2

 

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы легкого истребителя, поднятой в статье «Израильский лев, который едва не затмил американского орла. Опытный истребитель IAI Lavi Часть 1 Эпизод 1» и показывающий, каким мог быть «спитфайр 1980-х годов» Эзера Вейцмана. Хочу выразить благодарность уважа­емому коллеге redstar72 за помощь в редак­тиро­ва­нии данной статьи.

Молодые инженеры, физик, инженер по электронике, военный летчик и специалисты по техническому обслуживанию и организации технического обслуживания ВВС Швейцарии за два года совместных работ под руководством кандидата технических наук Жоржа Бриделя (Dr. Ing. Georges Bridel) в Цюрихе завершили разработку боевого самолета Piranha.

С применением современных технологий в проектировании и оснащении создатели «пираньи» ожидают

«существенное улучшение по сравнению с существующими самолетами летных характеристик и характеристик вооружения, которые получили свои первые подтверждения в ходе испытаний в аэродинамической трубе и во время полетов управляемой модели».

Беря за основу тот факт, что оснащение небольших государств современной авиационной техникой становится проблематичным, разработчики пришли к интересному и, возможно, новаторскому проектному исследованию Piranha. Текущее повышение цен на самолеты и применяемое ими вооружение приводит к сокращению авиапарка военно-воздушных сил, вследствие чего их эффективность при выполнении боевых задач становится все более сомнительной.

Как известно, небольшое количество дорогостоящих самолетов распределено на нескольких авиабазах, которые представляют собой первоклассные цели. Таким образом, противодействие сильному противнику будет предоставлять собой серьезную задачу, которая может быть осложнена комбинацией воздушных ударов по аэродромам и актами саботажа. Тем самым становится ясно, что фактор выживания на земле флота самолетов с высокими характеристиками имеет критически важное значение. Фактором выживания в воздухе на практике можно пренебречь, поскольку он составляет 95-97 %.

В дополнение следует сказать, что тактика ведения боя в ходе боевых действий приспосабливается к новым условиям. В свою очередь гибкость действий наземных сил противника с их стационарными объектами, в число которых входят и аэродромы с зенитными ракетными комплексами для самообороны, оставляет небольшие возможности для противодействия. Таким образом, коэффициент выживаемости на земле собственного небольшого авиапарка зависит от боевой техники противника и его рассчитать можно с большим трудом.

Небольшой флот самолетов с высокими характеристиками имеет смысл только в том случае, если не учитывается воздействие противника на собственные авиабазы, т.е. данный авиапарк мог быть использован для чистых задач воздушной полиции, т.е. лишь в условиях признания воюющими сторонами нейтралитета Швейцарии. В этом случае расчет выполнения боевыми самолетами своих задач представляется возможным, поскольку авиация будет действовать при поддержке очень эффективных систем дальнего обнаружения и оповещения.

Таким образом, по указанным выше причинам небольшой парк самолетов с высокими характеристиками вряд ли сможет быть достаточным для проведения продолжительных по времени боевых операций. В отличие от него большой авиапарк легких боевых самолетов – в значительной степени децентрализованный и распределенный по большому количеству аэродромов – будет способен вести оборонительные действия против врага в течение длительного времени.

Также следует сказать, что весь флот боевых самолетов, включая экипажи и персонал и оборудование для технического обслуживания и ремонта, будет находиться в готовности в скальных и бетонных укрытиях. В такой ситуации уязвимыми останутся лишь взлет и посадка, рулежки по ВПП и системы, находящиеся за пределами укрытий; данные системы должны устанавливаться специалистами из состава подразделений аэродромно-технического обеспечения и ликвидироваться после использования по назначению. Вместе с тем вполне очевидно, что как можно более однородный авиапарк сможет наиболее полно удовлетворить требованиям готовности большого числа существующих боевых самолетов. Это означает: разнообразие типов самолетов вызывает слишком большие расходы для подготовки летного и наземного персонала, снабжения боеприпасами, технического обслуживания и ремонта.

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
макет укрытия для истребителей ALR Piranha и части взлетно-посадочной полосы

Концепция для самолетов нового поколения

С одной стороны, авторы проекта видят необходимость стандартизации самолетов авиапарка; но, с другой стороны, базовую конструкцию самолета можно использовать для постройки как можно большего количества вариантов. Это означает, что будущий боевой самолет в своем базовом варианте должен быть пригоден для применения в воздушном бою, нанесения ударов по наземным целям, для ведения разведки, радиоэлектронной борьбы и для использования в качестве учебной машины. Закупка самолетов данного типа может быть продлена на достаточно долгий период, в течение которого основной тип может быть модернизирован и в эксплуатацию могут быть введены различные варианты. По мнению проектной группы, основной проблемой является вопрос: под какие задачи самолет должен быть преобразован. Поскольку существует необходимость получения большого количества небольших легких боевых самолетов, то по ряду причин, включая и финансовые, придется отказаться от всепогодного перехватчика и всепогодного низковысотного ударного самолета. Конструкторы так объясняют это решение:

«Небольшой легкий боевой самолет, как правило, дешевле, чем самолет с большими размерами и весом. Новые высококачественные виды вооружений увеличивают стоимость боевых самолетов; сбрасываемая полезная нагрузка может быть уменьшена. В тактическом плане небольшой самолет предлагает большие преимущества.

Сегодняшние авиационно-космические технологии позволяют уменьшить или устранить недостатки прежних легких истребителей. Новые двухконтурные турбореактивные двигатели увеличат дальность полета, а высокий уровень технологий миниатюризации уменьшит потребные объем и вес всего оборудования».

Для проекта Piranha основным театром боевых действий считается местность, которая характеризуется применением сильных механизированных соединений, которые защищены зенитными ракетными комплексами и поддерживаются эффективной ударной авиацией. Эта точка зрения может быть перенесена на увеличение размеров и на театры боевых действий вне Европы. Поэтому конструкция нового боевого самолета будет ограничена следующими вариантами применения:

  • • истребитель ПВО, действующий в хороших погодных условиях;
  • • нанесение в хороших погодных условиях ударов по наземным целям с низких высот на линии фронта и в непосредственной близости от него;
  • • ведение разведки и радиоэлектронной борьбы;
  • • учебные задачи.

По словам членов проектной группы, возможность всепогодного применения была желательной опцией. Однако они предполагают, что установка эффективного радиолокационного оборудования и оружия с радиолокационным наведением, которое в настоящее время является довольно большим и тяжелым (ракеты «воздух-воздух» Sparrow), может увеличить аэродинамическое сопротивление и снизить летно-технические характеристики самолета базовой конструкции. То же самое касается и эффективной бортовой РЛС.

Концепция боевого самолета для действий в хороших погодных условиях оправдывает тенденцию в сторону уменьшения размеров и снижения боевого веса. Параллельно этому оборудование самолетов данного типа и их подготовка к боевому применению станут более простыми и общие затраты на одиночный самолет снизятся. Далее следует учесть, что выполнение ударов по наземным целям всепогодным самолетом (определение местоположения цели с помощью ИК системы переднего обзора [FLIR] не обеспечит быстрого захода на цель) потребует действий непосредственно в зоне действия всепогодных зенитных ракетных комплексов, что повышает уязвимость ударного самолета и требует установки систем электронных защиты и противодействия. Для основной массы авиапарка будет достаточно визуальных методов наведения на цель; благодаря этому номенклатура оборудования может быть значительно уменьшена и сократится информационная нагрузка на экипажи, т.е. будет обеспечено адекватное для условий Швейцарии использование боевых летчиков при выполнении боевых задач против наземного или воздушного противника.

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
сравнение размеров тяжелого истребителя F-15 Eagle, штурмовика Jaguar и легкого истребителя ALR Piranha

Однако создание самолета, способного вести воздушный бой и наносить удары по наземным силам противника, неизбежно ведет к необходимости сверхзвукового полета. Данная конфигурация предоставляет возможность выполнять продолжительные по времени полеты на малых высотах на трансзвуковой скорости, что составит решающее преимущество в отношении угрозы со стороны вражеских зенитных ракетных комплексов и фронтовых истребителей – пример того, что сами по себе требования относительны. Выполнение ударных задач и ведение воздушного боя в основных аспектах не вызовет противоречий.

Системы вооружения высокого качества

Системы вооружения высокого качества должны быть нацелены на наиболее полное применение возможностей современных технологий производства оружия и на увеличение возможностей истребителей ПВО.

Для ведения воздушного боя самолет должен быть оснащен пушкой с высокими тактико-техническими характеристиками, управляемыми ракетами «воздух-воздух» малой дальности и управляемым оружием средней дальности для атак с насколько возможно больших относительных углов.

Для выполнения ударов по наземным целям в составе вооружения самолета должны быть пушка с высокими тактико-техническими характеристиками, управляемое оружие класса «воздух-поверхность», системы вооружения с телевизионным, инфракрасным и лазерным наведением, кассетные и обычные авиабомбы.

Для ведения разведки и радиоэлектронной борьбы могут быть приняты во внимание меры по уменьшению активного оборудования.

Боевые задачи

Выживаемость одиночного самолета по месту и времени является ограниченной, и достижение завоевания превосходства в воздухе достигается возможно большим количеством боевых машин в секторе выполнения боевой задачи. С другой стороны, оно может быть ограничено насыщением района боевых действий средствами ПВО противника. Выполнение боевых задач возможно на очень малых высотах и вне зоны действия РЛС системы ПВО противника. Малые размеры самолета снижают вероятность обнаружения и дают шанс выполнить пушечно-бомбовые удары.

Современные бомбы и новые пушки с высокими тактико-техническими характеристиками могут быть применены при нанесении ударов по наземным целям с подходом самолета под очень плоскими углами. В результате самолет будет проходить через расширенные нейтральные зоны у ЗРК противника. Высокоточное управляемое оружие класса «воздух-поверхность» может ограниченно применяться за пределами эффективной зоны действия зенитно-ракетных комплексов противника.

С одной стороны, вес сбрасываемой полезной нагрузки (с применением управляемого оружия класса «воздух-поверхность») ограничен небольшими размерами и массой самолета-носителя, а с другой стороны подвеска на один самолет большого количества высокоточного оружия представляется нежелательной: применение управляемого вооружения требует продолжительного времени нахождения вблизи цели, что в свою очередь приводит к необходимости применения самых современных электронных средств и эффективной защиты истребителей. Однако оба последних требования превышают возможности большинства небольших государств.

Таким образом, нанесение ударов по наземным целям будет сводиться к выполнению атак на сверхмалых высотах и на большой скорости. Легкий боевой самолет, пригодный для воздушного боя и для выполнения ударных задач на малых высотах, имеет в своей конструкции то преимущество, что аэродинамика сверхзвуковой машины позволит вести бои по завоеванию превосходства в воздухе, а мощность силовой установки позволит выполнять скоростной полет на малых высотах.

В состав оборудования проектируемого легкого боевого самолета войдет навигационная система, которая в своей основе имеет пассивные датчики (например, LINAS компании Ferranti), систему сброса бомб и небольшую бортовую РЛС для действий против воздушных целей и соответствующий прицел. Для обеспечения рассредоточения и использования имевшихся в Швейцарии в больших количествах взлетных полос длиной около 1000 метров проектируемый самолет должен обладать укороченными взлетом и посадкой.

Проект Piranha

Авторы проекта поставили себе задачу исследовать возможные варианты базового самолета и их целесообразность. Таким образом, уже существующие или находящиеся в разработке системы были выбраны для того, чтобы гарантировать, насколько это возможно, максимальную реалистичность. Из нескольких возможных вариантов силовой установки в качестве основного были выбраны двигатели Rolls-Royce/Turbomeca Adour. Конструкция самолета была разработана в результате синтеза различных требований, среди которых обладание укороченными взлетом и посадкой, хорошая маневренность, выгодное размещение вооружения и соответствующее размещение силовой установки и различных систем.

Проект Piranha характеризуется следующими отличительными особенностями:

  • • конфигурация «утка» с цельноповоротным горизонтальным оперением и элеронами основного крыла, выполняющими функции закрылков (флапероны). Переднее горизонтальное оперение расположено выше основного крыла, что положительно влияет на аэродинамический момент тангажа (Längsmoment);
  • • высокорасположенное основное крыло, способствующее размещению внешних подвесок относительно аэродинамического момента тангажа, свободное пространство для внешних подвесок (основные стойки шасси убираются в фюзеляж) и хороший доступ для загрузки боеприпасов и выполнения технического обслуживания;
  • • электродистанционная система управления с рабочими цилиндрами сервомоторов, размещенными в фюзеляже; крыло в значительной степени освобождено от блоков управления. Относительно простая система управления полетом может быть перепрограммирована для режима оптимальной дальности полета;
  • • размещенная по оси самолета 30-мм пушка компании Oerlikon с высокими тактико-техническими характеристиками. Относительно высокая сила отдачи этой пушки не создает изменений курсового момента. Пушка оснащена быстрозаменяемым контейнером для боеприпасов;
  • • широкое применение сотовых конструкций и композиционных материалов;
  • • (опционально) искусственная устойчивость (CCV – летательный аппарат с конфигурацией, определяемой системой управления).

Легкая инерциальная система, лазерный дальномер, небольшой радар для обнаружения, селекции и смены целей, бортовая система отображения информации на лобовом стекле и универсальная система отображения данных будут составлять основу бортовой системы навигации и управления огнем. Также в состав бортового оборудования должны войти радиолокационная станция предупреждения (Radarwarnempfänger) с круговым обзором и простая станция активных помех. Значительная часть данного состава бортового оборудования может быть применена как при ведении воздушного боя, так и для нанесения ударов по наземным целям, так что при приоритете ударных или истребительных задач общий вес изменится незначительно. В зависимости от выбора двигателя можно разработать различные варианты проекта Piranha – например, версии для ведения воздушного боя и выполнения ударных задач, а также учебный и учебно-боевой варианты.

Для выполнения эквивалентных задач взлетный вес и габаритные размеры создаваемого самолета меньше, чем у истребителя-бомбардировщика F-5 Tiger II (площадь крыла на 20 % меньше). Преимущества этого небольшого самолета – более высокая вероятность выживания (небольшой силуэт), хорошие условия содержания в небольших убежищах – в первую очередь достигаются благодаря миниатюризации оборудования.

В целом эти особенности данного проекта подчеркивают:

  • • меньшие затраты на приобретение;
  • • авиапарк больших размеров;
  • • полностью боеготовые боевые самолеты могут быть распределены по большему количеству вспомогательных баз, благодаря чему уязвимость на земле будет значительно снижена.

Применение небольшого двухконтурного турбореактивного двигателя с малым температурным уровнем способствует уменьшению заметности самолета в инфракрасном диапазоне, что повышает его выживаемость при атаке ракетами «воздух-воздух» с ИК ГСН. Еще одним достоинством самолетов данного типа будет снижение расходов на подготовку и расходов на переход к дорогим самолетам с высокими характеристиками.

Küng, Paul (Jan 1979). «Piranha, Eine neue Generation leichter Überschall-Kampfflugzeuge?» Flug Revue. pp. S. 27 – 29.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Техническое описание проекта легкого истребителя ALR Piranha

В ходе проектирования были разработаны пять основных вариантов легкого истребителя ALR Piranha:

  • Piranha 2C – трансзвуковой штурмовик с одним двухконтурным турбореактивным двигателем Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 811, развивающим тягу 24,6 кН на максимальном режиме и 37,4 кН на форсажном режиме; радар отсутствует;
  • Piranha 2D – однодвигательный трансзвуковой штурмовик/истребитель завоевания превосходства в воздухе с более мощным ТРДД RT.172-63 Adour, развивающим тягу 29,2 кН на максимальном режиме и 44,9 кН на форсаже;
  • Piranha 4 – двухдвигательный трансзвуковой штурмовик/истребитель завоевания превосходства, оснащенный двумя ТРДД Turbomeca-SNECMA Larzac 05. Каждый из этих двигателей развивает по 15,5 кН на максимальном режиме и 25,0 кН на форсаже;
  • Piranha 5 – двухдвигательный трансзвуковой штурмовик/истребитель завоевания превосходства, оснащенный двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Garrett/Volvo Flygmotor TFE1042-7. Каждый из этих двигателей развивает по 18,4 кН на максимальном режиме и 30,2 кН на форсажном режиме;
  • Piranha 6 – однодвигательный трансзвуковой штурмовик/истребитель завоевания превосходства в воздухе с мощным ТРДД Turbo-Union RB.199 Mk.104, развивающим тягу 40,5 кН на максимальном режиме и 73,0 кН на форсаже.

Схемы проектов однодвигательного трансзвукового штурмовика/истребителя завоевания превосходства в воздухе Piranha 2D и двухдвигательного Piranha 4 приведены на рисунке ниже.

Каждая из описанных выше моделей может быть изготовлена в двухместном варианте с тандемным расположением членов экипажа в вариантах учебного самолета и самолета радиоэлектронного противодействия. Предварительное проектирование и выбор основных систем для вариантов Piranha 2D и Piranha 4 уже завершены, и в середине 1980-х годов велись переговоры с рядом возможных заказчиков. В это время основной версией считался вариант Piranha 4.

Приведенное ниже описание относится ко всем спроектированным вариантам, кроме тех случаев, когда указано иное.

Тип

Многоцелевой легкий боевой самолет.

Крыло

Тандемное расположение высокорасположенного основного крыла и цельноповоротного переднего горизонтального оперения. Для управления по тангажу задняя кромка ПГО оснащена рулями высоты. Непосредственно за передним горизонтальным оперением расположено основное крыло, установленное немного ниже ПГО.

Основное крыло является стреловидным и отличается малым относительным удлинением. Задние кромки консолей крыла оснащены одиночными флаперонами (элероны, выполняющие функции закрылков). Передняя кромка крыла имеет переменную по размаху стреловидность, уменьшавшую длину хорды за линией излома. Относительная толщина профиля крыла уменьшается с 5,5% у корневых частей до 4,0% у законцовок. Отрицательное поперечное V основного крыла у корневых частей составляет 4°, а угол установки 1° 24'. Стреловидность по линии четверти длин хорд составляет 45° на внешних участках основного крыла и 31° на внутренних. Основное крыло самолета многолонжеронное, его основу составляет кессон, проходящий сквозь фюзеляж самолета. Крыло должно иметь конструкцию из легких металлов и фрезерованную обшивку. Флапероны имеют слоистую конструкцию с сотовым заполнителем. Электродистанционная система управляет передним горизонтальным оперением, рулями высоты и флаперонами. Триммеры и предкрылки отсутствуют.

Фюзеляж

Фюзеляж самолета обычной металлической полумонококовой конструкции. Воздушные тормоза откидного типа размещаются на верхней поверхности задней части фюзеляжа по обеим сторонам от киля.

Хвостовое оперение

Хвостовое оперение состоит только из вертикального оперения, включающего в себя стреловидный киль с небольшим форкилем и руль направления, управляемый электродистанционной системой.

Шасси

Шасси самолета убирающееся, конструкции компаний Dowty (Piranha 2) или Messier-Hispano-Bugatti (Piranha 4 и 5), с одним колесом на каждой стойке. Все стойки убираются в фюзеляж. Носовая стойка смещена относительно осевой линии самолета для обеспечения сектора обстрела для центрально установленной пушки. Стойки оснащены масляно-пневматическими амортизаторами. Шасси конструкции компании Dowty (Piranha 2) оснащено колесами с размерами 350×157 мм (носовое) и 560×215 мм (основные). Все колеса имеют номинальное давление в шинах 8,6 атм. Все версии оснащены устройствами противоскольжения. Тормозной парашют компании Irvin (9,5 м² или 13,0 м²) размещается в пулеобразном обтекателе, расположенном на верхней поверхности задней части фюзеляжа.

Силовая установка

Силовая установка состоит из одного или двух двухконтурных турбореактивных двигателей, установленных в задней части фюзеляжа. Воздухозаборники силовой установки расположены по обеим сторонам фюзеляжа и оснащены створками для подачи дополнительного воздуха; створки подпружинены для низкоскоростных полетов и выполнения маневров на больших углах атаки.

Топливо размещается в основном фюзеляжном баке и двух крыльевых баках-отсеках. Самолет может нести до трёх ПТБ – по одному на подфюзеляжном и внутренних подкрыльевых узлах подвески. Оборудование для дозаправки в воздухе отсутствует.

Кабина пилота

Кабина пилота оборудована катапультируемым креслом Martin-Baker Mk.10L и закрыта сдвигающимся назад фонарем. Двухместные варианты самолета, предназначенные для радиоэлектронной борьбы и для применения в качестве учебной машины, имеют сиденья, расположенные тандемом.

Системы

Самолет оснащен системой наддува кабины компании BAe Dynamics; данная система имеет предварительное охлаждение и двухколесный загрузочный блок холодного воздуха. Тройная гидравлическая система (давление 207 атм) состоит из двух основных систем и приводимой в действие насосом вспомогательной системы. Электрическая система переменного тока имеет два генератора с минимальной гарантированной мощностью 12 кВА каждый. Электродистанционная система управления отклоняющимися поверхностями – четырехкратного резервирования. Пневматическая, кислородная и противообледенительная системы отсутствуют.

Авионика и оборудование (Piranha 2D, 4 and 5)

В состав бортового оборудования самолета входят навигационно-ударная система с легкой инерциальной платформой LINAS компании Ferranti, лазерный дальномер, индикатор на лобовом стекле Smiths, многоцелевой индикатор на приборной доске Ferranti, легкая РЛС Thomson-CSF Agave, предназначенная для поиска, сопровождения, целеуказания, телеметрии и навигации, встроенная пассивная система радиоэлектронной борьбы, дипольные и тепловые отражатели.

Вооружение

Встроенное вооружение самолета состоит из одной пушки с высокими характеристиками (27-мм Mauser BK 27, 30-мм Oerlikon KCA или 30-мм General Electric GE-430), устанавливаемой в нижней части фюзеляжа по оси самолета под кабиной пилота. Один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых пилона, а также два пилона на законцовках крыла предназначаются для подвески оружия класса «воздух-поверхность» таких типов, как Maverick, Beluga и Durandal, или ракет «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder или Matra Magic. Ведение разведки и активной радиоэлектронной борьбы обеспечивается путем подвески оборудования на подфюзеляжный пилон.

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
схемы легкого истребителя ALR Piranha 4; внизу справа показан вид сбоку варианта Piranha 2D, внизу слева показана двухместная кабина

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
схемы легкого истребителя ALR Piranha 6

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария

модель для испытаний в высокоскоростной аэродинамической трубе; Цюрих

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария


Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
снимки полетов управляемой модели проекта легкого истребителя Piranha

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария

макет кабины пилота легкого истребителя ALR Piranha

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария

швейцарский рисунок, показывающий легкий двухдвигательный истребитель Piranha в полете над Альпами

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария

модель легкого истребителя ALR Piranha 2D

Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария
Проект легкого истребителя ALR Piranha. Швейцария

легкий истребитель ALR Piranha в полете (компьютерная графика)

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: ALR Piranha 4

Назначение: легкий трансзвуковой штурмовик/истребитель завоевания превосходства в воздухе

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Turbomeca-SNECMA Larzac 05, тягой по 15,5 кН на максимальном режиме и 25,0 кН на форсаже 

Размеры:

размах крыла (без направляющих ракет) 6,49 м
относительное удлинение крыла 2,63
размах ПГО 3,14 м
длина общая 10,50 м
высота общая 4,12 м

площадь:

  • крыла общая (расчетная площадь) 16,00 м²
  • флаперонов (общая) 1,28 м²
  • ПГО (общая) 4,57 м²
  • рулей высоты (общая) 0,73 м²
  • киля 3,33 м²
  • руля направления 0,56 м²

Вес:

максимальный полезной нагрузки и топлива ~ 2000 кг
максимальный взлетный вес (конфигурация завоевания превосходства в воздухе с пушкой и двумя ракетами «воздух-воздух») 6200 кг
удельная нагрузка на крыло при максимальном взлетном весе (конфигурация завоевания превосходства в воздухе) 388 кг/м²
удельная тяговооруженность (внутренний запас топлива 50 %) более 1,0

Летные характеристики:

максимально допустимая скорость M=1,9
максимальная скорость горизонтального полета на высоте 11 000 метров M=1,8 (1915 км/ч)
максимальная скороподъемность на уровне моря 230 м/с
практический потолок 16 000 м
длина разбега (конфигурация завоевания превосходства в воздухе) менее 500 м
длина пробега (минимальный запас топлива, использование парашюта и воздушных тормозов) менее 500 м
дальность полета с типовой боевой нагрузкой (за исключением пятиминутного боя [низкая высота – низкая высота – низкая высота]) более 350 км


Источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account