Еще одна интересная статья из жж коллеги Харитонова.
Какими они были, индейские цивилизации доколумбовой Америки – инки, ацтеки, майя? Если вы зададите этот вопрос своим знакомым, многие ответят – «жестокими», имея в виду массовые человеческие жертвоприношения у этих народов. На втором месте наверняка будут характеристики «древние» и «загадочные» – но с этим потом, а пока разберемся с жестокостью.
Действительно, в государствах как Южной, так и Центральной Америки до прихода европейцев жертвоприношения были широко распространенным явлением. Особенно на этом поприще (инки и майя были поскромнее) отличились ацтеки – их хроники описывают, как для сооружения главного храма было принесено в жертву около 84 400 пленников за четыре дня. Число это вызывает некоторые сомнения: непонятно, как и где городское население в 120 000 человек смогло наловить, разместить и удержать от бунта такое число пленников, а главное, каким образом Ауицотль умудрился, как утверждается, принести их в жертву собственноручно – если даже считать, что он не прерывался на сон, еду и пописать, то, чтобы принести в жертву такое количество народу в течение четырех суток, он должен был убивать по человеку каждые четыре секунды, и не просто ведь ножом тыкать, а каждого вскрыть, достать сердце и предложить его Солнцу. Многие историки считают, что реальное количество жертв на том празднике не могло превышать трех тысяч, а в хронике количество смертей завышено в пропагандистских целях.
Возведение главного храма – экстраординарное событие, что же касается повседневной жизни, то миссионеры-францисканцы подробно описывали (постфактум, разумеется) жертвоприношения, которые у ацтеков совершались на восемнадцати религиозных праздниках в течение года. Каждому богу требовался определенный тип жертвы: молодую девушку раз в год убивали для Шилонен, болезненных мальчиков жертвовали Тлалоку, говорящих на науатле пленников – Уицилопочтли, а ацтека-добровольца – Тескатлипоке. В целом получалось где-то от 300 до 600 жертв в год, однако общего согласия по поводу реальных цифр нет: Кортес, прибыв в Теночтитлан, запретил языческие обряды, поэтому сами испанцы вживую этих жертвоприношений не видели. Сохранились их изображения в камне и настенных росписях и ритуальные предметы, использовавшиеся в обрядах, и они, как и археологические свидетельства, не подтверждают проведения когда-либо праздников с десятками тысяч жертв.
Для сравнения – в крупнейших за всю историю древнеримских гладиаторских боях, устроенных в 107 году Траяном и продолжавшихся 123 дня, на арене сражалось около 10 000 человек, а за 55 лет до этого в разовой наумахии на Фуцинском озере, по словам Тацита, участвовали 19 000 гладиаторов.
При этом следует учесть, что если для индейцев праздники с жертвоприношениями были в первую очередь необходимостью – человеческие душа-сердце и душа-кровь, по их мнению, были нужны для того, чтобы мир не рухнул – то для римлян периода империи гладиаторские бои были, скорее, массовым развлечением; да и раньше, будучи в куда большей степени религиозным действом – тоже жертвоприношениями! – преследовали более меркантильные цели: не сохранить мир от разрушения, а насытить души предков. Жертвы сами колбасили друг друга. Но вот ведь какая штука – прародительницу современной Западной цивилизации, Древнеримскую, никто не называет жестокой. Римляне «цивилизованные», «просвещенные», «благородные», на худой конец «рабовладельцы» или – периода упадка – «развращенные роскошью», но не «мрачные» и не «кровавые».
Христианская цивилизация, надо сказать, недалеко ушла: Константин, конечно, запретил гладиаторские бои, но не столько из человеколюбия, сколько как языческое действо – связь между ними и поминками никогда не забывалась, официально они до конца именовались «mumus» («обязанность», долг живых по отношению к умершим). В отношении же, скажем, жестокости казней преступников (и использования их в качестве народного развлечения) ничего не изменилось.
Если же говорить о культовых убийствах у христиан, то в Испании только при Торквемаде – с 1481 по 1498 год – и только инквизицией, то есть по той же, по большому счету, причине, что и у ацтеков с римлянами – из религиозных (официально) соображений – было сожжено на костре около 8800 человек и около 6500 чучел или портретов тех, кто избежал казни, бежав или не дожив до конца следствия (спалили бы и этих, да не срослось). При этом инквизицию в Кастилии народ любил, а Торквемада до самой смерти пользовался всеобщим почетом и уважением. Цифры, конечно, поскромнее, чем в примерах с Ауицотлем и Траяном (зато повнушительнее, чем статистика ацтекских будней), но я тут не собираюсь составлять топ-30 самых ужасных цивилизаций и утверждать, что конкистадоры были бóльшими или меньшими зверюгами, чем завоеванные ими индейцы. И те, и другие были отнюдь не мармеладными феями, однако ж – я к чему это всё – знание об ужасах испанской инквизиции не отвлекает нас от сюжета, когда мы в пятый раз смотрим «Собаку на сене». А желая узнать о римском праве и достижениях древнеримской архитектуры, мы читаем именно о римском праве и достижениях оной архитектуры, а не о законах-древней-жестокой-империи и мрачном-зодчестве-отражающем-нравы-любителей-кровавой-потехи.
У нас же речь пойдет об инках…