1

Интерес к воздушно-десантным силам, обладавшим по сравнению с обычной пехотой рядом тактических преимуществ, можно проследить с 1917 года. Выброшенные на парашютах, подразделения десантников могли быть развернуты в труднодоступных для обычных сухопутных войск регионах а также обходить укрепления, предназначенные восприпятствания или отражения атак с заранее определенных путей подхода. Кроме того потенциальная возможность нахождения парашютистов в любом месте на поле боя вынуждала противника выделять силы для проитиводействия возможному десанту и тем самым ослаблять находящиеся в обороне войска. Однако за такие преимущества приходилось расплачиваться огневой мощью, которая значительно уступала сухопутным войскам, и серьезной зависимостью от внешнего снабжения и вследствие этого невозможностью долго поддерживать собственную боеспособность.

В годы Второй Мировой войны воздушно-десантные войска применялись всеми её основными участниками, и в попытке предоставить этим подразделениям большую огневую мощь создавались специальные оборудование и вооружение. Например в качестве артиллерии применялись приспособленные для сбрасывания с самолетов на парашюте артсистемы: в США это была 75-мм вьючная гаубица M1A1, а в Германии — 75-мм безоткатная пушка 7.5cm LG 40. Десантники же применяли модифицированные или специально разработанные образцы стрелкового оружия. Так у американцев на вооружении были 7,62-мм карабины M1A1, а у японцев — десантная разборная винтовка тип 2. Несмотря на оснащение стрелковым и артиллерийским вооруженим воздушно-десантные войска испытывали серьезный недостаток в оснащении бронетехникой. Поскольку все основные участники Второй Мировой войны стремились обеспечить воздушно-десантные войска поддержкой бронетехникой, то в каждой из этих стран появлялись проекты танков для десантников. Главная проблема состояла в одновременной доставке на поле боя танков и войск.

Попытку создать танк для воздушно-десантных войск предприняли и японцы. В годы Второй Мировой войны в Японии десантные части существовали и у Императорской армии — тэйсин сюдан (挺進集団), и у Императорского флота — кайгун кутэй (海軍空挺). Впервые армейские и флотские части были десантированы в 1942 году во время боев в Нидерландской Ост-Индии. В отличие от немцев, англичан и американцев японцы не оснащали свои десантные части значительным количеством специальзированного тяжелого вооружения. Отчасти, возможно, это было вызвано тем, что японские парашютисты редко использовались в соответствии с их назначением. Вместо этого, они по большей части применялись в качестве легкой пехоты как, например, немецкие Fallschirmjäger. Тем не менее и Императорская армия), и у Императорский флот рассматривали пути повышения ударной мощи своих десантных соединений и одним из таких намерений был проект танка, который на крыльях мог вступить в бой.

В 1943 году в руководстве Императорской армии разработка летающего танка сдвинулась с мертвой точки. Штаб ВВС Императорской армии совместно с армейским четвертым управлением научных исследований разработали начальные требования к этому виду вооружений. Отделу авиационных исследований компании Маеда была поставлена задача изготовить крылья, которые бы составили планерную часть вооружения. Будущему планеру Штаб ВВС Императорской армии присвоил обозначение Ku-6. Танк был спроектирован и изготовлен компанией Мицубиси и назывался So-Ra (или Sora-Sha [空戦車] — небесный танк). Во избежание возможной путаницы штабом ВВС Императорской армии использовалась комбинация Kuro-Sha, в которой “Ku” обозначало Ku-6, “ro” — 6 и “Sha” — танк.

Исходя из назначения, танк кимпании Мицубиси So-Ra был, по сути, танкеткой, вес которой с экипажем из двух человек (механик-водитель/пилот и командир/стрелок) составлял 2812 кг. Башня была установлена позади механика-водителя/пилота, рубка которого была снабжена тремя большими отверстиями с навесными заслонками, обеспечивающими некоторый обзор при посадке. Броня скорее всего была очень тонкой и, естественно, не превышала 6-12-мм бронезащиты легкого танка тип 95 Ha-Go, который впоследствии применялся японскими воздушно-десантными войсками.

Танку So-Ra были предложены три варианта вооружения:

  • — 37-мм пушка (например, 37-мм пушка тип 94 установленная на танке Ha-Go),
  • — пулеметное вооружение (либо легкий 7,7-мм пулемет, либо более тяжелый), 
  • — огнемет. 

Проект Kuro-Sha (легкий танк So-Ra и планер Maeda Ku-6). Япония

макет легкого авиадесантного танка So-Ra

Силовая установка должна была состоять из 50-сильного двигателья воздушного охлаждения, что по расчетам позволяло танку So-Ra развивать максимальную скорость по шоссе 42 км/ч.

Планерная часть — Maeda Ku-6 — интерпретировалась как минимум двумя способами, поскольку изначальный проект до сих пор неизвестен: проектная документация или не пережила войну, или до сих пор не обнаружена.

Одна из версий показывает прикрепленные к корпусу So-Ra — по обе стороны от башни — консоли крыла и хвостовую балку, прикрепленную к задней части танка. В этой версии стабилизатор устанавливался на верхней части киля. Механик-водитель/пилот перемещал поверхности управления с помощью тросов, протянутых сквозь танк. В передней части корпуса танка была установлена точка крепления буксировочного троса. 

Проект Kuro-Sha (легкий танк So-Ra и планер Maeda Ku-6). Япония

планер Maeda Ku-6 с танком So-Ra, первый вариант

Вторая версия So-Ra оснащалась стойками, установленными по обеим сторонам корпуса. К верхним частям стоек было прикреплено крыло, с которым в свою очередь были соединены две балки. Задние части балок оснащались вертикальным оперением и соединялись между собой низкоустановленным горизонтальным оперением. В сущности в этом варианте So-Ra должен был размещаться под крылом.

Проект Kuro-Sha (легкий танк So-Ra и планер Maeda Ku-6). Япония

планер Maeda Ku-6 с танком So-Ra, второй вариант

При посадке танк должен был сбросить крылья и действовать совместно с десантниками.

К 1945 году Ku-6 был завершен, и компания Мицубиси изготовила полномасштабный макет So-Ra. В течение короткого периода были проведены летные испытания, в ходе которых, вполне вероятно, использовался макет, нагруженный до 2812 кг для имитации веса танка So-Ra. В качестве самолета-буксировщика был использован бомбардировщик Mitsubishi Ki-21. Испытания вскоре показали трудности концепции: у Kuro-Sha были серьезные проблемы с управляемостью в полете, механик-водитель/пилот имел недостаточный обзор, а посадка была чрезвычайно трудной.

Проект Kuro-Sha (легкий танк So-Ra и планер Maeda Ku-6). Япония

Проект Kuro-Sha (легкий танк So-Ra и планер Maeda Ku-6). Япония

планер Maeda Ku-6 с танком So-Ra, второй вариант

Еще одной проблемой было то, что So-Ra не мог противостоять более тяжелым и мощным танкам. Любая потенциальная полезность Ku-6 была сведена к минимуму с появлением планера Kokusai Ku-7 Manazuru (真鶴 — журавль, кодовое обозначение союзников “Buzzard”), разработка которого была начата в 1942 году, а первый полет состоялся в августе 1944 года. Грузоподъемность планера Ku-7 состовляла 7257 кг, а размеры фюзеляжа позволяли размещать внутри легкий танк Ha-Go, вес которого составлял 6713 кг. В связи с очевидными проблемами Kuro-Sha в руководстве Императорской армии было принято решение прекратить работы над этим проектом, сосредоточившись на Ku-7.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ*

Современники: Антонов А-40 (КТ, Крылья танка) (СССР), Рауль Хефнер Rolabuggy и Rotatank (Великобритания), Baynes Bat (Великобритания), Джон Уолтер Кристи M1932 (США)

Тип: планер (Ku-6)    

Силовая установка: отсутствует

Размеры:

размах крыла 22 м
длина 15 м
высота 3 м
площадь крыла 60 м2

Вес:

с полной нагрузкой 4200 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость планирования 174 км/ч

Вооружение: отсутствует

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: танкетка

Экипаж: 2 человека

Силовая установка: один четырехцилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения, развивающий 50 л.с. при 2400 об/мин

Размеры:

ширина 1,43 м
длина 4,05 м
высота 1,88 м

Вес:

с полной нагрузкой 2900 кг

Характеристики:

максимальная скорость 42 км/ч

Вооружение (варианты):

— 37-мм пушка
— пулемет
— огнемет

Бронирование: нет данных

Развертывание: нет, построен и облетан только один прототип


* — технические характеристики основаны на втором варианте Kuro-Sha с размещенным под крылом So-Ra

источник: Edwin M Dyer “Japanese Secret Projects: Experimental Aircraft of the IJA and IJN 1939-1945”

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account