Проект тяжелого многоцелевого самолета Miles M.55 Marlborough. Великобритания
В декабре 1943 году автору книги дали понять, что в скором времени возникнет необходимость в четырехмоторном многоцелевом самолете, способном выполнять функции учебного самолета для экипажей тяжелых бомбардировщиков. Данная необходимость не вызывала удивления, поскольку в ближайшем времени со стороны Бомбардировочного командования ожидалось массированное наступление с применением большого количества четырехмоторных бомбардировщиков.
Как уже было сказано в более ранее в статьях, посвященных проектам учебного бомбардировщика Miles M.21 и учебного самолета для подготовки экипажей Miles M.36, компания Miles разрабатывала проекты подобных машин в 1940 и 1942 годах и эти проекты не получили поддержки и заказов. В новых требованиях большое значение придавалось скорости производства, наличию запасных частей и простоте обслуживания.
Поскольку самолет не предполагалось использовать в боевых действиях, то было высказано мнение, что в интересах быстрой организации производства имеет смысл пойти на некоторое снижение летных характеристик. С этой целью M.55 Marlborough был спроектирован таким образом, чтобы включить в свою конструкцию как можно больше компонентов, которые или уже находятся в производстве или их производство запускается. Консоли крыла, топливные и масляные баки, шасси, стабилизатор, рули высоты, кили и рули направления были стандартными узлами самолета-буксировщика Miles M.33 Monitor, а силовая установка, состоявшая из четырех двигателей и четырех трехлопастных винтов, были стандартными узлами самолетов-буксировщиков мишеней Miles M.25 Martinet.
Самолет был спроектирован таким образом, чтобы он смог выполнять множество функций, включая:
- обучение пилотов, в том числе подготовку членов экипажей бомбардировщиков;
- обучение десантников;
- выполнение минирования;
- буксировка планеров;
- перевозку раненых (санитарный самолет).
У парашютно-десантной версии в средней части фюзеляжа были предусмотрены три выхода: один в полу и по одному с каждой стороны. Самолет должен был перевозить 20 парашютистов и контейнеры с оборудованием.
Для обучения экипажей бомбардировщиков M.55 Marlborough должен был оснащаться двумя турелями и запасом топлива на 10 часов полета.
Для подготовки пилотов турели должны были убираться и запас топлива уменьшаться. Благодаря этому решению общий полетный вес уменьшился бы, что позволило бы выполнять полеты с одним или двумя выключенными двигателями.
При выполнении функций постановщика мин экипаж самолета должен был состоять из трех человек и иметь размещенную в задней части фюзеляжа турель с четырьмя пулеметами и боезапасом 3000 патронов. В данной конфигурации M.55 Marlborough должен был нести две тонны мин и иметь дальность полета 1350 миль (2173 км).
В варианте транспортного самолета установка вооружения не предусматривалась. Самолет в данной конфигурации должен был нести 2,5 тонны военного оборудования на дальность 1350 миль (2173 км).
При выполнении функций санитарного самолета (также лишенного вооружения) экипаж должен был увеличиться до пяти человек. В данной конфигурации M.55 Marlborough должен был перевозить 12 носилок с ранеными.
В варианте самолета-буксировщика M.55 Marlborough должен был буксировать планер Airspeed AS.51 Horsa со взлетным весом до 16000 фунтов (7258 кг) или с применением стартовых ускорителей тяжелый планер GAL.49 Hamilcar.
В январе 1944 года проект самолета был представлен Министерству авиационной промышленности, но заказов на него не последовало. В большой долей вероятности можно сказать, что причиной этому послужило изменение приоритетов, поскольку ни один многомоторный учебный самолет не был принят на вооружение.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Miles M.55 Marlborough
Назначение: тяжелый многоцелевой самолет
Статус: проект
Силовая установка: четыре девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Bristol Mercury XXV, развивавших мощность 730 л.с. и вращавших трехлопастные винты
Размеры:
размах крыла 77 футов (23,47 м)
длина 64 фута (19,51 м)
площадь крыла 737 кв. футов (68,5 м²)
относительное удлинение крыла 8
Масса:
A | B | C | D | E | |
пустого, фнт (кг) | 15690 (7117) | 15690 (7117) | 15690 (7117) | 15690 (7117) | 15690 (7117) |
топлива, фнт (кг) | 2100 (953) | 4320 (1960) | 4320 (1960) | 3500 (1588) | 4320 (1960) |
масла, фнт (кг) | 210 (95) | 360 (163) | 360 (163) | 310 (141) | 360 (163) |
экипажа, фнт (кг) | 400 (181) | 600 (272) | 1200 (544) | 600 (272) | 600 (272) |
полезной нагрузки, фнт (кг) | 1600 (726) | 1830 (830) | 3430 (1556) | 7000 (3175) | 6780 (3075) |
общий полетный, фнт (кг) | 20000 (9072) | 22800 (10342) | 25000 (11340) | 27100 (12292) | 27750 (12587) |
удельная нагрузка на крыло, фнт/фт² (кг/м²) | 27,1 (132,32) | 30,9 (150,87) | 33,9 (165,52) | 36,7 (179,19) | 37,6 (183,58) |
• A – самолет летной подготовки
• B – самолет-буксировщик
• C – самолет для обучения экипажей, санитарный самолет
• D – самолет для обучения десантников
• E – бомбардировщик, постановщик мин, грузовой самолет
Летные характеристики:
максимальная скорость полета на высоте 16000 футов (4877 м) 286 миль в час (460 км/ч)
максимальная w.m. скорость (*w.m. speed) полета на высоте 16000 футов (4877 м) 255 миль в час (410 км/ч)
экономическая крейсерская скорость полета на высоте 16000 футов (4877 м) 150 миль в час (241 км/ч)
безопасная дальность полета 1350 миль (2173 км)
максимальная продолжительность полета 10 ч
источник: DON L.BROWN «Miles Aircraft since 1925», стр.286-288