Создание в Советском Союзе атомной бомбы в 1949 году не решило проблему ядерного паритета, а лишь несколько снизило ее остроту. На первый план вышла проблема носителя – точнее, отсутствия такового. Лучшим, что на тот момент могла предложить советская авиация, был четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Ту-4: копия интернированных в 1944 году на советской территории американских B-29, этот самолет был весьма совершенен для своего времени, но дальность его была недостаточна для эффективной доставки ядерного боеприпаса на территорию США. К тому же летно-технические характеристики этой машины уже не вполне соответствовали требованиям времени.
Так как разработка более совершенных бомбардировщиков еще не была завершена, внимание советских конструкторов обратилось к возможным “промежуточным” решениям, способным занять нишу межконтинентального бомбардировщика на время, необходимое для создания более совершенных машин. Возглавляемая маршалом Тухачевским Комиссия по оценке Перспективных Вооружений (КПВО) рассмотрела ряд подобных идей в период 1948–1954 года.
В 1950 году техническая группа Бекаури предложила использовать радиоуправляемый бомбардировщик Ту-4 как средство доставки ядерного заряда “в один конец”. Согласно расчетам, отсутствие необходимости возвращаться обратно позволяло увеличить радиус действия специально облегченного бомбардировщика до 7000 километров – чего вполне хватало для достижения территории Америки. Управление гигантским самолетом-снарядом предполагалось осуществлять с борта другого специально оснащенного бомбардировщика. Эта идея основывалась на широком опыте применения в годы войны радиоуправляемых мишеней ТСТ[1] и ТТТ[2] для обучения зенитных и противотанковых расчетов, благодаря чему был накоплен значительный материал по эксплуатации таких систем.
Оценив идею, КПВО сочла ее “оригинальной, но реализуемой” и рекомендовала дальнейшие проработки по данному вопросу. Детальный проект (получивший название “Армада”), подготовленный группой Бекаури, был представлен Сталину в мае 1951 года. Хотя Сталин критически относился к реальному потенциалу системы, он, тем не менее, считал, что как политический фактор сдерживания она более чем в состоянии оправдать себя, и дал добро на реализацию проекта. Окончательное решение было подписано председателем Совета министров СССР 8 мая 1951 года.
Описание конструкции
Опытная переделка четырех бомбардировщиков Ту-4 в межконтинентальные самолеты-снаряды началась в октябре 1951 года. С переоснащаемых самолетов демонтировалось оборонительное вооружение, прицельное и навигационное оборудование, бомбодержатели и оснащение средней и кормовой гермокабин. Шасси заменялось облегченным, крепящимся на пироболтах, для сброса после взлета[3]. Освободившийся запас веса использовался для размещения дополнительных топливных баков на месте переднего бомбоотсека. За счет предпринятых мер, объем топливных баков удалось довести до 32 000 литров.
Кормовой бомбовый отсек был переделан для размещения в нем ядерного заряда РДС-3, весом около 3100 кг[4]. Изначальный проект предусматривал размещение бомбы РДС-2, но затем был переработан под более эффективное оружие. Заряд устанавливался и закреплялся жестко на каркасных конструкциях, отделение бомбы в полете не предусматривалось.
Для управления самолета-снаряда предполагалось использовать специально переоборудованный Ту-4, получивший кодовое обозначение Ту-4РУ. Машины РУ (РадиоУправления) также специально облегчались, с них демонтировалось бомбардировочное оборудование, и они оснащались аппаратурой дозаправки в полете для обеспечения возвращения на базу после операции.
Управление самолетом-снарядом Ту-4Б осуществлялось оператором с борта сопровождающего самолета управления Ту-4РУ. Контрольная станция “Дивизион-Н” автоматически определяла по сигналам транспондера пеленг Ту-4Б относительно Ту-4РУ, и по задержке ответного сигнала рассчитывала расстояние. Относительное положение машин в пространстве отображалось на экране при помощи катодных лучей. Автопилоты самолета-снаряда и самолета управления перед запуском синхронизировались таким образом, что направление на норд (нулевой азимут) на них совпадало. Транспондер самолета-снаряда был соединен с бортовой гироплатформой: направление на нулевой азимут соответствовало частоте сигнала в 850 Гц. В случае отклонения от нулевого азимута, частота ответного сигнала транспондера возрастала или уменьшалась (в зависимости от направления отклонения), что отображалось вращением стрелки на панели управления оператора.
Таким образом, оператор на борту Ту-4РУ мог видеть относительное положение ведомого радиоуправляемого самолета в пространстве в виде светящейся точки на экране, знал приблизительное расстояние до него и положение Ту-4Б в пространстве. В случае необходимости, оператор мог также задействовать телевизионный канал связи с телекамерой, размещенной над приборной панелью Ту-4Б и визуально считать показания приборов.
Ориентируясь на эти данные, оператор мог удерживать самолет-снаряд на требуемом курсе без прямого визуального контакта с ним, что позволяло самолету управления удаляться от ведомого самолета-снаряда на дистанцию до 120 километров. Наконец, для точного наведения на цель, в носовой кабине Ту-4Б был оборудован радиолокационный бомбовый прицел, изображение с которого ретранслировалось на экран оператора.
Применение системы “Армада” виделось следующим образом. В случае начала военных действий, техническая команда устанавливала на самолеты-снаряды Ту-4Б полученные со складов атомные заряды, заполняла баки топливом и проверяла работу систем. Двое пилотов поднимали Ту-4Т с аэродрома и выводили на курс: как только взлетевший следом самолет сопровождения Ту-4РУ устанавливал контакт с бортовой аппаратурой снаряда, пилоты отключали ручное управление и покидали радиоуправляемую машину через специальный люк в кормовой части.
В полете самолет управления держался позади Ту-4Б и удерживал самолет-снаряд на курсе при помощи радиокомандной системы управления. При сближении с целью оператор направлял Ту-4Б в нужном направлении, включал расположенный в кабине самолета-снаряда радиолокационный бомбовый прицел, после чего Ту-4РУ отворачивал и ложился на обратный курс. Самолет-снаряд продолжал полет к цели самостоятельно: в нужный момент, когда на экране оператора появлялось ретранслируемое с борта Ту-4Б радиолокационное изображение цели, передавалась команда на перевод снаряда в пикирование.
Испытания
Первый полет самолета-аналога Ту-4БТ[5] состоялся 11 мая 1952 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Оснащенная аппаратурой радиоуправления машина поднялась в воздух с экипажем на борту: в ходе полета отрабатывались вопросы удаленного контроля и навигации летящего бомбардировщика. После нескольких десятков учебных полетов операторы получили необходимый опыт, и 8 июля 1952 года впервые осуществили дистанционное управление летящим бомбардировщиком (с экипажем на борту) с наземной станции.
В августе 1952 года группа Бекаури приступила к отработке управления летящим беспилотным самолетом с борта другого самолета. В качестве машины управления первоначально использовался транспортник Ли-2. 14 августа с борта переоборудованного Ли-2 было впервые осуществлено дистанционное управление летевшим рядом самолетом-аналогом Ту-4БТ.
Все эти полеты проводились с использованием самолетов-аналогов Ту-4БТ, представлявших собой обычный пилотируемый Ту-4, на котором ручное управление было продублировано дистанционной радиоаппаратурой. Присутствие экипажа на борту страховало от возможной потери опытного самолета при проблемах со связью. Первые два специально переоборудованных самолета-снаряда Ту-4Б поступили в опытные части в сентябре 1952 года.
В отличие от большинства советских военных разработок того времени, программа “Армада” сравнительно широко освещалась в коммунистической прессе. Это во многом объяснялось ее статусом паллиативной, “временной” меры, сколь-нибудь длительное пребывание которой на вооружении просто не предполагалось. Расчеты советских аналитиков сходились в том, что за тот короткий период, в течении которого “Армада” будет иметь некоторое стратегическое значение, американцы все равно не успеют предпринять сколь-нибудь актуальных мер противодействия, а к тому моменту, когда таковые появятся, программа будет уже закрыта. Кроме того, система с самого начала рассматривалась как оружие сдерживания, которое явно не смогло бы выполнять свою задачу, если бы о его существовании не было известно противнику. В результате “самолеты-роботы Бекаури” на длительное время стали любимцами советской прессы. Газеты и технические журналы публиковали множество материалов, посвященных развитию программы. А уже 1 мая 1953 года, во время парада, над Москвой пролетели два самолета-робота Ту-4Б, управляемых с борта самолетов сопровождения Ту-4РУ.
Опытная эксплуатация самолетов-снарядов выявила множество технических проблем. Аппаратура связи и управления работала ненадежно. Чтобы сэкономить ценную технику, практически все тренировочные вылеты “настоящих” Ту-4Б проводились с экипажем на борту, который осуществлял взлет и посадку машин после завершения испытаний, а также страховал систему на случай потери управления. По отчету Бекаури, только в течение 1953 года имели место 24 случая отказа аппаратуры, которые могли бы повлечь за собой невозможность выполнения боевого задания: в 8 случаях без присутствия экипажа на борту самолет-снаряд был бы неминуемо потерян. Маршал Тухачевский в 1954 году оценивал надежность системы не более 40%, а некоторые сотрудники КПВО считали и эти цифры излишне оптимистичными.
Несмотря на все проблемы, 8-го мая 1953 года система “Армада” была ограниченно принята на вооружение. 12 июня на аэродроме Луостари в Мурманской области первое боевое звено в составе самолета управления Ту-4РУ и двух самолетов-снарядов Ту-4Б заступило на боевое дежурство. В случае начала военных действий, это звено должно было получить атомные бомбы РДС-3 из резерва Верховного Командования и применить их против военных и промышленных объектов Атлантического Побережья Соединенных Штатов.
Первоначальный план предусматривал переоснащение по программе “Армада” сотни бомбардировщиков Ту-4. Из них семьдесят пять должны были стать самолетами-снарядами, а остальные – самолетами управления Ту-4РУ. Однако,еще в ходе испытаний масштаб программы начал сокращаться. Успешный ход работ над более совершенными стратегическими бомбардировщиками (вроде Ту-85 и Ту-95) привел к тому, что значение программы “Армада” существенно снизилось. В конечном итоге, по проекту было переоснащено всего двадцать машин, четыре из которых были самолетами управления Ту-4РУ, еще четырнадцать – самолетами-снарядами Ту-4Б, и два – самолетами-аналогами Ту-4ТБ, служившими для тренировки операторов. Из этих машин четыре Ту-4Б и один Ту-4ТБ были потеряны в авариях, и еще два Ту-4Б израсходованы на учениях, так что к концу эксплуатации системы на вооружении находилось только восемь самолетов-снарядов.
Летом 1954 года, специально для демонстрации возможностей системы, командование дальней авиации предприняло экспериментальный полет на полную дальность, из Луостари до Иркутска и обратно. Демонстрационный полет был выполнен экипажем (самолета управления Ту-4РУ) майора Аркадия Щукина. 14 марта, спарка из Ту-4РУ и Ту-4Б с весовым имитатором атомной бомбы поднялась в воздух и осуществила полет продолжительностью 7980 километров, пролетев половину Советского Союза и вернувшись на базу. Командование ВВС предпочитало не афишировать тот факт, что на борту Ту-4Б находился экипаж, задачей которого было вмешаться в полет самолета-снаряда при возникновении аварийной ситуации.
Только два опытных полета Ту-4Б были выполнены в штатном режиме (без экипажа на борту). В ходе учений 2 и 7 февраля 1954 года, два самолета-снаряда были сброшены на имитационный макет аэродрома с целью оценки боевой эффективности системы. Испытания представили удручающий результат: круговое вероятное отклонение пикирующего Ту-4Б оказалось более 8 километров, что значительно превышало радиус поражения бомбы РДС-3[6]. На основании учений был сделан вывод, что система пригодна к применению только против очень крупных площадных объектов.
Система “Армада” находилась на вооружении с 1953 по 1955 год. В 1955 году, в связи с поступлением на вооружение ограниченной партии тяжелых бомбардировщиков Ту-85 и планами по запуску в серийное производство стратегических бомбардировщиков М-4, было принято решение о свертывании программы “Армада” как малоперспективной. 11 августа 1955 года все самолеты Ту-4РУ и оставшиеся самолеты-снаряды Ту-4Б были сняты с боевого дежурства и поставлены на хранение. В 1956 году система была окончательно снята с вооружения: имевшиеся самолеты-снаряды были переоборудованы в летающие мишени для отработки применения зенитных ракет.
[1] Телесамолет Тухачевского – летающая зенитная мишень на базе У-2.
[2] Телетанк Тухачевского – самоходная мишень для противотанковых расчетов на базе танкетки Т-37 или танка Т-26.
[3] В учебных полетах эту функцию не использовали.
[4] Есть предположение, что, так как заряд в бомбоотсеке самолета-снаряда не предназначался для самостоятельного сброса, его вес был уменьшен путем отказа от аэродинамических стабилизаторов и элементов наружной обшивки.
[5] Тренировочная модель.
[6] Радиус поражения ударной волной сверхдавлением до 5 фунтов на квадратный дюйм для 40-килотонной бомбы РДС-3 составлял порядка 2,38 км, световой и тепловой волной – до 3,08 км.