Проект грузопассажирского самолета высотного базирования МиГ СВБ. Россия
В конце 1980-х — начале 1990-х годов в связи с конверсией в ОКБ имени А.И.Микояна помимо продолжения работ по созданию перспективных образцов боевых и учебно-тренировочных истребителей и модернизации освоенных войсками МиГ-29 и МиГ-31 приступили к проектированию пассажирских машин делового класса и гражданских самолетов многоцелевого назначения. Так в 1991 году генеральный конструктор ОКБ Р.А.Беляков подчеркнул, что авиационщики намерены вложить в мирную продукцию не менее 30% своих ресурсов.
Скорее всего в ходе конверсии ОКБ МиГ пыталось пойти по пути компании Dassault. В 1970-х годах эта французская компания заслуженно считалась одним из ведущих поставщиков военной продукции — достаточно вспомнить семейство знаменитых истребителей «Мираж», а к началу 1990-х годов оборот ее гражданской продукции достиг 30% (в первую очередь это касается административных самолетов Dassault Falcon 50 и Dassault Falcon 900).
Одной из таких «конверсионных» машин ОКБ МиГ стал проект грузопассажирского самолета высотного базирования (СВБ), к разработке которого приступили в 1990 году. СВБ должен был обслуживать линии малой протяженности, основным регионом его перевозок должны были стать горные районы азиатской части СССР. СВБ предназначался для базирования в горах, на грунтовых площадках, расположенных на высотах до 4000 метров, где температура нередко опускается до минус 40°С.
схемы МиГ СВБ
Для того чтобы нормально работать в столь сложных условиях, СВБ должен был быть оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117, размещавшимися под высокорасположенным крылом и вращавшими многолопастные, малошумные пропеллеры СВ-34.
схемы МиГ СВБ
СВБ должен был получить фюзеляж овальной формы со спонсонами в нижней части, в которых должны были размещаться основные стойки шасси. В герметичном фюзеляжном салоне, рассчитанном на перевозку 50 пассажиров, должны были быть размещены десять блоков пассажирских кресел, каждый из которых должна была будет состоять из двух секций — по два и три кресла, разделенных 400-мм проходом и с шагом 750 мм. Ширина кабины должна была составить 2960 мм, высота под потолком 2000 мм.
Передняя стойка шасси должна была оснащаться парой колес низкого давления и убираться в фюзеляж. Основные стойки, убираемые в обтекаемые спонсоны, должны были получить по две пары колес.
модель МиГ СВБ
На проектируемый самолет должны были устанавливаться усовершенствованная цифровая навигационная система и комплекс средств связи, позволявшие СВБ летать в любое время суток независимо от метеоусловий. Совершенное бортовое оборудование должно было позволись сократить количество членов экипажа СВБ до двух человек: пилота и второго летчика, обслуживающий персонал должен был состоять из двух стюардесс.
К сожалению, экономический кризис поставил крест на этом самолете, и в 1992 году все работы по теме СВБ были прекращены.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТКИ
Тип: грузопассажирский самолет высотного базирования
Экипаж: 2 человека (+2 стюардессы)
Силовая установка: 2×2500 л.с. (1865 кВт) ТВ7-117, вращавших шестилопастные винты СВ-34
Размеры:
размах крыла 25,90 м
длина 22,22 м
высота 8,07 м
площадь крыла 62 м²
ширина салона 2960 мм
высота салона 2000 мм
Вес:
пустого 12300 кг
максимальной полезной нагрузки 5000 кг
пассажировместимость 50 человек
топлива 2100 кг
максимальный взлетный 19400 кг
максимальная удельная нагрузка
на крыло 312 км/м²
на мощность 3,89 кг/л.с. (5,21 кг/кВт)
Летные характеристики:
высота крейсерского полета 6000 м
крейсерская скорость на высоте 6000 метров 550 км/ч
необходимая длина взлетно-посадочной полосы 1800…2100 м
дальность с грузом 5000 кг и запасом топлива на 45 минут полета 1500 км
источники:
- Лазарь Эгенбург ««МиГ» конверсии» «Техника-Молодежи» 05-07/1992
- http://www.microavia.ru/samolety-mig/samolety-mig_153.html
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=8969.0
- http://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=5945.0