Проект основного боевого танка MBT-80. Великобритания

1

 

Данная статья является пятой в цикле статей Эда Фрэнсиса о проектах британской бронетехники времен холодной войны и посвящена проекту основного боевого танка MBT-80.

По словам Эда Фрэнсиса

«за последние несколько лет в Интернете много говорится о проекте основного боевого танка MBT-80, но в большинстве случаев эта информация ошибочна».

Так что пришло время прояснить ситуацию.

Первые упоминания о том, во что может воплотиться проект MBT-80, относятся к началу 1970-х годов. Один из самых ранних отчетов был написан членом научно-исследовательского центра боевых машин (Fighting Vehicle Research and Development Establishment – FVRDE) и касался танка, который в начале 1980-х годов и в последующий период должен был заменить основной танк Chieftain. Автором отчета был г-н Т. К. Леггетт (T.C. Leggett) из состава отдела координации (согласования) проектов (техники на гусеничном ходу) (Project Coordination Branch [tracked]) выделил некоторые вопросы и предложения в неформальной докладной записке, посвященной данному вопросу.

Первое замечание г-на Леггетта заключалась в том, что любая государственная спецификация в конечном итоге потребует увеличения веса будущего основного боевого танка до 45 тонн. Вторым замечанием г-на Леггетта было указание на то, что предыдущие предложения с максимальным весом в 30 тонн совершенно неосуществимы с учетом тенденции увеличения массы в развитии танков.

В докладной записке г-на Леггетт предложил провести обширное исследование для определения улучшений, которые могут быть достигнуты с использованием результатов усовершенствований танка Chieftain, которые могут быть сделаны в течение продолжительного времени. Г-н Леггетт оптимистично полагал, что применение данных улучшений совместно с последними техническими разработками в области производства бронетехники приведет к принятию нового танка на вооружение в 1973 году. Следует отметить, что в то время шли работы в рамках совместной британско-западногерманской программы FMBT-70, и если бы для ее запланированных результатов не были бы выделены номера боевых машин FV (Fighting Vehicle), то можно было бы предположить, что речь шла именно о предложении г-на Леггетта.

MBT-80, получивший обозначение FV4601, никогда не имел официального персонализированного обозначения и известен исключительно под обозначением MBT-80. Этот танк должен был иметь экипаж из четырех человек, башню кругового вращения и усовершенствованную британскую 120-мм нарезную пушку. MBT-80 должен был иметь удельную мощность 25 л.с./т и отличаться толстыми плитами новой брони «чобхэм» во всей лобовой проекции, включая и нижний лобовой лист. В отличие от большинства других основных боевых танков борта MBT-80 также защищались плитами брони «чобхэм». В состав стандартного оборудования должна была быть вклюючена усовершенствованная система управления огнем, способная с почти 100% вероятностью поражать технику противника с первого выстрела не только с места, но и в движении. В качестве силовой установки был выбран 1500-сильный двигатель Rolls Royce CV12 Condor; альтернативным вариантом была газовая турбина XM1. На ходовую часть мощность должна была передаваться посредством трансмиссии David Brown TN28.

Новая британская 120-мм нарезная пушка XL28 должна была вести огонь бронебойными снарядами с сердечником из обедненного урана и с раздельно-гильзовым заряжанием, способными уничтожить любой советский танк того времени на дальности 3500 метров. Также пушка должна была вести огонь дымовыми снарядами и бронебойно-фугасными снарядами со сминаемой головной частью. Первоначально боезапас должен был составлять 50 снарядов, но позднее он был сокращен до 45. В целях повышения живучести боезапас должен был находиться ниже погона башни. Для непосредственной защиты от пехоты противника танк должен был быть оснащен 7,62-мм скорострельным пулеметом Hughes и пулеметом командира. Наводчик и командир должны были быть оснащены полноценными электронно-оптическими системами, дневной и ночной прицелами, лазерными дальномерами, измерительно-следящими системами и тепловизорами. Лазерный дальномер и тепловизор должны были быть объединены в новую и революционную панорамную систему PANTIL (Panoramic, Thermal Imager, Laser Integrated Sight).

В соответствии с британской практикой того периода экипаж должен был иметь максимальные шансы на выживание. Для этого плиты брони «чобхэм» должны были быть достаточно толстыми, чтобы противостоять всему спектру советского вооружения, которым советская сторона могла атаковать MBT-80. Так, например, броня танка должна была противостоять советским 125-мм бронебойным и кумулятивным снарядам на дальности прямого выстрела. Борта, верх и задняя сторона танка должны были быть защищены от бронебойных пуль 14,5-мм крупнокалиберного пулемета и осколков 152-мм фугасного снаряда, взорвавшегося на расстоянии 10 метров. Для облегчения материально-технического обеспечения и технического обслуживания в мирное время предполагалось при повседневной эксплуатации снять несколько плит брони «чобхэм».

Во всех отношениях основная броня корпуса танка MBT-80 была совершеннее, чем у основных боевых танков того периода за счет комбинированного каркаса, изготовленного из пластин стали и алюминия. Элементы комбинированного каркаса должны были соединяться между собой с помощью разнотолщинных стыков и сварки взрывом (сварочный процесс, который использует взрывы высокой точности для соединения двух разнородных металлов с сохранением механических, электрических и коррозионных свойств обоих) для наиболее прочного их соединения. Все элементы комбинированного каркаса, которые имели большую вероятность быть пораженными средствами противника, были стальными, тогда как участки, где вероятность попадания была небольшой или вес пластин будет иметь незначительную разницу (как, например, задняя сторона), были алюминиевыми.

Для улучшения характеристик проходимости по пересеченной местности была выбрана гидропневматическая подвеска с семью парами опорных катков с резиновой ошиновкой. Траки у MBT-80 должны были быть того же типа, что и на XM1.

Изображение, приведенное в данной статье, представляет собой масштабную модель MBT-80, которая хранится в Бовингтоне и которая ранее не публиковалась. Как можно увидеть, что несмотря на некоторые очевидные сходства с боевыми машинами ATR, которые были частью процесса разработки MBT-80 и его окончательный вариант отличался от обоих ATR.

модель проекта основного боевого танка MBT-80

Хотя это не самый полный рассказ о MBT-80, он позволяет пролить свет на этот проект британского танка, являющийся предметом самых многочисленных спекуляций. Окончательный выбор в пользу FV4030 Challenger и отказ от MBT-80 является не только спорным, но и затянутым. По правде говоря, вполне вероятно, что британская армия (и британская танковая промышленность) потеряли прекрасную возможность. На бумаге MBT-80 был очень перспективным проектом с настолько значительным потенциалом модернизации, что Challenger 2 мог бы стать попросту ненужным. Что же касается потенциального экспорта, то этот проект, возможно, имел бы гораздо лучшие перспективы.

источник: https://www.facebook.com/TheFriendsofTheTankMuseum/posts/2211176185769053

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account