Откровенно и грубо выражаясь, наверное, всех уже «задолбали» выдаваемые едва не в каждой статье, посвящённой танкам 30-х, «откровения» нашего почтенного коллеги Вадима Петрова о «безвременно почившем», без пяти минут первом советском ОБТ, «выдающемся» танке Т-111, погубленном злыднем Д.Г. Павловым (тогдашним начальником АБТУ), который якобы злонамеренно зарубил это «выдающее достижение советской техники» ради массового выпуска груды хлама под маркой КВ.
В качестве противовеса слишком уж агрессивному и навязчивому мнению В.П. на эту тему, я хочу представить на суд коллег своё видение этого вопроса. Это не попытка что-то окончательно доказать и уж тем более не «истина в последней инстанции» – чем постоянно грешит почтенный В.П. – напротив, я заранее признаю, что могу в чём-то, где-то и, возможно, не хило заблуждаться. Это всего лишь ИМХО (для тех, кто имеет иную точку зрения, сиречь голимая альтернатива, хотя и не к истине, но сугубо к В.П.), идущее вразрез с маниакальными утверждениями вышеназванного почтенного В.П.
Итак.
Почтенный Вадим уже «имел честь» публично лгать, что-де Павлов мешал созданию Т-111, «зарубил» эту чудесную машину и даже лично отстранил от работы гения Гинзбурга только ради того, чтоб вместо серийного выпуска замечательного ОБТ Т-111, в СССР разрабатывался и в огромных количествах выпускался «вредительский» КВ.
За КВ я сегодня распинаться не буду – в честь этого, столь ненавистного В.П. «идолища» я специально отдельную постишку обязательно сделаю.
А чтоб разобраться с «фетишем» В.П. Т-111, придётся вернуться к провалу КБ Гинзбурга с созданием нового «общевойскового» колёсно-гусеничного танка Т-46 (точнее уже Т-46-1, поскольку работу по Т-46 успешно провалили чуть ранее).
(Несостоявшийся ОБТ РККА – танк Т-46)
Вообще, танк Т-46-1 в принципе получился, он успешно прошёл испытания и по части ТТХ вполне соответствовал требованиям заказчиков в лице не шибко разбирающихся в танках тогдашнего начальника АБТУ Халепского и начальника вооружений РККА Тухачевского. Вот только конструкция его оказалась чрезвычайно сложной, и стоимость танк имел по тем временам колоссальную (почти догнав огромный средний трёхбашенный Т-28). При этом, «сорок шесть-один» не имел никаких существенных преимуществ по вооружению и бронезащите над серийно выпускавшимися Т-26 и БТ. Не удивительно, что в качестве ОБТ за такие башли, Т-46-1 оказался на фиг никому не нужен.
Но деньги и время на его разработку были потрачены неприлично большие, а армия, по сути, осталась со своим старьём у «разбитого корыта».
Предчувствуя гнев теряющих терпение заказчиков, Гинзбург в качестве молниеотвода предложил разработать настоящую «вундервафлю» – чисто гусеничный ОБТ массой 18 т с ЦЕМЕНТОВАННОЙ (не производимой ещё в СССР в промышленных количествах!) бронёй 25-30 мм толщиной (эквивалентной 40 мм гомогенной) и с башней от Т-46 (увеличенная версия башни Т-26, в которой можно было установить на выбор хоть 45-, хоть 76,2-мм пушку), но с наклонными стенками.
Поскольку у Гинзбурга тогда «под руками» был «свой свечной заводик» в виде 185-го опытного з-да, на нём начались эксперименты по сварке корпусов (проходили под индексом Т-46-3) из 30-мм цементованной брони, закончившиеся полным провалом. Что не удивительно – опытный танковый заводик это совсем не НИИ металлургии и сварки! (Точно так же провалом закончились и все потуги 185-го ОПЫТНОГО ТАНКОВОГО з-да сделать собственный дизель-мотор).
Тем не менее Гинзбург, бросив возиться со сваркой цементованных бронеплит, продолжил работу сразу в двух направлениях – с корпусом из 30-мм цементованной брони, собираемом на болтах и заклёпках, и сварном корпусе из гомогенных бронеплит толщиной 40-45 мм. Не дожидаясь окончания этих экспериментов, Гинзбург, как истинный «хозяин-барин», подписывает чертежи опытного образца танка Т-46-5, которым он собирался реабилитироваться и осчастливить РККА, не понимая, что даже в случае успеха мероприятия, машина однозначно окажется НЕ технологичной и НЕ приемлемой по стоимости. Но, толстая броня всё простит!
Но это «творчество свободного художника» Гинзбурга, распоряжавшегося КБ и целым опытным заводом сугубо по своему усмотрению, категорически не понравилось руководству РККА в лице вышеназванных Халепского и Тухачевского. «Толстобронные» работы Гинзбурга совершенно не укладывались в текущую «танковую политику». Халепский и Тухачевский традиционно делали ставку на КГ движители, на подвижность танков в ущерб их защищённости (точнее, они считали именно подвижность лучшей защитой танка). А профессиональному «хозяйственнику», заместителю Халепского Бокису, легко было «на пальцах» доказать начальству, что правительство никогда не согласится на ОБТ (массовый танк на замену Т-26, БТ и даже Т-28) весящий 18 т, а скорее всего и поболее! Если уж «картонный», с жалкой 15-мм бронёй, но при этом весящий больше 17 т Т-46-1 «зарубили» как неприемлемо чрезмерный, то каким окажется по весу (и соответственно по цене) танк с клёпаным (жутко не технологичным) корпусом из 30-мм цементованной брони (которую ещё и не выпускают!), и уж тем более сварным корпусом из гомогенной брони в 40-45 мм (чего раньше тоже никто не делал!)? Уж явно не обещанные Гинзбургом 18 тонн! Тем более, что по предыдущему опыту, руководство РККА прекрасно знало, что «Гинзбург и его команда» давно «набили руку» в деле обещать одно, а выдавать совсем другое. Так, вместо 17-тонного Т-28 Гинзбург «осчастливил» армию 25-тонной махиной, а вместо 37-тонного Т-35 – аж 52-тонным чудовищем Т-35А. Т-46 тоже из 10 тонн, обозначенных в изначальном техзадании, и 14-15 т. в ТТЗ на конкретный Т-46-1, «вдруг вырос» до 17,5 т (серийная версия Т-46-1). И это при всё той же 15-мм броне! Так мог ли обещанный Гинзбургом танк с 30- или 40-45-мм бронёй весить 18 т, да ещё и при этом быть приемлемым по стоимости? Шутите? Ни в коем разе!
Т. е. для определявших вектор в развитии нашего танкостроя руководителей РККА нынешняя деятельность Гинзбурга представлялась просто бессмысленным и бессовестным разбазариванием народных средств «на широкую ногу». Поэтому Гинзбург был отстранён от работы распоряжением Тухачевского и попал за свои «толстобронные художества» под следствие. Все работы по Т-46-5 были немедленно прекращены как заведомо бесперспективные.
А потом грянули репрессии и в самой РККА. Тухачевский, а за ним и Халепский с Бокисом, были смещены со своих постов и арестованы (справедливости ради, надо отметить, что занявший ненадолго кресло Халепского Бокис, может и с перепугу, чтоб не загреметь вслед за бывшим начальником, резко сменил взгляды и уверовал, что танки нуждаются не только в скорости, но и в бронезащите).
На том самом 185-ом опытном заводе, КБ которого руководил Гинзбург, начались «разборы полётов» и чистки (аресты вредителей, саботажников и шпиёнов). По свидетельству Горлицкого, арестован был и Гинзбург. Что совершенно не удивительно.
Уж не знаю, чем для «свободного художника» Гинзбурга закончился бы тот арест (его бурная деятельность в развитие официально закрытой темы Т-46, для следователей НКВД, явно балансировала на грани самоуправства и вредительства), но на его счастье, новый глава АБТУ Павлов, воочию наблюдавший, как ПТП, МАПы и даже ККП франкистов, немцев и итальянцев простреливают наши жестяные танки в Испании, очень заинтересовался проектом хорошо защищённого Т-46-5 и по ЕГО распоряжению работы над танком возобновляются. Но теперь танк Т-111 должен был получить броню, обеспечивающую ему абсолютную защиту от всех типов тогдашних ПТП – 60 мм.
Не совсем понятно, где Павлов видел место Т-111 в системе вооружения бронетанковых войск РККА, поскольку «малый танк тяжёлого бронирования» не мог заменить тяжёлый из-за слабости вооружения и низкой проходимости при преодолении заранее подготовленной полосы обороны противника. А стать массовым пехотным он не мог по причине чрезвычайно высокой стоимости. Скорее всего, ему отводилась роль некоего тактического усиления лёгких пехотных танков (тех же Т-26) в операциях, где использование больших и очень дорогих тяжёлых танков прорыва неоправданно (напомню – ведь в то время, новые тяжёлые танки задумывались в виде трёхбашенных монтров весом до 60 тонн!) Но, то, что Т-111 разрабатывался не для каких-то там дурацких опытов, а именно для действующей РККА – несомненно. В тогдашнем СССР вообще никогда ничего не разрабатывали просто так. Все танки, что остались в категории «опытных» – это банальные конструкторские неудачи, которые либо исправлялись в следующих моделях, либо тема просто закрывалась «до лучших времён». И сделанное как-то на полном серьёзе заявление В.П., что КБ 185-го з-да – это «танковый НИИ» который занимался сугубо НИОКРами и никогда не разрабатывал танков, годных для серийного выпуска, ничего кроме гомерического хохота вызывать не может. Да, не разрабатывал, поскольку у него никак не получалось свести в одной модели ТТТ, технологические возможности серийных заводов и приемлемую стоимость. А вот создавалось то КБ именно для разработки новых танков для РККА.
В любом случае, главным положительным моментом в создании Т-111 можно считать относительное освоение технологии сварки танковых корпусов из ГОМОГЕННОЙ брони толщиной 60 мм (именно относительное, поскольку тот же Свирин утверждает, что опытный образец Т-111 имел и заклёпочно-болтовые соединения в таком количестве, что в т. ч. и из-за них танк был признан нетехнологичным, а потому негодным). Но в то время и такая технология ещё оставалась хайтечным «ноу-хау». Как и новая литая башня. Это были принципиально новые технологии, ещё совершенно недоступные для массового производства. Прежде в СССР не использовали броневое литьё танковых башен, а бронедетали толщиной 30, 50 и 70 мм (в танках Т-28 и Т-35А) присоединялись клёпкой.
С благословения Павлова, Т-111 был очень быстро, можно сказать в спешке, спроектирован и построен весной 1938 года. Никаких иллюзий относительно его будущего ни у кого (кроме ещё не знавшего нашей танкоразработческой кухни Павлова!) не было, поскольку «сшитый на скорую руку» из задела по Т-46-1 и первого варианта Т-46-5, танк опять получился «кривым» и бесперспективным – как впрочем, и все поделки «студии свободных художников» Гинзбурга. При массе аж в 32 тонны, он имел трансмиссию от 17,5-т. Т-46-1, которая вообще-то рассчитывалась на машину до 16 т. весом. Хайтечная литая башня оказалась тесной даже для двух танкистов и в неё категорически не влезала трёхдюймовая пушка (что к тому времени уже считалось обязательным). Сблокированная подвеска оказалась неудачной и сложной и для производства и для техобслуживания. К этому ещё можно добавить отсутствие серийного выпуска двигателя, мощность которого, кстати, также подходила для танка массой в 16 тонн, но отнюдь не для 32-тонного монстра, который с трансмиссией и двигателем от 17,5-тонного Т-46-1 развивал скорость всего 31 км/ч – прям как устаревший на всю голову Т-26!
(Т-111 во время испытаний)
Теперь, сугубо вскользь о столь ненавистном для В.П. КВ. Именно вскользь, поскольку КВ – это тема следующего поста.
В.П. то ли не понимает, то ли напрочь игнорирует – новые тяжёлые танки первоначально (как раз во время возни с Т-111) проектировались трёхбашенными, массой до 60 тонн, чуть позже – уже двухбашенными массой до 55 тонн, и они ни при каких обстоятельствах, даже теоретически, не были конкурентами «малому танку тяжёлого бронирования» Т-111.
Утверждать, что в 1938-39 годах программа создания тяжёлых танков «убила» Т-111, то же самое, что придумывать АИ начала 30-х, в которой программа создания Т-35А на корню «убивает» запуск в серию Т-26! Точнее БТ, поскольку БТ и Т-35А выпускал один и тот же ХПЗ. Аналогичный бред.
И главное – к тому времени, когда КВ был принят на вооружение, тема Т-111 уже была давно похоронена. И отнюдь не Павловым!
Но вернёмся к Т-111. Его полигонные испытания продолжались до осени 38 года и в целом были признаны относительно успешными. И хотя двигатель танка задыхался под такой массой, подвеска была крайне неудобной в обслуживании, скорость удовлетворяла только на полигонной полосе препятствий (где танки любого типа двигались сугубо «шагом»), а вооружение изначально считалось неудовлетворительным (заказчик требовал 76,2-мм пушку), по их итогам Павлов настойчиво пытался «пробить» выпуск опытной партии Т-111 в 1939 году для всесторонних войсковых испытаний, в чём ему было отказано. Т. е. тема Т-111 была закрыта ДО принятия КВ на вооружение. Более того! Когда Т-111 уже похоронили, ещё никто не мог сказать, получатся ли у наших разработчиков те самые тяжёлые танки и будут ли они вообще приняты на вооружение! А если и будут приняты, то ещё неизвестно, кто их будет выпускать – ведь для того времени это был привычно эксклюзивный и штучный товар. Павлов на их судьбу, как и на судьбу Т-111, никак повлиять не мог – не тот уровень! Всё, что МОГ, он для Т-111 УЖЕ сделал, а на судьбу какого-то там, ещё только разрабатываемого (одного из трёх конкурирующих проектов!) КВ, он ЕЩЁ в принципе никак влиять не мог.
Да и вообще, на мой взгляд, Павлову в выпуске опытной партии Т-111 отказали правильно. Кто будет эту партию производить? ЛКЗ для выпуска перспективных тяжёлых танков с толстой бронёй ещё нужно было реконструировать. Да и какой уже на фиг Т-111 в 1939-ом году?! Его «поезд» ушёл навсегда ещё в 37-ом, когда Тухачевский с Халепским не смогли по достоинству оценить «вундервафлю-замануху» «выпавшего из доверия» Гинзбурга в виде ещё дико не технологичного толстобронного корпуса, взгромождённого на лишённое колёсного хода шасси 17-тонного Т-46-2! По сути – исходя из имеющихся на тот момент технологий, это был «фальстарт», который ни к чему хорошему привести не мог. Львиная доля корпусов просто уходила бы в брак.
Но даже если бы ту партию с грехом пополам выпустили. Что дальше-то? Как массовый пехотный танк (а с его максимальной скоростью в 31 км/ч и ср. уд. давлением на грунт в 0,9 кг/см.кв. он в маневренные категорически не годился), Т-111 был не состоятелен – слишком слабое вооружение при колоссальном весе (а усиление вооружения утяжелит танк ещё больше) и, соответственно, неприемлемой для массовой пехотной машины стоимости. Плюс отсутствие серийного двигателя, слабая трансмиссия, негодная подвеска и проч. недостатки.
Конечно, можно впадать в демагогию, рассуждая, что из Т-111 ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОГ бы получиться хороший танк (А ведь мог бы и не получиться! И что тогда?!) – но для этого надо (только чур не ржать, ситуёвина-то на самом деле грустная!): другой мотор, другую подвеску, другую башню, другую трансмиссию, другое вооружение и броню не толще 45 мм. И если всем этим всерьёз заняться, то армия, гденить через год-два, получит вовсе не массовый танк поддержки пехоты и тем более не ОБТ (как наивно думает В. П.) а… ещё один А-34/Т-34. С таким же ворохом «детских болезней», которые ещё лечить и лечить. Но эта ниша уже была прочно занята. И, кстати сказать, Т-34 тогда никто не рассматривал ни как танк поддержки пехоты, ни как ОБТ – при своих 26 тоннах он был для этой роли слишком тяжёлым, сложным и дорогим! Это был скорее танк качественного усиления – как Т-28. ОБТ его сделала только ВОВ, начавшаяся раньше, чем промышленность успела освоить массовый выпуск танка, который по массе и стоимости больше подходил на роль ОБТ – я имею в виду, конечно же, Т-50 (и слава Богу, что так произошло, ведь Т-50 имел крайне ограниченный модернизационный ресурс – в отличие от того же Т-34).
В общем и целом можно утверждать: Т-111 оказался в числе «опытных» машин совершенно объективно – никаких перспектив у него на самом деле не было. А вот Павлов этого как раз понимать не хотел! Прекрасно осознавая, что нашим многочисленным «жестяным» Т-26 нужна «нянька», причём в большинстве операций не столь «суровая» как тяжёлый танк, Павлов Т-111 всячески поддерживал.
И было с чего! В то время, когда Павлов внимательно наблюдал за ходом испытаний Т-111 и пытался «пробить» выпуск опытной партии для войсковых испытаний, план модернизации Т-26 выглядел так:
— увеличить мощность двигателя до 105 л.с.;
— усилить подвеску;
— перейти на цементованную броню толщиной 20-22 мм;
— увеличить БК.
Т. е. самый массовый танк РККА по-прежнему оставался НЕ противоснарядным, остро нуждался в «няньке» и не зря в отчёте по испытаниям кое как модернизированного в данном направлении Т-26 (известного как Т-26 обр. 39 г.) значится однозначный вывод: «Т-26 является танком устарелой конструкции. Необходимо срочно разработать достойную замену этой машине».
И, что интересно – пока у Павлова была надежда на «старшего брата» для Т-26 в лице Т-111, все проекты модернизации Т-26 не выходили за рамки определённых тем же Павловым, 25 мм брони для лёгких танков. Но, после того как в 1939 году проект Т-111 похоронили, а тем паче после начала Зимней войны, АБТУ скорректировало ТТТ к лёгкому пехотному танку (формально – очередная модернизация Т-26. По факту – разработка новых танков) уже до 30 мм цементованной брони, двигатель в 130 л.с. и 12,5 т веса, либо 40 мм гомогенной брони, двигатель в 160 л.с. и 14 т массы. Позже эти ТТТ много раз уточнялись и менялись. Под них был спроектирован целый ряд моделей танков. Итог этих работ известен – это новый лёгкий танк Т-50, весивший 14 т при 37-мм цементованной броне. Впрочем, к Т-111 это уже никакого отношения не имеет, да и заказчиком Т-50 был уже отнюдь не Павлов.
Только Павлову НУЖЕН был Т-111. Это танк, возглавляя атаки Т-26, не только мог существенно поспособствовать их успеху, он одним фактом своего наличия ВООБЩЕ хоть как-то оправдывал продолжение выпуска Т-26 и его боевую эксплуатацию в РККА. Согласитесь – без такого усиления на поле боя, Т-26 – братская могилка на троих бравых танкистов. И только.
Помните, при Павлове предполагалось сформировать 12 (чуть позже 15) моторизованных дивизий? Вот и представьте себе такую дивизию, в структуре которой в дополнение к танкам Т-26 имеется хотя бы один батальон усиления в виде Т-111. Возможно, Павлов мечтал именно об этом. Но, его мечта не сбылась. В выпуске Т-111 ему было отказано.
А вот пришедшему на смену Павлову Федоренко Т-111 уже был в принципе не нужен – тот просто умело провёл маркетинговую кампанию, доказав правительству, что поскольку Т-34 дорогой и сложный, армии нужен не модернизированный старый и даже не новый пехотный танк (работы над которыми велись при Павлове), а небольшой, но при этом хорошо защищённый и быстроходный ОБТ, обеспечив тем самый ТТТ к разработке нового малого танка с противоснарядной бронёй (будущего Т-50), который, теоретически, уже вообще в «няньках» не нуждался.
(Танк Т-50. То, что не удалось Павлову – получить небольшой, но хорошо защищённый танк в помощь, либо вместо Т-26, который промышленность сможет выпускать массово, удалось его преемнику Федоренко. Но времена и технологии уже были другие).
Кстати, вспомнилось тут… Доказать, что Павлов благоволил к Т-111, очень просто ещё одним моментиком. Когда Павлов уже перестал быть начальником ГАБТУ, ему, как опытному танковому командиру, назначенному командующим ЗОВО, поручили проработку вопроса ввода в прорыв новоформируемых мехкорпусов (против которых Павлов возражал, ещё только став главой АБТУ). В этом документе Павлов определил одной из задач тяжёлых танков КВ «дорасчистку», вслед за артподготовкой, поля боя от уцелевших средств ПТО и хорошо защищённых огневых точек противника, с тем, чтоб танки более лёгких классов при поддержке пехоты могли успешно выполнять поставленные боевые задачи. Это очевидно именно то, что по его логике от 1937-38-39 г.г., должны были делать толстобронные Т-111, возглавляя «жестяные»Т-26!
И что интересно (и одновременно косвенно поддерживает мою версию) – эта теория ко времени доклада Павлова уже УСТАРЕЛА! Новые перспективные танки, что Т-34, что Т-50 сами несли противоснарядную броню и в толстобронном «лидере-защитнике» в принципе уже не нуждались!