Проект подводной лодки-носителя крылатых ракет SSM-N-9 Regulus II. США
Успешная эксплуатация флотом США крылатой ракеты SSM-N-8 Regulus показала, что размещать дальнобойное ракетное вооружение на подлодках не просто можно, но и нужно. Правда пока у моряков было много претензий как к ракете, так и размещению её на подводных лодках.
Недостатки самого крылатого снаряда должен был решить проект SSM-N-9 Regulus II. Новая крылатая ракета имела скорость равную 2 М, а значит была не так уязвима для ПВО и перехватчиков, как дозвуковая SSM-N-8. Кроме того удалось серьёзно увеличить дальность полёта, до 2200 (против всего лишь 930 километров у первой Regulus). Это, с одной стороны, позволяло атаковать на безопасном расстоянии от вражеского берега, с другой поражать цели в глубине Советского союза. Последнее было особенно важно для флота, на фоне противостояния с ВВС и их стратегическими бомбардировщиками. Удалось повысить и точность ракеты, а также её устойчивость к помехам.
Но появление Regulus II лишь обостряло проблемы с базированием. Моряков итак не устраивало слишком малое количество ракет на борту подлодки, а также время подготовки их к пуску. С использованием новой SSM-N-9 эта ситуация лишь усугублялась. Если на подлодку Grayback, носителя крылатых ракет специальной постройки, влезало четыре обычных Regulus, то новых Regulus II помещалось всего две. Было ясно, что без проектирования новой субмарины специально под новые ракеты не обойтись.
Работы начались ещё в 1953 году. Исследовались различные варианты размещения ангаров для ракет. Важным фактором была не только устойчивость конструкции к давлению воды, но и скорость подготовки ракеты к пуску. В 1956 году инженеры BuShips (государственное бюро, отвечающее за предварительную проработку проектов кораблей) представили проект дизельного носителя ракет, основным отличием которого было использование «барабанного» ангара.
Четыре ракеты Regulus II размещались в поворотном ангаре ближе к носу субмарины. Автоматическая система по рельсам подавала ракету на пусковой стол в носу подлодки. Пока осуществлялся пуск первой SSM-N-9, ангара поворачивался и начиналась подача второй ракеты. В итоге удалось сократить время на подготовку первого пуска до 15 минут, а промежуток между последующими запусками до 10 минут (против часа и 40 минут соответственно для первой Regulus на Grayback).
Проект принят в работу не был. Военные посчитали поворотный ангар слишком сложным. Его поломка делала дальнейшие запуски невозможным. Кроме того, только что прошли успешные испытания первой атомной подлодки Nautilus и моряки хотели подводный ракетоносец с ядерным реактором. В итоге был создан проект атомного ракетоносца Permit, который уже в свою очередь проиграл подводным носителям баллистических ракет.
источник: https://www.facebook.com/yukuzhelev/posts/3657926797660285