Проект военно-транспортного самолета Breguet 943. Франция
Содержание:
Breguet 943
В 1960-61 годах руководство НАТО дало старт программе NMBR 4 (NATO Military Basic Requirement 4; основные требования НАТО к разработке оружия и военной техники №4) по созданию военно-транспортного самолета с укороченными/вертикальными взлетом и посадкой (СКВП/СВВП). Новый самолет должен был нести 7000-10000 фунтов (3175-4536 кг; программа со смягченными требованиями [relaxed program]) или 12000 фунтов (5443 кг; полномасштабная программа [full program]) военных грузов, иметь длину взлета и посадки не более 500 футов (152 м; relaxed program) или 750 футов (229 м; full program) с учетом классического препятствия высотой 50 футов (15,2 м).
Типы самолетов, соответствующие программе со смягченными требованиями, потенциально должны были способны выполнить требования полномасштабной программы (после усовершенствований или модификации в ходе серийного производства).
В 1961 году компания Breguet в ответ на требования программы NMBR 4 начала работы над проектом Br 943, который представлял собой непосредственное развитие Br 941.
По сравнению с Br 941 разрабатываемый самолет имел бы немного большие размеры (размах крыла 26,55 метров вместо 23,20 метров), был бы аэродинамически более чистым (фюзеляж с более округлым поперечным сечением, небольшая стреловидность киля) и с основными стойками шасси с четырьмя колесами вместо двух.
В качестве силовой установки планировалось использовать четыре турбовинтовых двигателя Turmo VI мощностью по 1800 л.с. [1] (вместо 1250-сильных Turmo III D на Br 941); альтернативным вариантом были ТВД General Electric T 58 (de Havilland Gnome) равной мощности.
Грузовой отсек имел примерно такой же объем, что и Br 941 (1950 куб. футов [55,2 м³] вместо 2100 [59,5 м³]) и имел те же устройства для доступа экипажа и погрузки: две боковые двери в передней части (5,9 футов [1,8 м] × 4,9 футов [1,5 м]) и рампа для транспортных средств.
Полезная нагрузка проекта Br 943 была минимальной и ограничивалась 7000 фунтами (3175 кг), предусмотренными программой со смягченными требованиями. Для полетов с полной нагрузкой (12000 фунтов [5443 кг] при длине взлета и посадки не более 500 футов [152 м]) было необходимо дополнительно улучшить взлетно-посадочные характеристики в режиме КВП.
Для исправления этой ситуации рассматривались два решения:
- Продувка закрылков («boundary layer control»; управление пограничным слоем) по методике, опробованной при испытаниях Br 963 Vultur. Оказалось, что выигрыш будет небольшим и будет получен за счет увеличения сложности конструкции и цены самолета. Как следствие от данного технического решения было решено отказаться;
- Оснащение самолета вспомогательной силовой установки, обеспечивавшей дополнительной подъемной силой и даже реактивной тягой для ускорения после взлета. В качестве вспомогательной силовой установки были запланированы британские подъемные двигатели Rolls-Royce RB-162 (удельная тяга 4360 фунтов [1978 кг]). Данные двигатели должны были быть установлены на увеличенных обтекателях основных стоек шасси. Планировалось индукционное всасывание свежего воздуха, который при смешивании со струей из сопла двигателя позволил бы как понизить температуру под летательным аппаратом, так и увеличить тягу (оценивалось в 20%).
Варианту с вспомогательной силовой установкой реакторами планировалось присвоить обозначение Br 943 R (конфигурация, известная как «Dash R»).
Breguet 947
Данный проект представлял собой экстраполяцию проекта Br 943 и также как и предшественник создавался в рамках программы NMBR 4 (NATO Military Basic Requirement 4; основные требования НАТО к разработке оружия и военной техники №4). О данном проекте у нас мало информации за исключением того, что площадь крыла должна была составлять 120 м². Вариант «R» также был запланирован.
Однако вскоре чрезмерно амбициозная программа NMBR 4 была закрыта, и проекты Br 943/Br 947 не пошли дальше стадии технико-экономического обоснования.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet 943
Назначение: военно-транспортный самолет
Статус: проект
Силовая установка:
основная – четыре турбовинтовых двигателя Turboméca Turmo VI с тягой на взлете по 1800 л.с. каждый (или четыре турбовинтовых двигателя de Havilland Gnome) и вращавших винты диаметром 4,9 м
вспомогательная (вариант Br 943 R) – четыре ТРД Rolls-Royce RB-162 с тягой по 2100 кгс
Размеры:
размах крыла 26,54 м
длина 22,23 м
высота (на земле) 9,55 м
площадь крыла 100,70 м²
Масса: | Стандартная конфигурация | Конфигурация R |
пустого, кг | 13431 | 14431 |
с полной нагрузкой, кг | 21723 | 26100 |
военной нагрузки, кг | 3175 | 5443 |
максимальная полезной нагрузки, кг | н/д | 9400 |
Летные характеристики: | ||
дистанция за которую на взлете самолет набирает высоту 15 метров, м | 210 | 140 |
дистанция, за которую при посадке самолет снижается с высоты 15 метров, м | 190 | 140 |
максимальная скорость на высоте 10000 футов (3048 м), км/ч | 485 | 485 |
перегоночная дальность полета, км | н/д | 3700 |
[1] ТВД Turmo VI, который так никогда и не увидел свет, должен был быть аналогичным ТВД Turmo III, но с добавлением ступени на компрессоре и турбине
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.136-149