Прибрежные гидросамолеты-разведчики Rogožarski SIM-XIV-H. Югославия. Часть 2
Содержание:
Гидросамолеты SIM-XIV-H в апрельской войне 1941 года
В начале конфликта – 6 апреля 1941 года –авиация югославских ВМС располагала шестнадцатью гидросамолетами SIM-XIV-H, из которых четырнадцать входили в состав боевых эскадрилий. В состав 3-го командования гидроавиации, Кумбор, входили 2-я эскадрилья гидросамолетов (5 машин) и 11-я эскадрилья, в которой было только два гидросамолета. 2-е командование гидроавиации, Дивулье, располагало 5-й эскадрильей гидроавиации (5 машин) и 15-й эскадрильей (2 машины). В составе учебной эскадрильи, Дивулье, находились прототип (№151) и один серийный самолет.
Непосредственно перед началом военных действий 5-я эскадрилья была переведена на остров Муртер. Одновременно в Которском заливе с базы мирного времени на его другую сторону к деревне Кртол (Krtol) у города Тиват, Черногория.
В кратковременном конфликте 5-я эскадрилья гидроавиации, замаскированная в районе средней Адриатики, не принимала боевых действий и уже 8 апреля была обнаружена итальянскими ВВС. Итальянцы незамедлительно отреагировали, и во время налета, который повторился на следующий день, эскадрилья была практически полностью уничтожена. Только два гидросамолета SIM-XIV-H в течение 24 часов были частично отремонтированы и смогли перелететь в Которский залив, где они присоединились к 1-й эскадрилье в Кртоле.
Таким образом, в боевых действиях принимали участие гидросамолеты SIM-XIV-H из 1-й эскадрильи и две машины из 11-й эскадрильи. Их деятельность заключалась в выполнении разведывательных полетов вдоль южного побережья Адриатического моря от границы с Албанией в устье реки Бояны до острова Корчула; полеты выполнялись во второй половине дня. В первой половине дня в том же районе патрулировали поплавковые гидросамолёты Dornier Do 22 из состава 20-й эскадрильи. В первый день войны три гидросамолета SIM-XIV-H сопровождали конвой боевых кораблей, шедших из Цавтата (к югу от Дубровника) в Которский залив, который должен был обеспечить лучшую защиту от налетов авиации противника. Один «большой SIM» обеспечивал воздушное прикрытие миноносца «Ястреб», поставившего минную банку перед городом Будва, Черногория. Во время этой скоротечной войны гидросамолеты SIM-XIV-H выполнили одиннадцать боевых задач. С одной стороны, это не так много, но больше, чем активность боевых кораблей.
Перелеты на сторону союзников после капитуляции
Когда утром 15 апреля подразделения в Которском заливе узнали о капитуляции королевской Югославии, несколько экипажей решили продолжить борьбу на стороне союзников. Это означало необходимость лететь в Грецию через территорию и воды, контролируемые враждебной фашистской Италией. 16 апреля четыре гидросамолета SIM-XIV-H отправились в полет. Погода была очень плохой. Был сильный южный ветер, море было штормовым, а темные низкие облака и дождь ухудшали даже плохую видимость. Первым из Кртола вылетел гидросамолет SIM-XIV-H (№155), на борту которого находились четыре офицера. После долгого полета, когда греческое побережье уже было видно, пилот, который только что вылетел из облаков, обнаружил, что летит над вражеским конвоем. Итальянские боевые корабли открыли мощный зенитный огонь, и югославская машина загорелась. Однако пилоту удалось совершить посадку на море, и волны унесли гидросамолет к греческому острову Паксос. На его побережье экипаж уничтожил самолет и нашел пристанище у греческой семьи. За этим последовали две недели полных страданий странствий через Афины на юг Греции, где 29 апреля весь экипаж – после неудачной попытки эвакуироваться на Крит – был захвачен немцами.
Однако одиссея летчиков не закончилась. Попавшие в плен к немцам югославы были доставлены в Пирей, где были посажены на конфискованный греческий пароход «Елена Канавариоти» и вместе с сотнями других пленников были отправлены на север в Салоники. Однако до порта пароход не дошел: он напоролся на мину и затонул вместе с большим количеством военнопленных. Но экипажу югославского гидросамолета повезло. Хорошие пловцы спаслись, но их увезли в лагерь пленных в Германии, где югославы были вынуждены провести почти четыре года до конца войны.
Гидросамолет SIM-XIV-H (№157) также вылетел из Кртола 16 апреля 1941 года и после двухчасового полета приземлился на острове Кефалония. На следующий день он вылетел в Патры, где присоединился к другому югославскому гидросамолету – Dornier Do 22. Вместе они перелетели через Крит в расположенный недалеко от Александрии Абукир, где была основана югославская база морской авиации. В начале 1942 года гидросамолет SIM-XIV-H был уничтожен песчаной бурей.
Третий гидросамолет SIM-XIV-H (№153) также вылетел 16 апреля из деревни Роза (Rose), расположенной у выхода из Которского залива. Его полет был несчастливым и скоро закончившимся. Сразу после старта у самолета отказал один двигатель, и машина рухнула в море. Из трех членов экипажа один погиб, но остальных двух удалось спасти.
Последний из четырех гидросамолетов SIM-XIV-H (№169) вылетел из Розы сразу за №153, но когда экипаж заметил катастрофу третьей машины, он приводнился, чтобы спасти своих сослуживцев. На следующий день экипаж попытался перелететь в Грецию на старой машине – одномоторном трехместном поплавковом гидросамолете Heinkel Не 8. Погода стала еще хуже, видимость еще более уменьшалась, и поэтому через час полета экипаж вернулся к Розе.
Таким образом, из семи гидросамолетов SIM-XIV-H, которые на момент капитуляции находились в Которском заливе, удалось улететь к союзникам только на одном.
Судьба остальных машин
После капитуляции и полного распада югославского королевства итальянцы захватили в общей сложности восемь гидросамолетов SIM-XIV-H: шесть в Которском заливе и два в Дивулье.
Все они были в хорошем состоянии, равно как и другие гидросамолеты, которые были обнаружены на этих двух не подвергшихся ударам базах. Объяснение, почему гидросамолеты не были уничтожены и находились в хорошем состоянии, выходит за рамки статьи. По-видимому, основная причина заключалась в том, что в военно-морском флоте королевской Югославии служили – как среди офицеров, так и среди младшего командного состава – почти исключительно хорваты. Спустя несколько дней после объявления о создании т.н. Независимого Хорватского государства и из-за незнания всех обстоятельств моряки-хорваты в своем первоначальном энтузиазме добросовестно хотели сохранить всё, что можно, для своей будущей страны. Как показали последующие события, их ожидания были крайне оптимистичными, и реальность быстро их разочаровала. Итальянцы заняли все побережье Адриатического моря и большую его часть присоединили к Италии. Обе базы находились на присоединенной территории. Новые хозяева авиабаз после оценки добычи сочли SIM-XIV-H очень полезными для собственных нужд, в частности для сопровождения морских конвоев. Последняя поставленная машина – SIM-XIV-H (№169), которая лишь несколько месяцев назад покинула сборочный цех, – 29 июня 1941 года перелетела в испытательный центр Винья-ди-Валле, тогда как остальные семь были постепенно доставлены на базу Орбетелло (Orbetello), где была расположена школа для подготовки наблюдателей для самолетов морской авиации.
В Орбетелло SIM-XIV-H были включены в состав 3-й эскадрильи, оснащенной гидросамолетами Caproni Ca-316. На фюзеляжи «больших SIM» была нанесена аббревиатура ORB (т.е. Orbetello) и порядковый номер в эскадрилье. Есть информация, что один их гидросамолетов SIM-XIV-H носил обозначение Ro-43 и, следовательно, не входил в состав учебной эскадрильи, в которой на весну 1943 года числилось 11 машин, в том числе пять SIM-XIV-H. К этому времени только один гидросамолет SIM-XIV-H (есть информация, что два) были пригодны к полетам; пилотом этой машины был командир школы. В то время как в июне 1943 года школа была перебазирована в
«тихое и спокойное»
место: расположенный на истринском побережье город Порториж (Portorož), Словения, машина командира школы осталась в Орбетелло, где она после капитуляции Италии в сентябре 1943 года была захвачена немцами. На этом следы данного гидросамолета SIM-XIV-H теряются.
Из гидросамолетов SIM-XIV-H, находившихся в руках итальянцев, была потеряна только одна машина – прототип №151; еще один самолет (№158) во время эксплуатации получил небольшие повреждения. Прототип разбился 16 октября 1941 года под Орбетелло, и весь экипаж погиб. Истинная причина аварии так и не была официально установлена.
Во время эксплуатации этих современных югославских гидросамолетов в итальянской морской авиации были внесены некоторые незначительные изменения, в частности установлены фотокамеры в нижней передней части фюзеляжа. На итальянской службе с машинами данного типа произошло одно интересное событие: во время испытаний гидросамолета SIM-XIV-H (№169) на базе Винья-ди-Валле были продемонстрированы лучшие показатели, чем во время более ранних испытаний на базе югославской военно-морской авиации в Дивулье: максимальная скорость составила 260 км/ч, крейсерская скорость – 190 км/ч.
В 1944 году история этого элегантного двухмоторного поплавкового гидросамолета была завершена. В сентябре 1943 года сразу после капитуляции Италии немцы заняли Ортебелло и Порториж, однако какая-либо информация о дальнейшем использовании найденных там гидросамолетов SIM-XIV-H отсутствует.
Техническое описание
SIM-XIV-H был двухмоторным низкопланом с крылом цельнодеревянной конструкции. В качестве обшивки крыла использовались фанера; исключение составляли законцовки, покрытые пропитанным полотном. Серийные гидросамолеты получили свободнонесущее крыло, в то время как у прототипа крыло дополнительно крепилось двумя парами подкосов, шедших к верхним лонжеронам фюзеляжа. Силовой набор фюзеляжа изготовлен из профилированных труб из хромомолибденовой стали. Передняя часть фюзеляжа покрывалась фанерой, тогда как задняя – толстым полотном. Передняя часть фюзеляжа была обильно покрыта органическим стеклом.
Кабина пилота была оснащена самым современным оборудованием для выполнения ночных и слепых полетов. Кабина наблюдателя, расположенная в крайней носовой части фюзеляжа, была отделена от кабины пилота. На свое рабочее место наблюдатель попадал через отдельное отверстие в верхней передней части корпуса, которое в полете закрывалось люком из органического стекла. Наблюдатель управлял бомбовым прицелом и бомбосбрасывателем. В кабине за пилотом сидел радист, который также выполнял задачи стрелка. Между собой члены экипажа общались с помощью интеркома, внешняя связь осуществлялась с помощью радиостанции Telefunken. Топливные баки были размещены в фюзеляже между сиденьями пилота и стрелка-радиста. Стабилизатор и киль имели цельнодеревянную конструкцию, рули высоты и направления были покрыты полотном. Поплавки были изготовлены компанией EDO из алюминиевого сплава, их внутреннее пространство было разделено водонепроницаемыми переборками.
Силовая установка состояла из двух восьмицилиндровых рядных двигателей воздушного охлаждения Argus As 10С, которые были изготовлены в Германии, развивали мощность по 240 л.с. (176 кВт) и приводили во вращение деревянные двухлопастные винты фиксированного шага конструкции инженера Милутиновича. Такая силовая установка была использована на прототипе и на т.н. нулевой серии (машины с номерами с 152 по 157). На машинах следующей (и последней завершенной) производственной серии были установлены более мощные 270-сильные (199 кВт) с кратковременным форсажем до 280 л.с. (206 кВт) двигатели, вращавшие двухлопастные металлические винты изменяемого в полете шага Argus-Schwartz. Во время эксплуатации гидросамолеты нулевой серии были модернизированы до ровня первой серии.
Вооружение, которое было установлено только после окончательной сборки в Дивулье, состояло из двух пулеметов и одной большой (100 кг) или двух малых (50 кг) противолодочных бомб. Держатели для этих бомб были изготовлены в мастерских военно-морской авиабазы в Кумборе (вблизи от Эрцегны в Которском заливе) по проекту инженер-капитана Милана Милутиновича. Задний 7,92-мм пулемет FN-Browning, которым управлял стрелок-радист, устанавливался на лафет, изготовленный в технических мастерских авиабазы в Дивулье и фактически скопированный с турели немецкого поплавкового гидросамолета Dornier Do 22, двенадцать экземпляров которого были приобретены для бомбардировочной эскадрильи авиации югославских ВМС. Носовой пулемет, которым управлял наблюдатель, был подвижным, установленным в вилкообразном захвате. Поскольку первоначально запланированный немецкий прицел Goerz оказался неподходящим, то кабина наблюдателя была оснащена отечественным бомбардировочным прицелом ViRo (Vizer-Rovšek), который обычно использовался армейскими ВВС. Для атак на малых высотах вновь использовался отечественный прицел Brilet.
Фюзеляж имел светло-голубую окраску, характерную для югославских боевых самолетов; опознавательные знаки наносились на верхние и нижние поверхности крыла, руль направления выкрашивался горизонтальными полосами в цвета национального флага. Учетные номера – начиная с 151 – наносились еще на авиазаводе; номер наносился черной краской, крупными цифрами на борта фюзеляжа и малыми – на руле направления.
Рукопись капитана Владимира Исаича (Vladimir Isaič) была переведена и отредактирована инженером Р. Грегером (R. Greger).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Рогожарски SIM-XIV-H
Назначение: прибрежный патрульный гидросамолет и гидросамолет-разведчик
Статус: малосерийное производство
Компания-производитель: Прва српска фабрика аероплана Живојин Рогожарски А. Д., Белград
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: два восьмицилиндровых рядных двигателя воздушного охлаждения Argus As-10c, развивавших мощность по 270 л.с. (199 кВт) и вращавших двухлопастные металлические винты изменяемого в полете шага Argus-Schwartz
Размеры:
размах крыла 15,20 м
длина 11,20 м
высота 4,48 м
площадь крыла 37,56 м²
Масса:
пустого 2235 кг
вооружения 415 кг
взлетная 3355 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 242 км/ч
• на высоте 2000 метров 228 км/ч
крейсерская скорость 180 км/ч
минимальная эволютивная скорость 92,5 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 4 мин 30 сек
• 2000 метров 11 мин 30 сек
практический потолок 4330 м
дальность полета 840 км
тактическая дальность 240 км
продолжительность полета 5 ч
Вооружение:
стрелковое – два 7,92 мм пулемета
бомбовое – одна 100 кг бомба или две 50 кг бомбы
источник: VLADIMIR ISAIČ, fregatní kapitán v.v. «POBŘEŽNÍ HLÍDKOVÝ LETOUN „SIM-XIV-H“» // Letectvi+Kosmonautika 19-1996, стр.26-27/1226-1227