Призраки «Неба». Проекты истребителя Suzukaze 20 и палубного бомбардировщика Mitsubishi-Payen Pa.400. Япония
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Гонка за призраком скорости. Один мотор — хорошо, а два — лучше».
Когда разведка союзников в японском журнале обнаружила рисунок Suzukaze 20, это не было похоже ни на что до сих пор увиденное из японских авиаконструкций. Несмотря на радикальный внешний вид, было высказано мнение, что Suzukaze 20 является подлинным самолетом и с ним возможна встреча в бою. Как оказалось самолет оказался вымышленным и потому Suzukaze 20 был удален из публикаций, посвященных идентификации и кодировке японских самолетов. Однако разведка союзников возможно не была осведомлена о вполне реальном прототипе вымышленного Suzukaze 20.
В то время из-за относительной сложности в получении информации о японских военных объектах разведывательные службы полагались на различные публикации, такие как газеты и журналы, как на средство сбора данных о японской военной машине. В апреле 1941 года японский журнал Sora (空 — небо) опубликовал ряд иллюстраций различных самолетов в рубрике «Мечты будущих конструкторов». В число избранных иллюстраций вошел Suzukaze (涼風 — прохладный бриз) 20. 25 декабря 1941 года американский журнал «Flight» представил Suzukaze 20 наряду с тремя другими самолетами: Nakajima AT27 (кодовое обозначение Gus), Mitsubishi T.K.4 Type 0 (кодовое обозначение Frank, затем Harry) и T.K.19 (кодовое обозначение Joe)*. Suzukaze 20 получил кодовое обозначение Omar.
Рисунок самолета Suzukaze 20 изображал одноместный истребитель с поразительной особенностью перехода кабины в выполненное в форме треугольника вертикальное оперение. Еще одной примечательной особенностью было использование двух расположенных друг за другом радиальных*** двигателей, вращавших винты противоположного вращения. Вооружение было тяжелым и состояло из установленных в крыле четырех пушек. Скорость была указана 769 км/ч, вес с полной нагрузкой 2858 кг, площадь крыла 13,37 м².
Suzukaze 20
Когда война затянулась стало очевидно, что Suzukaze 20, наряду с другими тремя изображенными вместе с ним самолетами, были фантазией и, таким образом, все четверо были удалены из посвященных японским самолетам разведывательных информационных сообщений. Последний из них был удален в июне 1943 года. Несмотря на то, что Suzukaze 20 являлся вымышленным самолетом, в нем было зерно правды, проросшее, возможно, в сознании художника, нарисовавшего Suzukaze 20. возможно этим зерном были работы французского авиаконструктора Никола Ролана Пайе (Nicholas Roland Payen).
модель Suzukaze 20
Пайе родился во Франции в 1914 году и в раннем возрасте стал интересоваться авиацией. К 1930-ым годам он начал сосредотачиваться на использовании дельтавидных крыльев. а также схемы утка и оживальных аэродинамических поверхностей. На протяжении всей своей жизни Пайе спроектировал большое количество самолетов различных конфигураций, но, несмотря на плодовитый характер его исследований, до конца Второй Мировой войны были построены только два. Оба использовали конфигурацию Flechair Пайе (английское сокращение avion Heche или «самолет-стрела»), которая состояла из оснащенного элеронами трапециевидного переднего крыла и заднего треугольного крыла, на котором были установлены горизонтальные поверхности управления. Поскольку у Пайе было немного собственных средств на финансирование собственных проектов, ему приходилось полагаться на свое умение заинтересовать людей, чтобы получить доступ к материалам, времени работы аэродинамической трубы и другим ресурсам, чтобы построить свой самолет.
Несомненно, характер его проектов делал трудными попытки продажи более консервативной авиационной промышленности. Payen Pa.100 Fleche Volante («Flying Arrow» — летающая стрела) был его первым построенным самолетом. Payen Pa.100 предназначался для участия в гонках на кубок Дейтш де-ля-Мерт (Coupe Deutsch de la Meurthe). Пайе планировал взять на время 180-сильный двигатель Regnier R6, но позже двигатель был возвращен. Тогда он захотел приобрести больший двигатель: 380-сильный семицилиндровый радиальный Gnome-Rhone 7KD Titan Major, но он был слишком большим для Pa. 100. Пайе вынужден был искать пожертвования, которые он впрочем получил, и перестраивать Pa.100 под двигатель 7KD, создав тем самым Pa.101. К сожалению для Пайе Pa.101 не оправдал ожиданий. Он поднялся в воздух 17 апреля 1935 года, но 27 апреля во время жёсткой посадки сломал левую стойку шасси, в результате аварии огонь вспыхнул, уничтожив значительную часть Pa.101. В результате пережитой аварии страхование авиаперелета было отменено и Пайе отправился на завод Bloch строить макет истребителя Pa.112,использовавшего тандемную установку в фюзеляже двух 150-сильных двигателей Salmson. Начало Второй Мировой войны показало незаинтересованность французских военных в этом проекте.
Вторым самолетом был Pa.22, являвшийся испытательным стендом для предложенного Пайе истребителя Pa.112. Первоначально он должен был оснащаться прямоточным воздушно-реактивным двигателем, но, поскольку такой мотор не был доступен, Пайе заменил его 180-сильным двигателем Regnier R6. Пайе построил Pa.22 в 1939 году и позднее, 12 июня 1940 года, самолет был захвачен вторгнувшимися во Францию немцами. Германцы, демонстрируя определенный интерес к разработке, 18 октября 1941 года провели испытательный полет. В ходе полета было обнаружена необходимость модификации самолета для исправления плохой продольной устойчивости. Самолет был отправлен в Рехлин и после сделанных регулировок расположения кабины и переделки вертикального оперения летом 1942 года Pa.22 поднялся в воздух. После ряда коротких полетов самолет был разрушен во время вынужденной посадки. Pa.22 был возвращен во Францию для ремонта и, следовательно, был заброшен немцами.
До начала войны во Франции японские гражданский персонал и военнослужащие изучили и рассмотрели достижения французской авиации для их возможного использования Японией. такая практика продолжалась с 1919 года, когда в Японию были приглашены инструкторы французской военной авиации обучать еще неоперившиеся кадры японской армейской авиации. Французы также привезли некоторые из последних самолетов, которые имела в наличии их страна. Это обучение наладило длившиеся в течение многих лет связи между Японией и Францией и именно благодаря этим связям японцы узнали о работах Пайе.
схемы Pa.400
В 1938 году Пайе получил от Мицубиси письмо, выражающее интерес к его проектам, особенно к часто используемому дельтавидному крылу. Была проведена встреча между Пайе с одном стороны и представителями IJN капитаном 2 ранга (中佐 — commander) Кошино и капитаном 3 ранга (少佐 — lieutenant-commander)** Сумикавой с другой. На встрече речь шла о Pa.112: представителей IJN интересовала возможность адаптации проекта Flechair в палубный двухместный легкий бомбардировщик. Спецификации требовали, чтобы самолет мог взлетать с земли и с палубного пространства длиной 80 м, имел дальность по крайней мере 800 км, мог нести 800 кг торпеду или бомбу и был оснащен 180 кг вооружения.
схемы Pa.400
Пайе взял спецификации и выполнил исследование с целью удовлетворения требований IJN. Проект был назван Payen-Mitsubishi Pa.400. В нем были использованы расположенные друг за другом два радиальных 670-сильных двигателя, приводящих в движение два винта противоположного вращения. В дополнение к способности нести торпеду в качестве вооружения в носу самолета устанавливалась стреляющая через втулку винта пушка, также была предложена установка в заднее крыло и хвост двух пулеметов. Продолжительность полета с максимальной скоростью 580 км/ч должна была составить 11-12 часов. В отличие от его других проектов Flechair Pa.400 использовал ступенчатое расположение крыльев (у более ранних проектов крылья располагались на одном уровне друг с другом). Исследование было рассмотрено и Пайе был запрошен японскими властями с целью получения разрешения французского правительства на экспорт технической документации по Pa.400. Это позволило бы японцам провести дальнейшее развитие проекта Pa.400 у себя на родине. Разрешение, подписанное главой кабинета министерства авиации, было предоставлено 28 сентября 1938 года. Однако в связи с угрозой войны на горизонте Пайе решил не посылать в Японию запрашиваемые документы, и, как оказалось, японцы не преследовали эту цель. Что бы там ни было, японцы, казалось, потеряли интерес к Pa.400.
Pa.400 показан в цветах и с отметками, использовавимися торпедоносцем-бомбардировщиком Nakajima B5N2 (кодовое обозначение союзников Kate), пилотировавшимся старшиной 1-й статьи (一等兵曹 — Petty Officer 1st Class) Тосио Такахаси, взлетевшим с авианосца «Хирю» во время атаки на Перл-Харбор
Почему японцы проявили интерес к Pa.112 и Pa.400 и затем отказались от них на грани получения технической информации? Было несколько факторов, которые, возможно, стали известны японцам после дальнейшего рассмотрения первоначального исследования разработанного Пайе Pa.400. Первым было то, что японские радиальные двигатели того времени не имели достаточной мощности и не были нужного размера, чтобы быть вписанными в фюзеляж Pa.400. Таким образом, японцам пришлось бы либо разработать и изготовить новый радиальный двигатель, либо адаптировать Pa.400 к уже имеющимся японским двигателям вне зависимости от того радиальные они или нет. Более актуальной проблемой являлось использование тандема радиальных двигателей. Для того, чтобы такой аппарат стал работоспособным требовался значительный инженерный подвиг, и такие проекты достигшие стадии прототипа были чрезвычайно редкими. Еще одним фактором был плохой обзор пилота, обусловленный расположением кабины пилота слишком близко к хвосту. Посадка на таком самолете в лучшие времена бросала вызов пилоту, не говоря уже о приземлении на перемещающийся и подвижный авианосец. Заднее крыло и длинный нос серьезно затруднявшие обзор вниз и по сторонам, серьезное требование к маневренности в воздушном бою и относительно корокий размах крыла Pa.400 не предполагали хорошей маневренности, столь излюбленной японскими пилотами и конструкторами. Кроме того, японцы, возможно, узнали, что Pa.101 имел несовершенную конструкцию и что французские военные не обратили никакого внимания на проект Пайе, из чего сделали заключение, что проект не представляет никакой ценности и в Pa.400 не должно быть никакой заинтересованности. Наконец, возможно радикальный проект Pa.400 вынудил более консервативных должностных лиц IJN заставить Мицубиси сосредоточить усилия на более обычных проектах самолетов.
художественное представление Pa.400
И в заключение о Suzukaze 20. Фотография, возможно Pa.101, появилась в Японии в печатном документе в конце 1930-х годов. Подпись к фотографии гласила «Новая модель французской марки Пей-янь 266. Самолет Не-му 400 л.с.». «Пен-ян» было фонетическим написанием на японском языке фамилии Пайе, в то время как «Но-му» было фонетическим написанием для слова Gnome. Как она попала в Японию является темой спекуляций, но существуют две преобладающие теории. По одной из них Пайе, пытаясь получить средства для своих разработок, предоставил ее в распоряжение направлялвшемуся в Японию французскому дипломату для получения наилучшей цены от японской промышленности. По второй версии фотография была передана Пайе представителям IJN в ходе обсуждения проекта Pa.400.
художественное представление Pa.400
Фотография и, возможно, другие источники (самолет Пайе был представлен в таких публикациях как апрельская публикация 1935 года Билла Барнса «Воздушное путешествие» (Bill Barnes «Air Adventurer») сыграли свою роль в появлении Suzukaze 20. Сходство с проектами Пайе не может быть проигнорировано. С одной стороны в Suzukaze 20 использовалась тандемная установка двух радиальных двигателей, приводящих в движение винты противоположного вращения. Также в Suzukaze 20 кабина была вписана в дельтавидное вертикальное оперение — еще одна черта, характерная для проектов Пайе Pa.100/Pa.101 и Pa.22. Художник, вероятно, удалил заднее трекгольное крыло и передвинул переднее крыло назад, увеличив при этом площадь, поскольку его форма напоминала Pa.400. Также горизонтальное оперение Suzukaze 20 имело дельтавидную форму, возможно, в качестве намека на Pa.101. Однако, действительно ли художник брал проекты Пайе за основу Suzukaze 20 никогда не станет известным.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Pa.400
Современники: Horton Ho X (Германия), Messerschmitt P.1106 (Германия), Lippisch P.13a (Германия), Butler-Edwards «Steam Dart» (Великобритания), Scroggs «Dart» (США)
Тип: легкий палубный бомбардировщик
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два Gnome-Rhone 14 M4/5 радиальных*** двигателя, развивающих 670-680 л.с. каждый; приводящих в движение два трехлопастных винта противоположного вращения
Размеры:
размах крыла 6,58 м
длина 10,00 м
высота 2,68 м
площадь крыла 25,00 м²
Вес:
пустого 2179 кг
с полной нагрузкой 5860 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 4950 метров 570 км/ч
максимальная скорость на одном моторе на высоте 4950 метров 447 км/ч
посадочная скорость 89 км/ч
продолжительность полета 12-14 часов
время подъема на высоту 5000 метров 5 мин 30 сек
практический потолок 4950 м
Емкость топливных баков: 618 л
Вооружение: пять пулеметов: по два в каждой консоли и один в хвостовом оперении, одна пушка, стреляющая через втулку винта; торпеда или 800 кг бомб
Развитие: нет. Suzukaze 20 был вымышленным самолетом, в то время как Pa.400 остался только проектом.
- * — статьи об этих проектах появятся позднее
- ** — в тексте статьи указано captain of the corvette — в флоте США ему соответствует lieutenant-commander (少佐)
- *** — так в тексте
источники:
- Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945»
- схемы с Pa.400 взяты с http://modelarchives.free.fr/Bestiaire/Payen_P400_P/index.html
- скрины с Pa.400 взяты с http://forums.x-plane.org/index.php?app=downloads&showfile=15478