Проект тяжелого бомбардировщика-летающей лодки Чаха. Германия
После войны были опубликованы подробности о летающей лодке R-класса Чаха (Zschach). Этот проект изначально предназначался для создания большого морского бомбардировщика, но есть некоторые вопросы о том, было ли его рассмотрение немецким флотом. Тем не менее, самолет имел интересную конструкцию и как таковой заслуживает описания.
Летающая лодка была разработана инженером Р. Чахом (R. Zschach), который во время войны был принят на работу в Hannoversche Waggonfabrik, и отражала самое тщательное проектирование, которым характеризовались ганновреские двухместные истребители. Разделенные на отсеки два корпуса имели довольно современный внешний вид. В каждом из них находились два 260-сильных двигателя Mercedes D.IVa, соединенных с центральной коробкой передач, которая, в свою очередь, приводила в движение винт, установленный в межплоскостном расстоянии достаточно высоко, чтобы избавить от воздействия морских брызг. Содержащие топливо три больших бака находились ниже двигателей. Планировалось вооружить левую переднюю и правую верхнюю позиции автоматическими пушками, противоположные позиции должны были оснащаться пулеметами. Радиостанция располагалась в носу.
Корпуса были соединены двумя прочными стойками в центроплане и хвостовым оперением сзади. Связь обеспечивалась крытыми трапами, которые шли от каждого корпуса к прикрепленной к нижней центральной части верхнего крыла кабине управления. В кабине было предусмотрено место для двух пилотов, одного командира-штурмана и в задней части для существенной бомбовой нагрузки. Пять пулеметных позиций были расположены над кабиной недалеко от передней кромки верхнего крыла.
Оба крыла имели малое поперечное V и равные хорды. Консоли крыльев, с их скошенными стойками и сбалансированными инверсными трапецивидными элеронами, очень напоминали истребители Hannover Cl.II и Cl.III.
На бипланное хвостовое оперение, поддерживавшееся двумя большими фиксированными килями, устанавливались три руля направления, но только один центральный был сбалансированным, как и пара рулей высоты.
В своей гражданской версии летающая лодка Чаха предназначалась для транспортировки пятидесяти пассажиров в корпусах, и экипажа из пяти человек, состоящего из двух механиков-мотористов, двух пилотов и командира самолета. Ни военная, ни гражданская версии этой машины не вышли за пределы стадия проектирования, но он остался самолетом, который обладал привлекательным внешним видом и передовым замыслом.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: проект летающей лодки Чаха
Производитель: спроектирована Р. Чахом
Размеры:
размах 42,7 м
хорда верхнего крыла 6,5 м
хорда 5,00 м
межплоскостное расстояние 4,75 м
вынос крыла 0,25 м
длина 22,80 м
высота 7,00 м
расстояние между центрами корпусов 7,00 м
размах хвостового оперения 9,00 м
хорда хвостового оперения 2,20 м
межплоскостное расстояние хвостового оперения 2,00 м
диаметр винтов 4,00 м
Площадь:
крыльев 350,00 м²
Масса:
корпуса 1200 кг
крыльев 1950 кг
кабины управления 210 кг
хвостовго оперения 165 кг
двигателей 1770 кг
трансмиссии 700 кг
радиаторов 200 кг
электрооборудования 160 кг
топлива 3000 кг
вооружения 1105 кг
экипажа 810 кг
разного 730 кг
с полной нагрузкой 12000 кг
удельная нагрузка на крыло 34,30 кг/м²
Летные характеристики:
максимальная скорость 128-140 км/ч
подъем на высоту 3000 м за 80 мин
источник: G W Haddow, PeterM Grosz "The German Giants. The German R-Planes 1914-1918"