Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия

1

В данной статье, переведенной уважаемым коллегой NF в январе 2015 года, речь пойдет об одном неизвестном проекте самолёта, разработанного Вилли Мессершмиттом в 1932 году и попытке реконструкции этой машины.

В конце 1920-х/начале 1930-х годов компанией Bayerischen Flugzeugwerken (BFW) был разработан целый ряд замечательных спортивных самолётов. Первым из них был М 23, затем М 27 и М 29; итоговым в этой серии стал М 31.

Входящий в этот ряд М 29 благодаря своей тщательно проработанной аэродинамике превосходил по характеристикам все сравнимые с ним спортивные самолёты того времени. Однако из-за ряда различных аварий самолётам этого типа было запрещено принимать участие в соревнованиях «Кольцо Европы» (Europa-Rundflug) 1932 года.

Разработка М 29 позволила BFW приобрести бесценный опыт, который можно было использовать в дальнейшем при разработке будущих скоростных самолётов. Опыт создания М 29 лег в основу разработанного Вилли Мессершмиттом нового проекта сверхскоростного почтового самолёта [1]. В 1931 году компанией BFW был уже создан почтовый самолет М 28, который как и его конкурент Focke-Wulf A 36, не отвечал всем требованиям, предъявляемым к машинам данного типа. Оба этих проекта были заброшены так как максимальная скорость BFW М 28 и Focke-Wulf А 36 составляла 250-260 км/ч, что было ниже тогдашнего международного уровня летных характеристик.

Опираясь на опыт, полученный при создании М 29, Мессершмитт считал необходимым перенести успехи в достижении аэродинамического совершенства этой машины на новый почтовый самолёт, который мог бы развивать максимальную скорость в 425 км/ч. При этом посадочная скорость нового летательного аппарата должна быть ниже той, что имели скоростные почтовые самолёты того времени – менее 100 км/ч. Вилли Мессершмитт при этом утверждал, что эти летные характеристики не были оценочными, а базировались на весьма консервативных расчетах. Так же при этом подразумевалось, что для достижения подобных летных характеристик необходимо было бы использовать и силовую установку большей мощности.

В 1932 году максимальная скорость в 425 км/ч для самолета гражданской авиации была фантастически высокой: Heinkel He 70 в марте 1933 года развивал 375 км/ч, а BFW Bf 109 в 1935/36 годах – примерно 460 км/ч.

Удивительная птица

Что из себя представляла эта удивительная птица Вилли Мессершмитта и какой нумер она должна была получить?

С начала мы исследуем последний вопрос. В рассматриваемый нами интервал времени в перечне типов самолетов компании BFW имеются только две незанятые позиции: М 25 и М 32. Первый самолёт был разработан в 1929/1930-х годах. По опубликованным материалам [2] этот проект акробатического самолёта был разработан для Эрнста Удета, но так и не был построен. По другим данным [3] это был проект специального самолёта, заказ на разработку которого был выдан компании BFW также Эрнстом Удетом. В документации, выпущенной компанией МВВ [4] данный тип самолёта вообще не упоминается.

По не противоречащим друг другу высказываниям ряда источников [2] и [3] неясно, что подразумевается под понятием «специальный самолёт». В данном случае возможно всё. Так проект М 25 ни в коем случае не может быть проектом сверхскоростного почтового самолёта. Теоретически лишним остаётся лишь проект под обозначением М 32, разработка которого датирована 1932 годом. В одном источнике [2] указано, что разработка данного проекта была заброшена еще на стадии проектирования и что сведений о том, какой это был тип самолёта, не сохранилось. В еще одном источнике [3] имеется упоминание что это был учебный биплан. Если эти данные соответствуют истине – что следует принимать во внимание, – то ни один из этих проектов обозначением которых начинается с буквы «М» не имеет отношения к проекту самолёта для перевозки почты. Вопрос обозначения типа самолёта остаётся открытым. Возможно в то время проект имел иное обозначение не начинающееся с буквы «М» или же по соображениям секретности имелось двойное обозначение разрабатывавшегося в то время проекта.

Из сохранившихся до нашего времени материалов, чертежей или прочих данных о проектах фирмы Messerschmitt или из прочих материалов (к сожалению, в нашем распоряжении за имеется только одна сохранившаяся фотография сделанной компанией модели проекта) не имеется возможности дать однозначный ответ. Эта фотография – как это было достоверно установлено – была сделана в 1932 году во время DELA. Между делом стала доступной еще одна фотография, которая вместе со сделанным на заводе снимком позволяет представить, как выглядел бы до сих пор неизвестный проект самолёта и позволяет выполнить его реконструкцию. На этом снимке стенда компании BFW на DELA 1932 года показано, что проект почтового самолёта имеет дату разработки.

На данной выставке компания BFW помимо представленных самолетов М 29 и М 31 имела еще и три модели: почтовый самолёт М 28, знаменитый самолёт для сверхдальнего перелета в Австралию М 34 (Antipodenflugzeug – дословно «самолет-антипод»), о котором в то время в печать попало мало информации, и между ними еще один новый тип самолёта. Под каждой из представленных моделей находилась табличка с обозначением и ТТХ. К сожалению, на фото разглядеть что-либо не представляется возможным. При этом мы обращаемся с просьбой к нашим читателям, которые, возможно, владеют фотографиями из материалов авиастроительной компании BFW и выставки DELA 1932 года с просьбой просмотреть эти материалы. Возможно на фотографиях удастся что-либо разглядеть. В заключение хочется упомянуть, что редакция нашего журнала была бы благодарна за оказанную помощь.

Реконструкция

Имеющиеся в нашем распоряжении материалы содержат изображения низкоплана с тонким трапециевидным крылом. Горизонтальное оперение не было расположено высоко и быть прикреплено непосредственно к фюзеляжу аналогично тому, как это выполнено на M 27 b. Как и у предшественника оба сиденья расположены друг за другом, вследствие чего фюзеляж был очень узким. Кабина экипажа была закрыта стеклянным фонарём.

На демонстрационной модели отсутствуют основные стойки шасси, которые по нашим предположениям, как и «самолёте-антиподе», должно иметь убирающееся шасси. Тип двигателя не известен. Судя по внешнему виду модели предусматривалось установить V-образный инвертированный двигатель, приводивший в движение четырехлопастный винт. Авиационного двигателя соответствующей мощности (примерно в 1000 л.с.) тогда в Германии еще не было. Возможно предполагалось установить на данный самолёт двенадцатицилиндровый двигатель Argus 15, но мощность этого двигателя была равна лишь 600/700 л.с. и с ним вряд ли можно было развить требуемую расчетную скорость полёта.

На DELA 1932 года три модели были расположены рядом. Они были выполнены в одинаковом масштабе, что позволяло сравнить их примерные размеры. Размах крыла должен был находиться в пределах порядка 14,5 – 15,0 метров. Сравнение форм крыльев трех предшественников этих моделей – М 23, М 27 и М 29 – позволяют обнаружить определённое сходство. Крыло новой почтовой машины – если судить по снимку – имело большое удлинение – примерно как у этих трех самолетов и «самолёта-антипода». Это позволяет сделать вывод, что крыло по своей конструкции и удлинению находится примерно по середине между крыльями самолетов этих трех представленных типов. Поперчнлое V трапецеидального крыла, представленной на фотографиях модели, примерно равно 6°, что близко к соответствующим показателям М 23, М 27 и М 29. Из имеющихся в нашем распоряжении фотографий тщательно рассмотреть форму хвостового оперения не представляется возможным. По мнению автора, форма и расположение горизонтального оперения модели соответствует форме имевшегося у М 27оперения. В то же время очертания вертикального оперения имеют сходство с М 23, М 27 и М 29. Со своей стороны форма фюзеляжа имеет значительное сходство с очертаниями М 29, естественно при этом имеется ряд отличий в передней части, вызванных размещением силовой установки другого типа.

Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия

 
сравнение конструктивных форм самолетов–предшественников (сверху-вниз: M 23c, M 27 и M 29)

Как уже выше упоминалось почтовый самолёт так же как и «самолёт-антипод» имели убирающееся шасси, что для того времени было серьёзным нововведением. Что касается «самолёта-антипода», то у него основные стойки шасси должны были убираться в крыло. О том, что и почтовый самолёт получит такое же шасси, в нашем распоряжении информации не имеется. Под вопросом остаётся и использование самолёта для перевозки почты. Уже в материалах по М 29 американский обозреватель предположил, что данный самолёт является скоростным самолётом-разведчиком (или предшественником самолёта данного типа), что вполне вероятно могло быть целью данного проекта. В то время в Германии запрещенные разработки боевых самолётов часто скрывались под названием «почтовый самолёт».

Реконструкция – почему?

Вопрос о целесообразности попытки реконструкции в данном случае закономерен. С использованием сохранившихся с тех времён материалов вряд ли возможно получить что-либо достаточно конкретное. Можно лишь составить довольно приблизительную общую картину данного проекта Вилли Мессершмитта, которую с большой долей вероятности еще необходимо будет очень серьёзно дополнять. Если этот общий материал на данную тему покажется нашим читателям интересным, то наш достаточно посредственный материал, став известным большому кругу читателей, возможно, побудит опубликовать имеющиеся в их распоряжении материалы.

Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
использованный при реконструкции снимок с выставки DELA 1932 года
Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
при увеличении данного снимка можно увидеть модель сверхскоростного почтового самолета компании BFW (непосредственно над черточкой нанесенного на левую консоль крыла номера гражданской регистрации [D-3221] самолета M 29)

Шансы на это выглядят очень большими. В те годы М 29, значительно превосходивший конкурентов, часто видели в компании BFW. В то же время выставленные на обозрение три модели: М 28, «самолёта-антипода» и сверхскоростного почтового самолёта так же были очень интересными и с высокой долей вероятности посетители много раз их фотографировали. Почему бы после этой публикации данные фотографии не могли бы вновь где-либо появиться в прессе?

Во всяком случае, данный проект оказался удачным для компании VFW, что следует из выпущенной ей монографии о почтовом самолёте Focke-Wulf А 36. В то время имелась только одна фотография плохого качества этого проекта сверхскоростного почтового самолета. Впрочем, этого вполне хватало, особенно после того, как в Мюнхене Теодор Мор (Theodor Mohr) смог раздобыть подписанные чертежи общего вида и не менее десяти замечательных фотографий этого относительно неизвестного самолёта компании VFW! Возможно, попытка получить новые материалы по этому самолёту окажется удачной и на этот раз…

…и как?

Чертежи и технические характеристики этого проекта и точные размеры отсутствуют и поэтому можно лишь опираться на ту информацию, которую возможно получить, изучая модели. Впрочем, благодаря этому воспроизведение более простое и дающее более полную информацию, чем проекции в трех плоскостях. С помощью данной модели можно получить первое, еще очень предварительное впечатление, о конструкции данного проекта. Модель позволяет при реконструкции получить изображения самолёта с в трех проекциях, соблюсти конфигурацию и пропорции и позволяет значительно проще обнаружить и устранить возникающие при реконструкции ошибки.

Читатель нашего журнала Петер Фриборн (Peter Freeborn) известен своими удачными реконструкциями необычных самолётов. Он попытался изготовить модель данного сверхскоростного почтового самолёта конструкции Вилли Мессершмитта. В результате проведённой работы получилась довольно точная модель самолёта, продемонстрированного на DELA 1932 года. Благодаря точному соблюдению всех деталей эта модель при возникающих в дальнейшем дискуссиях способна оказать бесценную помощь в представлении о том как предположительно должен был выглядеть этот самолёт.

Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. ГерманияПроект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerische Flugzeugwerke. Германия
изготовленная Петером Фриборном модель сверхскоростного почтового самолета компании BFW

Источники:

  1. Luftwacht Jg. 1932, S. 478
  2. Bruno Lange: Das Buch der deutschen Luftfahrttechnik, Textband, Mainz 1970
  3. Walter Zuerl: Deutsche Flugzeugkonstrukteure, 3. Aufl. München 1941/42, S. 133
  4. Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Hrsg.): Messerschmitt, 50 Jahre Flugzeugbau, Ottobrunn 1973
  5. Der Adler, Stuttgart, 11/1932 — Ein dort wiedergegebenes Foto von Alex Stöcker zeigt die M 31 mit den drei BFW-Modellen auf der DELA

Изготовление модели: Петер Фриборн

Фотографии модели: Г. Куш (G. Kusch)

источник: Hans Justus Meier «Ein unbekanntes Messerschmitt-Projekt von 1932. Ultraschnelles BFW-Postflugzeug» Luftfahrt international 11/80

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account