Проект таранного перехватчика Rammer. Япония
Практика «tai-atari», что буквально означает «сокрушение телом», не была исключительно японской. Умышленный таран одним самолетом другого произошел еще в Первую Мировую войну, когда 26 августа 1914 года пилот Российского императорского военно-воздушного флота Петр Нестеров своим монопланом Morane-Saulnier обр. 1912 года ударил австрийский Albatros B.II. Во время Второй мировой войны первый таран произошел 1 сентября 1939 года, когда подполковник Леопольд Памула направил горящий PZL P.11c на немецкий истребитель Messerschmitt Bf 109. В этой войне русские, немцы и японцы сделали таран частью своей военной доктрины.
В то время как японцы просто использовали имеющиеся самолеты для выполнения таранных ударов, немцы пошли дальше, проектируя и изготавливая самолеты для этой конкретной задачи. Одной из применявшихся в бою таких машин был Focke-Wulf FW 190A-8/R7. Для проникновения внутрь боевых порядков бомбардировщиков противника Rammjager (или Sturmböcke) был оснащен броней, способной выдержать заградительный огонь, а также, возможно, выжить после успешного тарана. Sturmstaffel 1 было первым подразделением Luftwaffe, оснащенным этими истребителями. Поскольку война продолжалась, и американские бомбардировщики заполнили небо, то немецким ВВС становилось все труднее сдержать натиск. Как следствие число проектов таранных истребителей стало расти, одним из которых был Zeppelin Rammer.
Rammer был небольшим одноместным самолетом, поднимавшимся в воздух на буксире. Так как Rammer рассчитывался на таран, то имевшее постоянную длину хорды крыло было усилено установкой вдоль передней кромки крыла трех трубчатых лонжеронов. Остальная часть конструкции самолета также была усилена с целью выдержать ударные нагрузки.
Силовая установка должна была состоять из одного твердотопливного ракетного двигателя Schmidding 109-533, установленного в хвостовой части фюзеляжа и развивавшего в течение 12 секунд тягу 1000 кг. В носу самолета должны были размещаться четырнадцать ракет R4M или батарею SG 118. кабина должна была размещаться в бронированной ванне, передняя и боковые стенки которой изготавливались из 28-мм листов, а задняя стенка – из 20-мм листов. Остекление должно было состоять из 80-мм пуленепробиваемого переднего стекла и 40-мм боковых стекол.
Способ атаки должен был заключаться в буксировке самолета на расстояние 500 метров от цели и отцепки от самолета-носителя. После отцепки пилот должен был включить двигатель и после разгона выстрелить из оружия по первой цели, после чего таранным ударом атаковать вторую (или ту же) цель. После совершения таранной атаки пилот должен был спланировать вниз на землю.
Летные испытания безмоторного варианта таранного перехватчика Rammer были проведены в январе 1945 года, после чего был выдан заказ на производство серии из шестнадцати машин. Однако производственные мощности компании Zeppelin были уничтожены американскими бомбардировщиками до начала производства.
В Японии для таранных атак использовали уже находившиеся на вооружении тяжелые истребители Kawasaki Ki-45 и даже облегченные истребители Kawasaki Ki-61 Hein. Долгое время считалось, что в Японии никогда не был создан специализированный таранный перехватчик, однако это не так. Недавно в архивах японского национального института оборонных исследований был обнаружен проект самолета данного типа.
Самолет представлял собой совместную разработку Императорских армии и флота, что в конце войны становилось довольно частным явлением. В основе проекта лежала Syusuishiki Kayaku Rocketto (ракета таранного типа «осенние воды») – разрабатывавшаяся в марте 1945 года беспилотная дистанционно управляемая ракета, предназначенная для уничтожения бомбардировщиков. Планировалось запускать ее с земли, направлять на удаленную цель, поражать ее с помощью тарана, после чего восстановить ракету (если она переживала столкновение) для повторного использования. Проектные работы по данной ракете велись Kokukyoko (авиационное бюро) и хотя ее макет был изготовлен, война закончилась прежде, чем были завершены производственные планы. Стоит также упомянуть, что испытания ракеты также не были проведены из-за окончания боевых действий. Проект ракеты и ее формы в значительной степени базировались на Mitsubishi J8M Syusui. Интересно отметить, что немецкая зенитная ракета Messerschmitt Enzian свою форму получила под влиянием перехватчика Me 163, японской версией которого был J8M.
В пилотируемой версии использовалась почти та же конструкция, что и у ракеты. Таранный перехватчик должен был представлять собой небольшой самолет-бесхвостку с низкоустановленным крылом со стреловидностью 45°. Фюзеляж должен был иметь форму пули и оснащаться большим вертикальным оперением, в которое должна была быть вписана кабина пилота. В задней части фюзеляжа должны были быть размещены четыре ракеты Type 4 Mark 1 Model 20 – такие же, что использовались на пилотируемом самолете-снаряде Kugisho MXY7 Oka. Планировалось, что с данной силовой установкой скорость таранного перехватчика составит 1125 км/ч (М = 0,91), т.е. будет трансзвуковой. С трансзвуковыми скоростями данный самолет должен был представлять для японцев серьезную проблему. Дело в том, что даже немцы только-только начали заниматься исследованиями высокоскоростных полетов, так как обнаружили проблемы с управляемостью своих ракетных и реактивных самолетов, вызывавшиеся сжимаемостью воздуха.
Остается неизвестным: приняли японские конструкторы форму стреловидного крыла как средство преодоления проблемы сжимаемости воздуха на трансзвуковых скоростях и снижения лобового сопротивления или же эта форма была выбрана в качестве средства создания режущей угловой поверхности, облегчающей таранную атаку. Крыло должно было быть усилено, чтобы выдерживать высокие ударные нагрузки, испытываемые при ударе о вражеский бомбардировщик. Несмотря на то, что таранный перехватчик мог использовать скорость в качестве средства защиты, ему по-прежнему приходилось противостоять оборонительному вооружению бомбардировщиков B-29. Поэтому, скорее всего, для защиты пилота кабина должна была оснащаться броней и пуленепробиваемым стеклом. После атаки самолет должен был совершить планирование и посадку на базу для дозаправки и нового запуска для последующей атаки.
Учитывая небольшие размеры самолета, шасси не устанавливалось. Скорее всего, либо должна была быть усилена нижняя часть фюзеляжа, либо должен был быть установлен полоз. Планировалось ли поднимать в воздух при помощи самолета-буксировщика, катапульты или же вертикальный запуск – способ запуска таранного перехватчика остается неизвестным.
самолет, изображенный на рисунке, несет камуфляж и отметки 53-го сентая, защищавшего острова метрополии
Во время таранных атак основной мишенью, как правило, становилось хвостовое оперение, потеря которого лишала самолет противника управляемости. Другой целью таранных атак были двигатели или консоли крыла. И, наконец, еще одной основной областью для ударов был фюзеляж. Вероятный профиль миссии включал взлет с базы, расположенной в непосредственной близости от вероятных целей для бомбовых ударов. С коротким временем работы ракетных двигателей (8 – 10 секунд) боевой радиус перехватчика был ограниченным. После запуска пилот перехватчика должен был попытаться таранить хвост или крыло самолета противника с целью отрыва его от фюзеляжа. Если после удара сохранилась достаточная скорость, то после первого тарана мог последовать второй. Если самолет находился в летнопригодном состоянии и если пилот не направил весь свою машину на цель, то перехватчик должен был вернуться на базу для замены ракет силовой установки. Если бомбардировщики еще находились в зоне действия, то мог быть совершен еще один боевой вылет. Если самолет поднимался в воздух на буксире, то ракеты должны были быть включены на подходе к цели и сразу же после ее атаки. Это должно было обеспечить достаточную скорость для выполнения второго захода и нанесения значительного ущерба при второй таранной атаке.
Однако японский таранный перехватчик остался бумажным проектом. Остается неизвестным, являлся ли этот проект окончательным вариантом или же представлял собой просто предложенную концепцию.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*
Тип: Rammer
Назначение: таранный перехватчик
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: четыре ракетных двигателя Type 4 Mark 1 Model 20 общей тягой 1102 кг
Размеры:
размах крыла 4,41 м
длина 2,89 м
высота н/д
площадь крыла н/д
удельная нагрузка на крыло н/д
удельная нагрузка на мощность н/д
Вес:
пустого н/д
с полной нагрузкой н/д
максимальный н/д
Летные характеристики:
скорость 1125 км/ч
скорость набора высота 10000 метров 32 сек
дальность н/д
продолжительность полета н/д
потолок н/д
Вооружение: нет
Развитие: нет. Таранный перехватчик остался проектом
- * поскольку самолет не был построен, то данные являются расчетными, основанными на оригинальных эскизах и данных
источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945»