Французский Байрактар Второй Мировой. Проект истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12. Франция

14

 

Винтажная статья из журнала «Les Ailes» (выпуск №1035 от 17 ноября 1945 года), который, думаю, заинтересует читателей и коллег.

ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ НЕ ПОЛУЧИЛ ОДОБРЕНИЯ: ДВУХМЕСТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ DJ-12

Однако он обладал всеми характеристиками современных истребителей

Предисловие редакции: Среди исследований, представленных технической службе в начале войны, проект, разработанный инженерами Луи Демезьером (Louis Demaizière) и Пьером Жоффреном (Pierre Joffrin), до сих пор сохраняет интерес благодаря использованным в его конструкции техническим решениям, которые хорошо зарекомендовали себя на других самолетах.

Французский Байрактар Второй Мировой. Проект истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12. Франция

Опубликованное в выпуске журнала «Les Ailes» от 20 апреля 1945 года описание шведского истребителя Svenska J-21 вызвала воспоминания у двух друзей нашего издания г-д Луи Демезьера из компании Solex и Пьера Жоффрена, бывшего инженера компании Bloch.

Окончив высшую национальную школу инженеров-самолётостроителей, Демезьер Жоффрен в начале 1940 года представила министерству авиации предварительный проект двухместного истребителя DJ-12, который обладал чрезвычайно интересными характеристиками. Сначала речь шла о забытой категории – двухместных истребителях. Это должен был быть очень тяжело вооруженный самолет, который для стрельбы вперед был оснащен двумя пушками Hispano с боезапасом по 180 снарядов на ствол и шестью пулеметами с боекомплектом по 1000 патронов на ствол. Для стрельбы назад и в стороны самолет планировалось оснастить двухпулеметной башней, установленной в нижней части фюзеляжа, а для стрельбы в стороны – два пулемета на шкворнях (по одному с каждой стороны фюзеляжа). Еще два пулемета должны были быть установлены в хвостовых балках и стрелять назад. Итого две пушки и двенадцать пулеметов – настоящий эсминец!

Другой особенностью проекта была скорость, которая представляла собой серьезный прогресс по сравнению с показателями, достигнутыми на тот момент. DJ-12 должен был быть оснащен двумя рядными двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12 Y 50 и Y 51 мощностью по 1000 л.с. каждый и границе высотности двигателей развивать максимальную скорость 585 км/ч. За счет избыточного давления во входных воздуховодах на вы соте 5000 метров самолет должен был развивать скорость 630 км/ч. С двигателями Hispano-Suiza 89-ter эта скорость увеличилась бы до 680 км/ч.

Как можно увидеть, даже сегодня DJ-12 с его общей массой 5600 кг не выглядит устаревшим, поскольку мы имеем дело с одноместными истребителями массой 8500 кг, которые используют такую же компоновку двигателей силовой установки.

В конструкции своего самолета Луи Демезьер и Пьер Жоффрен применили целый ряд технических решений, которые с тех пор доказали свою ценность. Первым из них была тандемная установка двигателей, сводящая к минимуму миделевое сечение фюзеляжа, при этом соосные винты вращаются в противоположных направлениях. Это решение дает двойную пользу, поскольку соосные винты по сравнению с одиночным винтом имеют на 5-8% более лучшую эффективность. В этой системе задний винт выпрямлял спиральный поток воздуха, выходивший от переднего воздушного винта, и обеспечивал плавный поток воздуха, что повышало эффективность работы хвостового оперения.

Кроме того, крутящий момент соосных винтов исчезает в результате автоматической нейтрализации, и, наконец, использование винтов изменяемого шага с реверсированием на одном из двигателей позволило создать за центром тяжести тормозной эффект, который можно было использовать как на траектории захода на посадку, так и при рулежках на земле. Кроме того, на случай слишком короткой взлетно-посадочной полосы в силовой установке имелся двигатель, который работал на малых оборотах и который мгновенно мог перейти от малых оборотов до полного газа. Убирающееся трехопорное шасси также улучшало обзор пилоту при посадке, а также взлет при боковом ветре.

Выбор двигателей с толкающими винтами позволил обеспечить экипажу, кабина которого была выдвинута далеко вперед за переднюю кромку крыла, отличный обзор. Для истребителей обеспечение хорошего обзора является важным фактором.

Два пилота были размещены вместе, чтобы обеспечить максимальную сплоченность в бою. Более того, сложность вооружения и оборудования на современных самолетах такова, что присутствие на борту двух человек вполне оправдано. Масса второго члена экипажа практически не имеет значения на пятитонном самолете, а тем более на еще более тяжелых машинах.

схема проекта тяжелого истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12 с двумя 1000-сильными двигателями, соосными винтами противоположного вращения, двумя пушками и двенадцатью пулеметами

схема проекта тяжелого истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12 с двумя 1000-сильными двигателями, соосными винтами противоположного вращения, двумя пушками и двенадцатью пулеметами

Что касается устойчивости в полете и маневренности, то концентрация масс DJ-12 вокруг центра тяжести и в осевой вертикальной плоскости, очевидно, была благоприятным фактором. Кроме того тандемное расположение двигателей на осевой линии самолета позволяло избежать триммирования, необходимого при размещении двигателей в крыле, и должно было облегчить полет с одним двигателем.

В то время, когда был представлен комплект документации на DJ-12, действовать нужно было быстро, проводя минимум новых проектных работ. Именно по этой причине г-да Демезьер и Жоффрен в конструкции своего самолета предложили использовать консоли крыла серийно выпускавшегося штурмовика Breguet 691; каждая из консолей должна была соединяться четырьмя болтами с проходившим сквозь фюзеляж центропланом. С этой же целью была использована разработанная компанией Arsenal система агрегатирования и передачи мощности двигателей. Поэтому оставалось изготовить фюзеляж, хвостовое оперение и хвостовые балки, ряд деталей которых планировалось изготовить из дерева.

Характеристики DJ-12 были следующими: размах крыла 15,45 метров, площадь крыла 29,70 кв. метров, удлинение крыла 8,00, длина 12,50 метров, высота 2,65 метров; масса пустого 3600 кг, в том числе силовой установки 1670 кг, полезной нагрузки 2000 кг, общая масса 5600 кг, что давало удельную нагрузку на кв. метр крыла 188 кг, нагрузку на л.с. силовой установки 2,8 кг, мощность, приходящаяся на кв. метр крыла, 67,4 л.с.. Боевой радиус действия 1800 километров, практический потолок 11500 метров.

Как видим, проект был интересен тем, что позволял быстро и недорого получить высокоэффективный боевой самолет с высокими характеристиками.

гипотетическая схема окраски проекта тяжелого истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12

гипотетическая схема окраски проекта тяжелого истребителя-штурмовика Demaizière-Joffrin DJ-12

К сожалению, тогдашние руководители технической службы, без сомнения введенные в заблуждение ложной безопасностью «странной войны», дали авторам проекта ответ, которому течение времени придало особый колорит:

«С технической точки зрения исследование лишь затрагивает серьезные трудности, которые могут возникнуть при совершенствовании летных качеств из-за расположения хвостового оперения в непосредственной близости от струи за воздушным винтом. Размещение винтов у задней кромки крыла, безусловно, влияет на его характеристики. С точки зрения боевого применения возможности наблюдения в задней полусфере слабы, а защита затруднена. По этим причинам я (заместитель государственного секретаря по авиастроению) считаю, что разработку проекта не должна продолжаться.»

В наши дни, когда это техническое решение используются повсеместно от 150-тонных американских транспортных самолетов до отечественных туристических самолетов – двигатель с толкающим винтом, расположенным за крылом и обдувающим хвостовое оперение! Кроме того, ставить на первое место защиту с задней полусферы, когда вы можете летать с на 100 километров большей скоростью, кажется немного преувеличенным.

Мораль этой истории, из которой нам следует извлечь урок, заключается в том, что официальные службы не должны препятствовать серьезным инженерам, когда они одновременно представляют как гарантии, так и идеи.

модель проекта истребителя-штурмовика D.J.12 (автор Gaëtan Oddou)

модель проекта истребителя-штурмовика D.J.12 (автор Gaëtan Oddou)

Источник: Maurice Victor «Uu projet qui ne fut pas retenu : Le biplace de chasse DJ-12 » « Les Ailes » (№1035) 1945-11-17, page 2

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-proekt-istrebitelya-shturmovika-demaiziere-joffrin-dj-12-fra

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account