2

Данный материал был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в феврале 2015 года.

В период с 1-го по 23-е октября 1932 года в Берлине проходила «Немецкая выставка воздушного спорта» (Deutsche Luftsport-Ausstellung — сокращенно DELA) – внушительная выставка немецких авиационных спортивных достижений и авиастроительной отрасли в критическое для экономики страны время. На шестерых работающих тогда приходился один безработный, и число этих безработных было около 3 миллионов!

Инженеры тогда зарабатывали 200 марок в месяц (это не ошибка издания!), и один зажим в комплекте в то время стоил только около 4500 марок. В виду таких скромных сумм тем более удивительным и непонятным выглядит решение организаторов DELA–1932 представить на всеобщее обозрение неработоспособный макет «Амфибии для выходных дней». Стоимость этого макета была ужасающе высока и составляла 20000 марок – и всё это только для того, чтобы в ангаре с так называемой техникой будущего было чем привлечь взгляд посетителей. Это решение тогда было подвергнуто сильной критике, и эта критика распространилась и на сам самолёт.

Проект легкого самолета-амфибии Франца Кляйнхенца


полномасштабный макет «Амфибии для выходных дней» Франца Кляйнхенца, представленный на DELA–1932

Проект «Амфибии для выходных дней» был разработан дипломированным инженером Францем Кляйнхенцем (Franz Kleinhenz), Берлин-Трептов. Проект представлял собой летающую лодку (патент DRP 587354), корпус которой  Кляйнхенц решил установить на два поплавка. Над ватерлинией поплавки переходили в «штаны», затем сходились вместе и уже после этого переходили в расположенную выше кабину. Спереди поплавки были связаны между собой таким образом, что они образовали туннель аналогичный тому, что имелись на гоночных лодках.

Проект легкого самолета-амфибии Франца Кляйнхенца
схемы «Амфибии для выходных дней» Франца Кляйнхенца

И с другой стороны этот проект амфибии без хвостового оперения выходил из общепринятых рамок. Крыло этого самолётанапоминали несущие плоскости созданного Александром Липпишем самолёта Delta I, так же представленного на DELA–1932. В виде спереди крыло имело форму «прямой чайки» со слегка заметным поперечным V сразу же после резко поднятых вверх корневых частей. На задней кромке крыла были размещены расположенные отдельно друг от друга рули высоты и элероны. На законцовках крыла были размещено на удивление маленькое вертикальное оперение, состоявшее из килей и рулей направления.

Современники критично оценивали представленный проект. Хорошо и давно известный журнал «Flugsport» видел проект этой амфибии как

«первоначально не являвшийся фантазией разработчика, но который всё же в итоге стал фантазийным самолетом».

Еще одной причиной для критики было 

«дилетантское крепление гусеничного шасси».

В сравнении с другими это еще были очень мягкие оценки.

Проект легкого самолета-амфибии Франца Кляйнхенца
Проект легкого самолета-амфибии Франца Кляйнхенца 
рисунки «Амфибии для выходных дней» в полете и на берегу 

Причин для столь едких насмешек было действительно много. Так открывающийся фонарь кабины на уровне регулируемых по высоте сидений для пассажиров можно было приоткрыть для того чтобы пассажиры могли освежиться. Вездеходный гусеничный движитель с его крайне короткой колесной базой с большой долей вероятности не мог быть хорошо продуманной конструкцией. Да и поплавки при взлёте и посадке предположительно создавали бы большие сложности. Из-за отсутствия хвостового оперения самолёт в этих двух фазах полёта реагировал бы очень «нервно». Даже у опытных пилотов возникли бы серьезные трудности с управлением этим самолетом, не говоря уже о воскресных летчиках.

По сведениям А. фон Исхофена (A. von Ishoven) макет данной амфибии был построен компанией Bayerische Flugzeugwerke и должен был получить «зловещее» обозначение М 32 (см. «Проект сверхскоростного почтового самолета компании Bayerischen Flugzeugwerken. Германия»). Таким образом, число самолётов, которые якобы имели обозначение М 32, уже увеличилось до трех! Кто может прояснить эту загадку?

«Амфибия для выходных дней» Франца Кляйнхенца так и не вышла из стадии макета. Во время царившего тогда экономического кризиса и из-за своего технического несоответствия этот проект не имел никаких шансов.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: легкий самолет-амфибия

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: два дизельных двигателя мощностью 120-150 л.с.

Размеры:

размах крыла 16 м
длина 7,6 м
высота 2,95 м

Полезная нагрузка: 2 пассажира

Источники:

Sturmvogel 10/1932, S. 112 und 127 Flugsport 21/1932, S. 385 ff
Botho und Hans von Römer: Technische Wunder von heute und morgen, Minden (ca. 1935), S. 123
Fred Gütschow: Die deutschen Flugboote, Stuttgart 1977, S. 3271
Armand van Ishoven: Messerschmitt, sein Leben, seine Flugzeuge, München 1978, S. 98 ff
Zeichnungen H. u. B. v. Römer, Slg. Gütschow.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект легкого самолета-амфибии Франца Кляйнхенца

источники: 

  • Hans Justus Meier «Kleinhenz-Amphibium — M 32?» Luftfahrt international 2/81
  • «ОРИГИНАЛЬНЫЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ» «Техника-молодежи» 08/1936
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account