Проект легкого ударного самолета IML Group AXM. Новая Зеландия
Винтажная статья из выпуска журнала «Flight» от 13 февраля 1982 года, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.
Новая Зеландия, более известная своими отбивными котлетами из мяса молодых барашков, занимается разработкой боевых самолетов. Проект AX компании IML Group объединяет в себе не слишком разные роли опыления сельскохозяйственных культур и атак наземных целей в сочетании с двумя принципами: высокий коэффициент использования рабочего объема и повышенная боевая устойчивость.
IML Group представляет собой консалтинговую группу, которая состоит из двенадцати человек и которая чаще всего занимается дизайном ливрей, самодельными самолетами и организацией работ автомобильных и аэрокосмических компаний. Проект AX является детищем Дэйва Уильямса (Dave Williams) – бывшего ученика технической школы компании de Havilland в Хэтфилде (Hatfield).
По мнению Дэйва Уильямса «классическая» компоновка самолета – тонкий цилиндрический фюзеляж и отдельные консоли крыла – неэффективно использует объем, ограниченный размахом, длиной и высотой. Проект AX с широким создающим подъемную силу фюзеляжем предлагает высокий коэффициент использования рабочего объема. Обдув верхней поверхности крыла и управление потоком над крылом и фюзеляжем обеспечивают высокую подъемную силу.
Боевая устойчивость – это уязвимость конструкции к той «золотой пуле», которая лишает пилота шансов выполнить свою боевую задачу. По словам Дэйва Уильямса F-14, F-15 и даже A-10 чувствительны к боевым повреждениям, а радиолокатор и пушка, необходимые для выполнения боевой задачи, уязвимы для огня противника.
Чтобы свести к минимуму уязвимость конструкции проекта AX жизненно важные компоненты рассредоточены по всему планеру. Так, например, восемь 30-мм пушек Oerlikon KCA, расположены в носовой части так чтобы один снаряд не смог вывести из строя всю батарею орудий. Силовая установка расположена над фюзеляжем и таким образом защищена от огня с земли.
Разрабатываются несколько версий проекта AX. Боевой вариант AXM должен оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями, такими как Rolls-Royce Spey, Garrett AirResearch ATF3, General Electric TF34 или Pratt & Whitney F100 (надеюсь без системы дожигания топлива). Сельскохозяйственный самолет AXA планируется оснастить одним турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PW120, Garrett AiResearch TPE331 или Rolls-Royce Dart. Также рассматривается вопрос использования советских турбовентиляторных и турбовинтовых двигателей.
Оснащенный двумя двигателями Spey с тягой по 11000 фунтов (4990 кгс) каждый, боевой вариант AXM имеет собственную массу 14200 фунтов (6441 кг) и максимальную взлетную массу 40500 фунтов (18371 кг) с 11000 фунтами (4990 кг) топлива и 15000 фунтами (6804 кг) боеприпасов. С двигателями Spey боевой вариант AXM будет иметь максимальную горизонтальную скорость 430 узлов (796 км/ч) и боевой радиус при выполнении задач непосредственной авиационной поддержки 300 морских миль (556 км).
Вооружение включает в свой состав шесть или восемь стреляющих вперед 30-мм автоматических пушек Oerlikon KCA с общей огневой мощью 10800 выстрелов в минуту и шесть или восемь 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, размещенных в нижней части фюзеляжа и стреляющих в направлении назад и вниз. Внутренний отсек вооружения может вместить двадцать 500-фунтовых (227 кг) бомб.
Для сравнения оснащенный турбовинтовым двигателем PW120 сельскохозяйственный самолет AXA будет иметь собственную массу 7000 фунтов (3175 кг) и массу с полной нагрузкой 24500 фунтов (11113 кг) с 6200 фунтами (2812 кг) топлива и 11300 фунтами (5126 кг) химических веществ. С турбовинтовым двигателем PW120, развивающем на валу мощность 2100 л.с., сельскохозяйственный самолет AXA будет разгоняться до скорости 260 узлов (482 км/ч) и иметь радиус полета 650 морских миль (1204 км).
Насколько все это серьезно? Компания IML начала работы по собственной инициативе в 1980 году и ее руководство планирует продать права на разработку AX генеральному подрядчику, способному до конца 1982 года собрать необходимые 25220000 долларов. В компании IML сообщают о большом интересе – с предоставлением материалов и комментариями – со стороны правительств стран Ближнего Востока, Европы и Азии.
источник: «Kiwis design a tank-killer for farmers» «Flight International» 13 February 1982, page 339
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-proekt-legkogo-udarnogo-samoleta-iml-group-axm-novaya-zeland