исанину и Л. В. Диковичу были присвоены звания главных конструкторов первой степени.

В ходе проектирования был выполнен значительный объем исследовательских и опытно-конструкторских работ. Важнейшими из них были: определение оптимального варианта теоретических обводов корпуса корабля по результатам испытаний ходовых и мореходных качеств масштабных моделей в опытовых бассейнах ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, испытания стойкости бортового и палубного бронирования путем отстрела и подрыва цементованных и гомогенных броневых плит, выбор оптимальной конструкции подводной конструктивной защиты (по терминологии того времени – противоминной) путем подрыва двадцати масштабных (1:5) отсеков, исследования воздействия «конусов дульных газов» АУ; макетирование основных помещений ГЭУ, энергоотсеков, погребов боезапаса и основных боевых постов; теоретические исследования различных вопросов, связанных с применением новой техники.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Ряд проведенных опытных работ отличался особой новизной и большим объемом, например подрыв масштабных отсеков противоминной защиты (ПМЗ), который проводился междуведомственной комиссией под председательством директора ЦНИИ-45 В. И. Першниа; в ее состав входили: от ЦКБ-16 – В. В. Борисов (руководитель темы), К. И. Трошков, В. А. Коротич, З. Л. Мармур, от ЦНИИ-45 – И. И. Дехтяр, от ВМС – И. М. Короткин и И. А. Арба. На основании результатов подрыва отсеков группа специалистов под руководством Н. И. Антонова разработала оптимальную конструкцию ПМЗ, имевшую значительные преимущества перед зарубежными (при одинаковой сопротивляемости энергии взрыва – на 10% меньшую массу).

Другими опытными работами были также: проведение отстрела и подрыва броневых плит, в результате чего была определена оптимальная схема бронирования корпуса корабля (руководитель темы – В. А. Коротич), исследования воздействия дульных газов на личный состав и корпусные конструкции надстроек (руководитель темы – В. И. Ефимов), что позволило решить вопрос рационального размещения артиллерийских установок и открытых боевых постов на корабле.

Во время разработки в ЦКБ-16 технического проекта КРТ, в целях своевременного создания и отработки опытных и головных образцов вооружения, механизмов и оборудования, а также поставки серийных образцов по утвержденному генеральному графику строительства головного корабля проекта 82, Совет Министров принял постановления: 16 мая 1950 года – «О мероприятиях по обеспечению проектирования КРТ проекта 82», а 13 августа того же года – «О мероприятиях по обеспечению поставок для строительства и сдачи головного корабля проекта 82 на заводе № 444 МСП».

В декабре 1950 года технический проект 82 был завершен и в феврале следующего года представлен на рассмотрение и утверждение ВММ и МСП. Основные соисполнители и контрагенты ЦКБ-16 по вооружению, механизмам и оборудованию не прекращали разработку своих проектов и РКД даже в период корректировки элементов корабля в связи с директивным указанием увеличить его скорость. Поэтому уже в начале 1951 года они смогли передать рабочую документацию в производство. Ряд образцов вспомогательных механизмов ГЭУ был изготовлен и принят МВК, благодаря совмещению этапов проектирования, выпуска РКД и подготовки производства, еще к концу 1950 года.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Постановлениями правительства и приказами МСП к выполнению работ по созданию КРТ проекта 82 к концу 1950 года были привлечены десятки коллективов НИИ, КБ и заводов судостроительной и смежных отраслей промышленности, в том числе такие крупнейшие предприятия Ленинграда и других городов страны, как Ижорский, Кировский, Металлический им. Сталина, «Большевик», «Электросила», Ново-Краматорский, «Баррикады», Харьковский турбогенераторный, Калужский турбинный заводы и многие другие.

Наряду с конструкторами ЦКБ-16 творческое участие в разработке проекта 82 принимали ведущие специалисты ЦНИИВК ВМС. Главным наблюдающим ГУК ВМС был назначен М.С.Михайлов (который до Великой Отечественной войны возглавлял наблюдение ВМФ при проектировании и начале строительства ЛK проекта 23). Старшими наблюдающими по специальностям были: по корпусной части – С. И. Глущенко, по ГЭУ – Р. И. Маламед, по корабельным системам – К. И. Хромов (затем П. Г. Грищенко), по электрооборудованию – Н. А. Полевщиков. По остальным специальностям наблюдение вели: по вооружению – В. С. Филимонов, по конструктивной защите корабля – А. М. Хохлов (который, в качестве специального корреспондента газеты «Красный Флот», присутствовал при испытаниях ядерного оружия, проведенных США у атолла Бикини в Тихом океане летом 1946 года), по устройствам и оборудованию помещений – А. И. Горячкин и А. Е. Егоров.

С конца 1950 года, не ожидая утверждения проекта, коллектив ЦКБ-16 приступил, по гешению ВММ и МСП, к выпуску РКД для :6еспечения установленных правительством сроков начала постройки КРТ проекта 82 одновременно на обоих заводах-строителях. По результатам рассмотрения материалов технического проекта, в середине апреля 1951 годa было оформлено совместное решение ВММ а МСП, в соответствии с которым бюро откорректировало документы, определяющие основные ТТЭ корабля. В мае того же года ВММ и МСП представили их в Совет Министров, который постановлением от 4 июня 1951 года утвердил технический проект 82 в части основных ТТЭ и мероприятия по обеспечению строительства КРТ. 14 ноября того же года было принято постановление правительства о строительстве третьего КРТ на заводе № 402 в Молотовске.

По утвержденному проекту тяжелый крейсер должен был иметь артиллерию: главного калибра – 9 305-мм в трехорудийных башенных АУ СМ-31 (общий боезапас – 720 выстрелов); универсальную – 12 130-мм в двухорудийных башенных АУ БЛ-109А (2400 выстрелов); МЗА – 24 45-мм в счетверенных автоматах СМ-20-ЗИФ (19 200 выстрелов) и 40 25-мм в счетверенных автоматах БЛ-120 (48 000 выстрелов). В состав систем управления артиллерийской стрельбой входили PЛC и оптические средства.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Главный броневой пояс на протяжении цитадели (с толщиной брони 180 мм) имел угол наклона от вертикали 15° и защищал борт ниже средней (главной броневой) палубы; углубление его нижней кромки на миделе под ватерлинией составляло 1,7 м. Траверзные переборки цитадели имели толщину до 140 (носовая) и 125 мм (кормовая), стенки боевой рубки до 260 мм, крыша – 100 мм; палубы в районе цитадели: верхняя – 50, средняя – 75, нижняя – 20 мм, лобовая броня башен главного калибра – 240, их боковых стенок – 225, крыши – 125 мм, задняя стенка (выполнявшая и роль противовеса) – из трех плит суммарной толщиной 400-760 мм.

ПМЗ, прикрывавшая жизненно важные отсеки корабля (погреба боезапаса, главные посты, помещения ГЭУ) на протяжении цитадели, состояла из трех-четырех продольных переборок. Из них вторая (8-25 мм) и третья (50 мм) имели цилиндрическую форму, а первая (8-15мм) и четвертая (15-30 мм) выполнялись плоскими. Объемы между первой (второй) и третьей переборками использовались под топливо (которое по мере его расходования, замещалось забортной водой). Для увеличения протяженности броневой защиты по вертикали на третью (основную защитную) переборку ПМЗ навешивались дополнительно броневые плиты толщиной 20-100 мм.

Также впервые в отечественном судостроении на этих КРТ предусматривалась еще и трехслойная днищевая защита, выполненная по продольно-поперечной системе на протяжении цитадели. Ее высота от наружной обшивки до третьего дна составляла 2250 мм. Наружная обшивка выполнялась из брони толщиной 20 мм, второе дно имело толщину 18, а третье – 12-18 мм.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Корпус корабля выполнялся в основном по продольной системе набора с расстоянием между рамными шпангоутами в районе цитадели до 1,7 м, в оконечностях – до 2,4 м и разделялся главными поперечными переборками (толщиной от 6 до 20 мм), идущими от днища до нижней палубы, на 23 водонепроницаемых отсека. Принятая по разработанной в проекте принципиальной технологии секционная сборка корпуса из объемных и плоских секций с широким использованием сварки значительно сокращала стапельный период постройки корабля.

Четырехвальная ГЭУ КРТ проекта 82 (четыре ГТЗА мощностью по 70 000 л.с. и 12 главных котлов паропроизводительностью по 110 т пара в час, с параметрами пара 66 атм и 460°С) для того времени могла бы стать самой мощной в мире. В США ГЭУ подобной мощности были созданы для авианосцев типов «Kitti Hawk» и «John F.Kennedy», вступивших в строй в 1961-1968 годах.

В энергетической системе КРТ, впервые в отечественной практике судостроения, предусматривалось применить переменный трехфазный ток (380 В, 50 Гц), в качестве источников тока предполагалось использовать восемь турбогенераторов мощностью но 750 кВт и четыре дизель-генератора по 1000 кВт, размещенных в четырех электростанциях.

Разработанный в 1950 году в Морском генеральном штабе ориентировочный проект штата этого КРТ предусматривал для командира корабля звание контр-адмирала, для старпома, замполита и командиров БЧ-2 и БЧ-5 – капитанов 1 ранга.

На 1951 года планировалось продвижение работ по головному кораблю проекта 82 на 10% В течение года ЦКБ-16 передало заводу-строителю около 5 тысяч комплектов РКД, что должно было обеспечить изготовление 19 тыс. т корпусных конструкций (больше половины массы всего корабля). Объем собственных работ бюро превысил объем работ предыдущего года на 73%. Однако поставка металла и брони заводу металлургическими предприятиями страны оказалась неритмичной, что вместе со срывом сроков реконструкции стапеля «0» задержало закладку этого корабля.

К концу 1951 года основные контрагентские работы находились на разных стадиях исполнения: от завершения разработки РКД до сдачи готовой продукции и поставки ее заводу-строителю. Началось изготовление башенных артиллерийских установок СМ-31 главного калибра, проводились полигонные испытания установок универсального калибра и МЗА, были завершены полигонные испытания броневых плит. Проводилась отладка опытных образцов главного и вспомогательного котлов. Междуведомственная комиссия приняла десять головных образцов вспомогательных механизмов и теплообменных аппаратов, еще шесть были предъявлены к междуведомственным испытаниям, четыре – к заводским испытаниям, по остальным образцам рабочие чертежи находились в стадии завершения. В разработке были рабочие чертежи на электрооборудование корабля. Одновременно с опытными и головными образцами находились в производстве и серийные – в комплектации, необходимой для головного корабля.

Еще летом 1951 года Н. Г. Кузнецов был отозван И. В. Сталиным с Дальнего Востока (где с февраля 1950 года занимал должность командующего 5-м ВМФ) и назначен (вместо И. С. Юмашева) военно-морским министром. В Москве, после четырех с половиной лет опалы. Н. Г. Кузнецову вновь пришлось заниматься вопросами создания КРТ проекта 82.

При ознакомлении с элементами этого крейсера и решениями, принятыми в его отсутствие. и утверждении проекта на вопрос:

«Какова же идея такого корабля?»

начальник Главного управления кораблестроения ВММ вице-адмирал Н. В. Исаченков ответил:

«Товарищ Сталин сказал, что «этот корабль должен за счет скорости диктовать противнику дистанцию боя»».

Подводя итоги совещания, Н. Г. Кузнецов охарактеризовал крейсер, как

«тяжелый, неясный корабль. Не видно, чтобы цель оправдывала средства. Очень дорогой корабль…».

В течение ноября-декабря 1951 года на верхнюю свободную часть стапеля «О» завода № 444 подали и установили 12 днищевых секций первой пирамиды корпуса головного КРТ проекта 82 (заводской номер 0-400, главный строитель – М. А. Пудзинский). Остальная часть стапеля была в то время занята заложенным в феврале того же года корпусом KPЛ «Михаил Кутузов», который должны были спустить на воду в конце следующего года. Закладка головного корабля состоялась 31 декабря 1951 года завершением сварки монтажного стыка днищевых секций № 201 и № 202.

В 1952 году напряженность загрузки коллектива ЦКБ-16 значительно возросла в связи с тем, что завод № 444 получил задание МСП обеспечить спуск головного корабля «Сталинград» в 1953 году. Высокие темпы выпуска РКД еще ускорились после принятия коллективом завода соцобязательства подготовить корабль к спуску в канун празднования 36-й годовщины Октября, то есть к 6 ноября 1953 года.

В сентябре 1952 года на стапеле «А» завода № 189 заложили второй корабль (заводской номер 0-406, главный строитель – В. А. Неопиханов), которому присвоили наименование «Москва». Через месяц в северной доковой камере стапельного цеха-эллинга завода № 402 начали сборку корпуса третьего корабля (заводской номер 0-401, главный строитель – А. Ф. Баранов), не получившего наименования.

В этих условиях бюро прилагало огромные усилия к тому, чтобы обеспечить документацией одновременно все три завода-строителя. В начале сентября того же года, совместным решением МСП и ВММ утвердили спецификации и чертежи общего расположения технического (договорного) проекта. Наряду с продолжением разработки РКД для него, выполнялась корректировка договорного проекта для серийных кораблей с внесением изменений по опыту постройки головного, по совместным решениям, а также по результатам опытно-конструкторских и макетных работ. Для принятия на заводах-строителях в Николаеве и Молотовске оперативных мер по вопросам, требующим безотлагательного решения с участием конструкторов ЦКБ-16, там были организованы филиалы бюро (на заводе № 444 под руководством З. Л. Мармура, на заводе № 402 – Ю. Д. Жукова), выполнявшие функции авторского надзора и технической помощи.

Объем собственных работ бюро, выполненных в 1952 году, по сравнению с предыдущим, возрос на 83%. Только по корпусным конструкциям и монтажным сборкам было выпущено 12 600 комплектов РКД. Отделы, возглавляемые заместителями главного конструктора проекта 82, пришлось разделить на два-три отдела каждый.

На должности начальников этих отделов получили назначения ведущие специалисты ЦКБ-16: Н. И. Антонов, В. А. Коротич, В. М. Нефедов, Н. Н. Соловьев, Л. Г. Кузнецов, М. Н. Торчаловский, Л. Г. Эйхгорн, Е. П. Мазуркевич, Р. Б. Гантваргер, К. Н. Болотов, В. А. Положинцев, Н. И. Плющев, В. А. Мироненко, А. С. Смирнов, Г. М. Лихоманов. На новую должность заместителя начальника бюро по координации опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ назначили В. Н. Семидетнова.

Несмотря на систематический контроль за ходом строительства КРТ проекта 82 и основным контрагентским поставкам для них со стороны заместителя Председателя Совета Министров и министра судостроительной промышленности В. А. Малышева, плановые задания по ним не выполнялись; отставание достигало нескольких месяцев.

Через месяц после смерти И. В. Сталина строительство всех трех тяжелых крейсеров проекта 82 на основании постановления правительства от 18 апреля 1953 года и в соответствии с приказом министра транспортного и тяжелого машиностроения И. И. Носенко № 00112 от 23 апреля того же года прекратили.

ЦКБ-16 после этого завершило разработку РКД и корректировку договорного проекта на постройку серийных кораблей с учетом изменений, принятых в период разработки документации, а также оформило технические условия на поставку для всех изготовленных и прошедших междуведомственные испытания новых образцов вооружения и технических средств, с целью использования их, при необходимости, на других проектах, что в дальнейшем и было реализовано.

Конструкторы ЦКБ-16 восприняли приказ министра о прекращении работ по строительству крейсеров проекта 82 очень болезненно: ведь в создание этих: кораблей коллективами бюро и его контрагентов был уже вложен и частично материализован огромный творческий труд, а его конечный результат ожидался в самое ближайшее время.

Особенно огорчало то обстоятельство, что работы были прекращены при высокой степени готовности основного оборудования для строящихся кораблей. Были полностью выполнены контрагентские работы по изготовлению (и частичному монтажу на головном корабле) вооружения, ГЭУ, турбо- и дизель-генераторных агрегатов, ряда вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, корабельных устройств и оборудования, систем автоматики, приборов различного назначения и других технических средств,

В июне того же года, министр транспортного и тяжелого машиностроения и Главком ВМС приняли решение использовать часть корпуса недостроенного КРТ «Сталинград», включающую его цитадель, в качестве натурного опытового отсека для проверки огневыми испытаниями в полигонных условиях стойкости конструктивной (броневой и противоминной) защиты корабля к воздействию новых образцов морского оружия, отработки их взрывателей и боевых частей.

Филиалу № 1 бюро в Николаеве поручалось разработать документацию на формирование и оборудование отсека, спуск его со стапеля и буксировку к месту испытаний. Работами по опытовому отсеку руководил К. И. Трошков (главный конструктор проекта 82 Л. В. Дикович стал главным инженером-заместителем начальника ЦКБ-16).

В 1954 году отсек был спущен на воду, а в 1956-1957 годах испытан отстрелом крылатыми ракетами, бронебойными артиллерийскими снарядами, авиабомбами и торпедами, не потеряв прн этом плавучести даже в условиях отсутствия на кем сил и средств борьбы за живучесть, что подтвердило высокую эффективность предусмотренной проектом защиты крейсера.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Недостроенные корпуса двух других КРТ были разрезаны на металлолом на стапелях заводов № 189 и № 402. 19 января 1955 года Совет Министров СССР принял постановление об изготовлении четырех 305-мм железнодорожных батарей для береговой обороны ВМФ с использованием двенадцати качающихся частей СМ-33 башенных АУ СМ-31 кораблей проекта 82, с их поставкой ВМС в 1957-1958 году.

Постановлением правительства от 19 марта того же года «Об использовании материальных ценностей, оставшихся от прекращения строительством кораблей проекта 82» министерствам транспортного машиностроения и судостроительной промышленности поручалось обеспечить хранение на Харьковском турбогенераторном заводе задела по производству восьми ГТЗА ТВ-4 для кораблей проекта 82, а на заводах № 402 и № 444 – машиннокотельного оборудования; Министерству оборонной промышленности предписывалось передать Министерству обороны 12 качающихся частей 2М-109, изготовленных заводом «Большевик» для артиллерийских установок БЛ-109А головного корабля.

Работы по созданию новейших тяжелых крейсеров хотя и не завершились, по объективным обстоятельствам, ожидаемыми результатами, но являлись весьма интересными и значимыми, если учесть исключительно малые сроки создания кораблей проекта 82.

Это прозвучало в оценке работ коллектива ЦКБ-16 и его основных соисполнителей со стороны правительства. В конце 1953 года коллектив бюро получил специальную денежную премию за существенный вклад в решение технических проблем проектирования и строительства тяжелых крейсеров, выполнение значительного объема опытно-конструкторских работ, своевременное обеспечение документацией всех трех заводов-строителей и оказание им эффективной помощи при решении вопросов, возникавших в процессе строительства кораблей проекта 82.

Так были прекращены работы по созданию последних отечественных крупных артиллерийских кораблей. Проектирование и постройка этих гигантов явились большим трудовым подвигом судостроителей. Они продемонстрировали высокий научный и технический потенциал нашей страны, который в дальнейшем обеспечил успешное решение ряда новых и более широких по своему масштабу задач.

Проектирование и строительство тяжелых крейсеров проекта 82

Источники и литература

  • История отечественного судостроения/ Под редакцией акад. И.Д.Спасского. Т.5. СПб.: Судостроение, 1996.
  • Малышев В.А. Дневник наркома//Документы русской истории. Старая площадь. Вестник архива президента Российской Федерации. 1997. № 5 (30).
  • Материалы по истории участия ЦКБ-17, НПКБ в создании и развитии отечественного надводного кораблестроения (1931-1970). Кн.И. НПКБ, 1971.
  • Судостроение. 1994. № 7; 1996. № 5-6.
  • ЦВМА, ф.13. оп.10, 71, 028395, 035520; ф.14, оп.23,24.
  • ЦКБ № 16 – ЦПБ «Волна» (1949-1974 гг.)// История СПМБМ «Малахит». Т.2. СПб.: СПМБМ «Малахит», 1995.

источник: В. И. ЕФИМОВ, А. Б. МОРИН «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ТЯЖЕЛЫХ КРЕЙСЕРОВ ПРОЕКТА 82» сборник «Гангут» вып.14

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account