Проект истребителя-перехватчика объектовой ПВО Heinkel 1077 Julia. Германия
Статья «Heinkel-Projekt 1077 Geheimprojekt „JULIA“» из журнала «Luftfahrt International» 01 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в сентябре 2016 года.
Содержание:
Предисловие
С 1944 года соединения самолётов противника в возрастающих количествах наносили удары по территории Германии. Бомбардировкам подвергались не только военные объекты и предприятия оборонной промышленности, но и полностью гражданские объекты. Для того, чтобы противостоять этим становившимся всё более невыносимым бомбардировкам, в конце 1944 года велись различные разработки. Следует принять во внимание, что в это время велись работы не только над зенитными ракетами, но и над специально сконструированными самолётами. Среди этих различающихся между собой проектов, которые разрабатывались с соблюдением строжайшей секретности и которые так и не попали на фронт, имелись и малые истребители. Одним из таких самолетов был разрабатывавшийся компанией Heinkel истребитель, проект которого получил название Julia.
Данный проект компании Heinkel, имевший внутрифирменное номенклатурное P 1077, был настолько интересным, что на его базе началась разработка целого семейства других секретных проектов. В данной ситуации мы имеем возможность использовать оригинальные материалы и желаем ознакомить Вас с ними.
* * *
11 ноября 1944 года компания Ernst Heinkel Aktiengesellschaft, чей завод располагался в Вене, под грифом «секретно» получила распоряжение за номером 111/44. В распоряжении было указано:
JULIA
Введение
В ближайшее время нас ожидают массированные бомбовые удары авиации противника. Для того чтобы суметь противостоять этим ударам с помощью зенитной артиллерии и самолётов-истребителей, мы предлагаем разработанный компанией образец военной техники, который можно было бы использовать в качестве промежуточного, между зенитной ракетой и самолётом-истребителем решения. Также мы предлагаем разработанный компанией малый, дешевый высокоскоростной самолёт-истребитель с ракетным двигателем.
Для достижения хороших лётных характеристик и сокращения времени разработки и испытаний этот истребитель будет представлять собой летательный аппарат обычного типа с хвостовым оперением. Конструкция этого истребителя быть такова, что она будет иметь достаточную эластичность и технологичность в отношении двигателя и вооружения, что позволит адаптировать этот истребитель в соответствии с решаемыми им задачами и быть соответствующим образом эффективным средством для борьбы с противником.
В основу проекта были применены следующие принципы:
Скорость
Развиваемая истребителем скорость должна быть выше, чем у самых скоростных истребителей. Такая скорость необходима для осуществления успешных атак и ухода от истребителей сопровождения противника. Вследствие слабого вооружения и малой дальности полёта достижение как можно более высокой скорости полёта этим истребителем является особенно важным фактором.
Дальность полёта
Вследствие малой дальности полёта самолётов с ракетными двигателями является целесообразным иметь на борту этого истребителя такое количество топлива, которое после обнаружения самолётов противника позволит ему за время боевого вылета выполнить 2-3 атаки. Дополнительно к этому требованию скорость полёта данного истребителя должна быть такой, чтобы позволять ему отрываться от истребителей сопровождения противника. Возможность во время одного вылета несколько раз атаковать бомбардировщики противника должна обеспечиваться таким образом, чтобы за время одной атаки расход топлива был бы равен примерно 40 % от находящегося на борту истребителя запаса топлива. При нынешнем дефиците топлива это важный аспект конструкции самолета. Наличие на борту истребителя большого количества топлива, необходимого для выполнения 2-3-х атак, привело бы к увеличению размеров истребителя и увеличению его стоимости. Кроме того компоновка и конструкция истребителя разработаны таким образом, чтобы в производстве самолёт был как можно проще, легче, в следствие чего будет достигнута экономия топлива.
Назначение
Данное устройство приспособлено преимущественно для борьбы с соединениями бомбардировщиков противника в дневное время. Его следовало использовать в качестве перехватчика объектовой ПВО в тылу и вблизи от линии фронта. Взлёт самолета должен быть горизонтальным.
Для того чтобы данный ракетный истребитель был как можно более эффективным и успешным в борьбе с самолётами противника должны быть представлены для получения окончательного решение следующие требования:
a) Отказ от использования с аэродромов.
Все аэродромы, с которых предполагается использовать собственную авиацию, следует использовать таким образом, чтобы снизить воздействие противника. Необходимо обеспечить маскировку, независимость от качества поверхности земли, а также отказаться от всяких перемещений на территории аэродрома.
b) Массированная атака
Для организации массированной атаки следует организовать массированный взлет самолётов-истребителей. Требующий много времени сбор в воздухе, вероятно, будет невозможен из соображений малой дальности и высокой скорости полета.
c) Прямолинейный полёт к соединению бомбардировщиков противника
Должна быть обеспечена возможность попадания в кратчайшие сроки в любую точку района боевых действий в пределах зоны видимости или по наведению приборов управления зенитными орудиями (без использования сложных систем наведения).
Все вышеперечисленные требования могут быть удовлетворены только при выполнении старта вертикально, либо взлета под крутым углом.
При данном методе запуска стартовое устройство вследствие сокращения расходов может представлять собой дешевое, простое и легко транспортируемое удерживающее устройство без направляющих.
В данное время с данного устройства уже был проведен ряд успешных вертикальных взлётов моделей.
Сроки изготовления
Размеры, конструкция и оснащение должны быть определены границами целесообразности и быть малыми и простыми, поскольку в случае поломки только одной из деталей разработка или постройка самолёта могут затянуться. Кроме того, может потребоваться использование дополнительных материалов, которые необходимы для находящихся в серийном производстве истребителей с поршневыми и реактивными двигателями. Отдельные элементы конструкции самолёта должны быть настолько простыми, что изготовление деталей могло бы быть возможным в самых малых мебельных мастерских и с использованием простейшего оборудования. Вообще при разработке конструкции следует принимать во внимание главное требование постройки подобных малых истребителей на еще не занятых производственных площадках ранее не использовавшихся для производства самолётов. Элементы конструкции, для разработки и изготовления которых, требуется много времени, не должны быть использованы в этом истребителе.
Дополнительные требования
a) Пилоту данного истребителя на больших скоростях полета должна быть обеспечена возможность безопасного покидания самолета.
b) Весь процесс полёта должен быть простым для пилота и оборудование самолёта должно соответствовать предъявляемым требованиям.
c) Время на обучение пилотов должно быть по возможности небольшим.
d) Посадка на полозья.
Для данного летательного аппарата, который является исключительно расходным материалом возникала, существует опасность того, что противник может расстреливать в воздухе спускавшихся на парашюте пилотов сбитых самолётов. Вследствие этого, а равно как и необходимой экономии материалов, было решено оборудовать самолёт полозьями, с помощью которых он сможет выполнять посадку обычным способом. Для этого следует добиться снижения посадочного веса самолёта до минимума, облегчив тем самым процесс посадки.
Вооружение и способ выполнения атаки
Проект выполнен таким образом, что имеется возможность устанавливать все виды нового вооружения без существенного изменения конструкции и снижения летно-технических характеристик самолёта. Обзор, бронирование, расположение пилота, лётные данные и прочность конструкции позволяют при атаках самолётов противника использовать разнообразные методы атаки.
Подготовил: Бенц (Benz)
(подпись: Бенц)
Заключение
Приведенный выше доклад ясно показывает, с какими трудностями предстояло считаться немецким авиастроителям в 1944 году. Обеспечение материалами, трудовые затраты, время цикла производства и время на проведение испытаний, производственными помещениями и трудовыми ресурсами должно было учитываться при разработке новых образцов боевой техники. И при этом стоимость данного самолёта-истребителя должна быть невысокой и достигнутые при разработке успехи в противоположность должны быть особенно большими.
Во внимание так же следовало принимать и тот факт, что время для обучения пилота полетам на истребителе Julia должно быть как можно меньшим. Также не следовало забывать и о безопасности, поскольку к этому времени «человеческий материал», имевшийся в распоряжении властей Германии, был очень ограниченным.
Технические характеристики самолёта указаны на отдельном листе и на чертежах, которые мы так же размещаем в данном материале.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технические характеристики самолёта-истребителя Julia **
Размеры:
Площадь крыла: 7,2 м²
Размах крыла: 4,6 м
Длина самолёта: 6,8 м
Силовая установка:
Регулируемый ракетный двигатель 109-509 с маршевой камерой
Тяга двигателя: от 200 до 1700 кг
Тяга маршевой камеры двигателя: 150-300 кг
4 пороховых ускорителя для взлёта
Тяга ускорителей: 4 × 1200 кг
Продолжительность работы стартовых ускорителей: 10 с
Весовые данные:
Пилот: 90 кг
Вооружение (2 × 30 мм пушки типа МК-180 + боекомплект): 182 кг
Бронирование: 61 кг
Особое оборудование: 20 кг
Боевая нагрузка: 355 кг
Несущие плоскости: 380 кг
Ракетный двигатель (включая 10 кг специального топлива для запуска) 180 кг
Топливный бак: 32 кг
Окислитель (C-Stoff): 200 кг
Топливо (T-Stoff): 650 кг
Взлётный вес (без пороховых ускорителей): 1795 кг
Взлётный вес (с четырьмя пороховыми ускорителями): 2275 кг.
Вес самолёта без топлива: 945 кг
Взлёт:
Суммарная статическая тяга силовой установки и четырех пороховых ускорителей: 6800 кг
Ускорение при вертикальном взлёте: 2,05g
Скороподъёмность через 10 секунд после отрыва от поверхности земли: 202 м/с
Высота полёта через 10 секунд после отрыва от поверхности земли: 1000 м
Разбег при горизонтальном взлёте и расстояние преодолеваемой самолётом в воздухе до набора высоты 20 метров: 350 м
Скороподъёмность:
Высота достигаемая при вертикальном взлёте:
5000 метров – 31 с,
10000 метров – 52 с
15000 метров – 72 с
Высота достигаемая при взлёте под углом в 45º к горизонту:
5000 метров – 44 с
10000 метров – 74 с
15000 метров – 102 с
Продолжительность горизонтального полёта при вертикальном взлёте с маршевой камерой сгорания при скорости 800 км/ч:
на высоте 5000 метров – 4,85 мин
дальность полёта – 64,5 км
на высоте 1000 метров – 5 мин
дальность полёта: 66,5 км
на высоте 15000 метров – 3,2 мин (a)
дальность полёта: 45 км (a)
Продолжительность горизонтального полёта при вертикальном взлёте с маршевой камерой сгорания при скорости 900 км/ч:
на высоте 1000 метров – 3,1 мин
дальность полёта: 46,5 км.
на высоте 15000 метров – 2,2 мин
дальность полёта – 32,5 км (a)
Продолжительность горизонтального полёта при вертикальном взлёте с обычной камерой сгорания при скорости 800 км/ч:
на высоте 5000 метров – 3,75 мин
дальность полёта – 50 км
на высоте 1000 метров – 3,8 мин
дальность полёта – 51 км
Продолжительность горизонтального полёта при вертикальном взлёте с обычной камерой сгорания при скорости 900 км/ч:
на высоте 5000 метров – 3,1 мин
дальность полёта – 46 км
на высоте 1000 метров – 2,6 мин
дальность полёта – 38,5 км
на высоте 15000 метров – 1,75 мин
дальность полёта – 26 км
Скорость полёта без сопротивления, оказываемого выпуклостями конструкции, вызванными установленным вооружением, при скорости 800 км/ч:
на высоте 5000 метров – 5,5 мин
дальность полёта – 73 км
на высоте 1000 метров – 5,3 мин
дальность полёта – 70,5 км
на высоте 15000 метров – 3,45 мин (a)
дальность полёта – 49 км (a)
Скорость полёта без сопротивления, оказываемого выпуклостями конструкции, вызванными установленным вооружением, при скорости 900 км/ч:
на высоте 1000 метров – 3,4 мин
дальность полёта – 51 км
на высоте 15000 метров – 2,45 мин
дальность полёта – 36,5 км
Посадка:
посадочная скорость: 160 км/ч
(a)-максимальная тяга силовой установки: 2000 кг+400 кг
(a)-скорость: 150 км/ч
14.11.44 Подпись