Статья Кирилла Рябова с сайта TOPWAR.
Содержание:
На заключительном этапе Второй мировой войны в распоряжении германской армии появилось несколько типов «оружия возмездия», в т.ч. самолет снаряд / крылатая ракета V-1 или Fi-103. Такие изделия активно использовались для нанесения ударов по городам и быстро показали весь свой потенциал. В то же время, Великобритания и СССР изучили новую угрозу, а затем выработали и реализовали комплекс мер по защите от нее.
«Оружие возмездия»
Будущий самолет-снаряд V-1 или Fi-103 разрабатывался в качестве средства для нанесения ударов на больших дистанциях, до сотен километров. В частности, рассматривалась возможность запуска таких изделий из континентальной Европы по целям в Великобритании. Работы стартовали в конце тридцатых годов, и проект был завершен летом 1942 г. Еще два года ушло на испытания и доводку конструкции.
Изделие «Фау-1» представляло собой беспилотный самолет длиной 7,75 м с прямым крылом размаха 5,3 м (позже 5,7 м). Стартовая масса – 2,16 т при полезной нагрузке не менее 700 кг. Самолет-снаряд оснащался пульсирующим воздушно-реактивным двигателем Argus As 014. С его помощью изделие развивало скорость 650-800 км/ч и могло лететь на 280-285 км. Пуск осуществлялся с рельсовой направляющей или с самолета-носителя.
Самолет-снаряд получил автономную систему управления. В нее включили набор гироскопов и датчиков, а также исполнительные механизмы, при помощи которых удерживался заданный курс и высота. Также имелся простейший механизм управления дальностью, при помощи которого изделие в заданной точке начинало пикировать на цель. Ввиду технического несовершенства систем управления, точность была крайне низкой – КВО достигало 900 м.
Несовершенные средства наведения позволяли атаковать только крупные цели, такие как города. При этом расчет не мог выбрать конкретный объект, и ракета падала в случайном месте. Все это приводило к разрушениям и жертвам среди мирного населения – при отсутствии реального военного результата.
Производство V-1 стартовало в конце 1942 г. и продолжалось до начала 45-го. По разным оценкам, за это время собрали ок. 25 тыс. ракет. Не менее 16-17 тыс. изделий успели применить. При этом ок. 20% запусков завершались отказами и авариями. Сопоставимое число изделий разбивалось из-за неполадок в полете.
Основную массу Fi-103 использовали против Великобритании. Начиная с июня 1944 г., до Лондона долетело более 2400 ракет, в результате чего было разрушено более 20 тыс. зданий и погибло почти 6,2 тыс. чел. В других районах страны упало еще ок. 800 ракет. После открытия Второго фронта «Фау-1» активно запускали по освобожденным городам Западной Европы.
По известным данным, в 1943-44 г. германское командование рассматривало возможность применения нового «оружия возмездия» по крупным городам СССР. Основными целями таких ударов могли стать Москва и Ленинград – как промышленные и административные центры. Впрочем, насколько известно, ни одна V-1 не отправилась к советским объектам.
Британский опыт
Британские военные быстро оценили новое оружие противника и приступили к выработке методов борьбы с ним. Оно представляло собой своего рода самолет, что ускорило и упростило такую задачу. Оказалось, что против V-1 действуют все существующие средства и методики противовоздушной обороны. Существующая система ПВО без принципиальных изменений могла справиться с новой угрозой.
Для отражения налетов бомбардировочной авиации Великобритания ранее развернула крупную сеть радиолокаторов и акустических постов наблюдения, объединенных в общую систему предупреждения. Такие средства вполне справлялись с поиском самолетов-снарядов и своевременно выдавали информацию о них. Штабы ПВО, в свою очередь, обрабатывали поступающие данные и передавали целеуказание истребительной авиации и артиллерии.
Выяснилось, что V-1 можно сбить пушечно-пулеметным огнем истребителя. Пули и снаряды повреждали планер и жизненно важные агрегаты, в результате чего ракета разрушалась. Впрочем, обстрел мог спровоцировать подрыв боевой части, что угрожало перехватчику и его пилоту. В связи с этим была разработана особая методика воздушного «тарана»: истребитель должен был подцепить крыло самолета-снаряда своим крылом и опрокинуть его набок. Ракета попадала в глубокий вираж, из которого не могла выйти.
Самолет-снаряд, летящий по прямой с постоянной скоростью и высотой, являлся простой целью для зенитной артиллерии. Решение такой задачи дополнительно упростили появившиеся радиовзрыватели для крупнокалиберных снарядов.
Неплохо показали себя аэростаты заграждения. При всех своих недостатках, такие средства записали на свой счет значительное число перехватов.
В целом на Великобританию упало ок. 3,2 тыс. самолетов-снарядов из 10,5 тыс. запущенных – чуть более 30% от общего количества. Еще 3 тыс. изделий не долетели до британских берегов. Ок. 4260 ракет были сбиты противовоздушной обороной. Порядка половины таких побед пришлось на истребительную авиацию, а остальные цели были поражены артиллерией или аэростатами. Это был весьма хороший результат – учитывая уровень развития техники и вооружений того времени и объективные ограничения.
Советские приготовления
Уже в июне-июле 1944 г. Лондон сообщил Москве о появлении у общего врага нового оружия. Советское командование сразу приняло необходимые меры. Так, Ленинградская армия ПВО получила приказ подготовиться к защите г. Ленинград от возможной атаки самолетов-снарядов со стороны Финляндии и оккупированной части Прибалтики.
Тогда же выработали первый вариант указаний по борьбе с новой угрозой. В следующие месяцы британские партнеры предоставили новые данные о «Фау-1», и это позволило уточнить имеющиеся документы. Окончательный вариант «Указаний по борьбе с самолетами-снарядами» был утвержден в сентябре, и затем его разослали различным формированиям для изучения и использования.
В соответствии с «Указаниями», в предполагаемом районе появления немецких ракет следовало доработать существующие системы ВНОС и ПВО. Так, первые РЛС и посты акустического обнаружения должны были располагаться в нескольких километрах от фронта; за ними на заданной дистанции находились другие полосы обнаружения. Вблизи зоны пролета должны были находиться аэродромы истребительной авиации; следовало организовать дежурство на земле и в воздухе. На расстоянии 10-12 км от фронта предписывалось развернуть зенитные огневые средства. Между всеми этими средствами располагались полосы аэростатов заграждения.
Предполагалось, что такой состав и расположение различных средств позволят вовремя обнаружить летящий самолет-снаряд и навести на него истребители и/или артиллерийский огонь. Поражение замеченной ракеты должно было происходить на значительном расстоянии от защищаемого города.
На тот момент противник мог применить V-1 по Ленинграду и Москве. Учитывая характеристики этого изделия и конфигурацию линии фронта, определили оптимальные районы запуска и маршруты полета. Вдоль них следовало разместить соответствующие средства ПВО.
Запуск ракет по Ленинграду мог осуществляться с земли из нескольких районов Финляндии и Эстонии. В связи с этим рядом с городом организовали сразу два сектора обороны, на северо-западном и западном направлениях. Для атаки Москвы противнику пришлось бы использовать ракеты воздушного базирования с самолетами-носителями. Перехват такого ударного «комплекса» планировалось осуществлять на максимальном удалении от столицы, едва ли не вблизи фронта. В случае прорыва единичных ракет в дело должна была вступать ПВО Москвы.
Вскоре после развертывания такие системы ПВО прошли проверку в рамках учений с имитацией налета самолетов-снарядов. В роли последних выступили истребители Як-9 с близкими летными характеристиками. Все условные ракеты были успешно обнаружены и перехвачены теми или иными средствами.
К счастью, усиленной «противоракетной» ПВО Москвы и Ленинграда не пришлось решать свою основную задачу. Фронт сдвигался на запад, и к концу 1944 г. гитлеровская Германия потеряла возможность запускать ракеты по крупным советским городам. Еще через несколько месяцев война закончилась в Берлине.
Бесполезные новинки
Германское руководство возлагало на свое «оружие возмездия» большие надежды, но оно не оправдало ожиданий. Так, крылатые ракеты V-1 / Fi-103 выпускались большой серией и активно применялись по британским городам, но это никак не повлияло на ход войны. Предполагалось обстреливать и города СССР – и эти планы вообще не были выполнены.
Причины низкой эффективности «Фау-1» просты и понятны. Этот самолет-снаряд не отличался совершенством и страдал от постоянных неполадок. Кроме того, Великобритания и СССР смогли быстро усовершенствовать свою ПВО и подготовить ее к борьбе с новой угрозой. Более того, развивая наступление, Советский Союз за несколько месяцев оставил противника без оптимальных районов запуска и полностью защитил себя от ракетных ударов. Исход войны решило не «оружие возмездия», а самые обычные танки, орудия и пехота.
источник: https://topwar.ru/206120-problema-perehvata-velikobritanija-i-sssr-protiv-fau-1.html