Продолжение альтернативы «Реформаторство Нового Генерал-адмирала». Часть VI.
Как всегда на суд коллег продолжение АИ, постепенно переходя от флота к армии Российской империи образца 1898 года.
План:
Артиллерийский Арсенал во Владивостоке.
Минно-Артиллерийский Городок.
Новая верфь Нового Адмиралтейства во Владивостоке.
Артиллерийский Арсенал во Владивостоке.
В соответствии с планами по перевооружению эскадры кораблей Тихого океана, во Владивостоке начинали скапливается до неприличия большое количество самых различных артиллерийских систем, всех калибров, боеприпасов и материальной части артиллерии.
Генерал-губернатор Приморской области Павел Фридрихович (Федорович) Ундербергер испросил высочайшего соизволения о строительстве Артиллерийского арсенала (сиречь Завода) по тому как занятые модернизацией кораблей и ремонтом их артиллерийской части мастерские завода Нового Адмиралтейства во Владивостоке, не могли покрыть быстро растущие потребности армии и флота.
План строительства Владивостокского Арсенала предусматривал строительство:
Литейной мастерской.
Кузнечной мастерской.
Механической мастерской.
Мастерской станков и лафетов.
Мастерской артиллерийского имущества.
Мастерской осадной и полевой артиллерии.
Мастерской морской и крепостной артиллерии.
Временный склад хранения артиллерии и артиллерийских запасов.
Для этих целей согласно землеотводу Военного ведомства выделялся участок на правом берегу бухты Золотой Рог напротив набережной Цесаревича, рядом с Кирпичным заводом Военного ведомства.
Планами предусматривалось начало выпуска продукции арсенала к началу 1900 года, с постепенным наращиванием объемов производства.
На первоначальном этапе Владивостокский Арсенал должен был заниматься выпуском сухопутных колесных лафетов под 47/43-мм пушки Гочкисса (образца 1897 года выполненный ОСЗ).
и капонирных станков по проекту полковника Дурляхера для полевых пушек образца 1867-1877 годов.
Первыми образцами послужили артиллерийские установки снятые в ходе модернизации крейсеров и броненосцев. Стрельба из орудий показала возможности их применения как в качестве противопулеметных полковых орудий, а кроме того в качестве окопной мортирки для стрельбы которой предлагались два вида боеприпасов, стальная надкалиберная опереная шестовая мина, весом в 11,5 кг, с зарядом 6,2 кг пироксилина и чугунная осколочная надкалиберная опереная шестовая граната весом в 12,5 кг с зарядом 5 кг пироксилина.
Так же за Арсеналом числился заказ на установку на железный высокий станок для 8-ми дюймовых облегченных пушек и 9-ти дюймовых свинтных мортир, морских орудий 152/28-мм, изготовление для этих орудий осадных передков и походных повозок под транспортировку ствола.
Две подобных орудийных системы были собраны и находились в стадии испытаний. Опытные образцы установили на батареи К, рядом с фортом князя Суворова (отм.257 м) и раз в неделю город оглашала артиллерийская канонада.
Разработанная орудийная система подавала надежды и могла заменить часть еще дефицитных скорострельных орудий Канэ на батареях сухопутного фронта Дальневосточных крепостей, при этом практически не уступая им в дальности стрельбы.
Кроме того, строительством арсенала предусматривалось создания складов хранения материальной части артиллерии и боеприпасов, а также мастерских по перенапряжению снарядов.
Место было выбрано подальше от посторонних глаз, в долине Первой речки вдоль склона горы Муравьева-Амурского. (нынче г.Холодильник).
Минно-Артиллерийский городок.
На 1898 год крепость Владивосток располагала очень незначительными возможностями по хранению боеприпасов, при начале строительства парных доков в районе Гнилого угла, обводным каналом было изменено русло реки Буяковки, а до этого долину речку перекрыли 3 котлована образовав водохранилища (пруды).
В долине реки отстроили казармы на роту Владивостокского минного батальона, Штаб, три офицерских флигеля, электрическую станцию, станцию водоснабжения.
Для охраны важнейших объектов крепости Владивосток, был сформирован 3-й Крепостной полк (1-й и 2-й Владивостокские крепостные полки находились в стадии формирования взамен убывших в Порт-Артур), получавший свои казармы на противоположном склоне Минно-артиллерийского городка.
Основу 3-го Крепостного Владивостокского полка составили отдельные батальоны, роты и команды: 2-й Севастопольской батальон, роты Своеборгской, Кронштадтской, Новогеоргиевской, Керченской, команды Варшавской и Либавской крепостей.
Так же на основе прибывшей 6-й Севастопольской роты крепостной артиллерии (5-я рота отправлена в Порт-Артур), начато формирование 2-х крепостных артиллерийских рот: Восточно-Сибирской и Маньчжурской.
Была проложена двухпутная узкоколейная железная дорога от минно-артиллерийских погребов к погрузочному пирсу.
Ширину колеи приняли в 600 мм, первоначально в подвижном составе числились пара паровозов Krauss-Maffei (0-2-0Т), которая ожидала пополнения Коломенскими тяжеловозами тип 63.
Два существующих пороховых погреба в Минном городке (именно такое название он получил) уже были не в состоянии вместить такое количество опасного груза, очевидным решением стало строительство дополнительно двух пороховых погреба и увеличение пещерных казематированных минных и снарядных погребов до восьми.
Для этих и других целей генерал-губернатор предлагал отправить во Владивосток своего коллегу профессора Николаевской инженерной академии Малюгу Ивана Григорьевича.
Справочно:
Малюга Иван Григорьевич (13.11.1853 – 1933)
Русский и советский военный инженер, Преподаватель и ученый, Специалист по химии и технологии строительных материалов. Заслуженный профессор Николаевской ИА
Почетный член Конференции Николаевской ИА
1899 – ординарный профессор Николаевской ИА по кафедре строительного искусства. Генерал-майор (1901).
Получил звание заслуженного профессора (1901).
Издал книгу «Технический анализ каменных строительных материалов» (1902).
Автор ряда научных трудов по инженерным вопросам. Работал над внедрением новых строительных материалов в фортификационное строительство. Стоял у истоков применения в России бетона. Деятельное участие в теоретической и практической разработке вопроса о получении бетона и других вяжущих материалов, необходимых для долговременных фортификационных сооружений
Труды:
К вопросу о предохранении пороховых погребов от воздушной сырости (1883);
Об усовершенствовании кирпиче-обжигательных печей (1885);
Причины порчи дерева в сооружениях и способы предохранения его от гниения (1885);
Оценка глиняных строительных материалов (1888);
О водопроницаемости строительных растворов (1890);
Свойства портландского цемента в применении его и испытании (1891);
Естественные строительные камни (1892);
Состав и способ приготовления цементного раствора (бетона) для получения наибольшей крепости (1895);
Состав и способ приготовления цементного бетона (1900);
Производство кирпича и других глиняных строительных материалов (1900).
Отправке способствовал и другой фактор.
Согласно последнего доклада Общества изучения Амурского края Государю Императору, в пяти верстах от станции Евгеньевка обнаружены огромные залежи строительных материалов для получения клинкера, что обещало шикарные перспективы по полному обеспечению нужд строительства Транссибирской магистрали и всего Дальнего Востока, цементом отличного качества.
И все это на фоне обнаруженных ранее известняковых месторождениях, найденных в ходе разведки Сучанского каменноугольного месторождения. (портландцемент).
А специалиста более осведомленного в этой области просто не представляется найти возможным.
Верфь Нового Адмиралтейства во Владивостоке.
Дела же на верфи Крампа в Филадельфии шли не очень хорошо, даже несмотря на огромный заказ Морского ведомства Российской империи.
Частые забастовки и стачки как на самой верфи, так и на предприятиях поставщиков срывали сроки выполнения работ.
Чем с успехом пользовались «агитаторы» добивавшиеся уменьшения рабочего времени с 10 часов до 9 часов с сохранением прежней заработной платы.
В дополнение ко всему, поставщики материалов для строительства кораблей «Русского заказа», по тем же причинам опаздывали со сроками поставок материалов на стапель.
Ситуацию усугубляла пока негласна поддержка бастующих Американской федерацией труда.
Одной из вынужденной мер было увольнение 1000 профессиональных рабочих верфи, в виду недостатка материалов и малого фронта работ.
Но в ходе переговоров с Российской стороной был выбран другой вариант. Недовольным рабочим был предложены срочные контракты от 2-4 лет на верфи Нового Адмиралтейства во Владивостоке, расходы на проживание, питание и доставку к месту работ брало на себя РМиПО. Условия же контракта предусматривали 8-ми часовой рабочий день, а ЛЮБЫЕ работы сверх контрактного времени оплачивались по отдельной ставке по договоренности.
Трюк удался, 750 человек из которых 30 рабочих кузнечных цехов, около 100 рабочих машинной мастерской, 200 клепальщиков, 20 модельщиков, 50 машинистов и т.д. согласились подписать контракт. Это имело сразу ряд положительных последствий, во-первых, свою роль сыграла разобщенность, среди бастующих.
Поскольку часть из них подписав «Русский контракт», была исключена из рядов бастующих. Кроме того слух о «Русском контракте» начал проникать как на предприятия смежников так и конкурентов Крампа, таким образом обеспечив найм еще 250 профессиональных рабочих.
Под первую волну американских «гастробайтеров» РМиПО построило 10 домов-общежитий, просторную столовую и 3 флигеля для инженеров, в непосредственной близости от новой верфи.
Медленно, но верно росла и сама верфь.
К концу 1898 года полностью был построен малый крытый эллинг под сборку и постройку миноносцев (вместимостью 2 эсминца до 800 тонн ВИ), закладывался фундамент среднего (крейсерского вместимостью до 12 000 тонн ВИ) эллинга.
Каждый из эллингов и цехов оборудовался 4 -6 компрессорными станциями, которые обеспечивали широкое применение пневматической клепки.
Поставщиками пневматического оборудования верфи стали:
Американское товарищество заводов пневматических машин , а также Товарищества Завода «Феникс» поставляло ручные сверлильные машины, ручные пневматические молоты для рубки, чеканки, клепки, пневматические клепалки и медведки.
Станочный парк металлообрабатывающих станков был представлен передовыми разработками как отечественных заводов, так и иностранных заводов Бувэ и Удворта.
Поскольку завод Нового адмиралтейства и Верфь размещалась на разных берегах залива Золотой рог, жизненно необходимым становился вопрос перевозки материалов по их территории. Как следствие очевидным решением было создание единой железнодорожной сети с возможностью перевозки крупногабаритных грузов и изделий.
И так уж совпало, что Общество КВЖД намеривалось увеличить территорию морского коммерческого порта на полуострове Эгершельда с переносом сортировочной железнодорожной станции за черту города в долину Первой речки.
Поданное на имя Императора Всероссийского прошение было одобрено.
Обществу надлежало начать работы немедленно за счет имеющихся у Него (Общества) специальных средств увеличить площадь коммерческого порта на 5000 квадратных сажень с возведением на ней крытых хранилищ общей площадью в 4000 квадратные сажени.
При поддержке и содействии РМиПО с Общество КВЖД создавало железнодорожную сеть по территории Завода Нового Адмиралтейства и Верфи РМиПО, стрелочной улицы и вагонного депо на полуострове Голдобина.
Правлением РМиПО было принято решение не дублировать цеха завода Нового Адмиралтейства, а лишь чувствовать в достройке запланированных цехов. К строительству на самой верфи принимались только необходимые те цеха, мастерские и участки, которые не имел завод.
В соответствии с планами были заложены корпусно-сборочный и механо-монтажные цеха, которые и обеспечивали работу эллингов.
(Продолжение следует……………..).