Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
По итогам проектирования линкоров для замены «Фусо» и «Конго» японские кораблестроители убедились, что в пределах ограничений Вашингтонского договора невозможно создать корабль, который существенно превосходил бы линкоры противника. Оставалось только одно – начать работы над кораблём значительно больших размеров. Именно из сверхсекретного проекта, получившего условное обозначение А-140, в дальнейшем родились линкоры типа «Ямато».
Проекты 20-х годов
Можно сказать, что линкор «Ямато» ведёт своё происхождение от линейных крейсеров типа «Акаги». Четыре таких корабля («Акаги», «Амаги», «Атаго» и «Такао») были заложены на верфях в Иокосука, Куре, Кобе и Нагасаки в декабре 1920 и ноябре-декабре 1921 годов. При нормальном водоизмещении в 42 000 т они должны были развивать скорость в 30 узлов, иметь пояс в 254 мм, десять 410-мм пушек в пяти башнях, шестнадцать 140-мм противоминных орудий в казематах и дополнительно – по четыре 120-мм универсальных орудия, а также по четыре двухтрубных 610-мм торпедных аппарата.
Вместе с двумя линкорами типа «Нагато» и двумя – типа «Кага» эти корабли должны были составить первую половину программы строительства нового линейного флота «восемь на восемь». Оставалось построить ещё четыре линкора («Кии», «Овари», №11 и №12), а также четыре линейных крейсера, которые получили обозначения №13, №14, №15 и №16.
Эскизные проекты «номерных» кораблей обозначались литерами от «А» до «М». Например, линейные крейсера «D» и «H» имели скорость 30 узлов и вооружались двенадцатью 410-мм орудиями. Первый имел нормальное водоизмещение 52 700 т и шесть двухорудийных башен, второй – 50 600 т и три четырёхорудийные башни. Оба корабля также несли по шестнадцать 140-мм противоминных орудий в казематах. Линкор №13 с 460-мм орудиями обозначался литерой «К», проект «L» оснащался десятью, а проект «M» – двенадцатью такими орудиями.
Следует заметить, что параллельно использовалась совершенно иная система обозначений – литеры «A» и «B», к каждой из которых полагался набор буквенно-цифровых индексов. Индекс «А» в ней означал линейные корабли, «B» – линейные крейсера. Так, линейный крейсер «Акаги» носил индекс B-64 и вырос из проекта B-58, имевшего всего восемь 356-мм орудий. При этом проект B-65 уже являлся тяжёлым «суперкрейсером», разрабатывавшимся в конце 30-х годов (аналогом американской «Аляски» или советского «Кронштадта»).
ИП | КОЛ-ВО | ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ НОРМАЛЬНОЕ (ПОЛНОЕ), Т | ДЛИНА ПО ВАТЕРЛИНИИ (М) | МАШИНЫ (Л. С.) = СКОРОСТЬ (УЗЛОВ) | ГК (КОЛ-ВО*ММ) | ПМК (140 ММ) | УК | БРОНЯ (ПОЯС/ПАЛУБА/БАШНИ) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ЛК «НАГАТО» | 2 | 33 250 (34 660) | 213,3 | 80 000 = 26,7 | 8*410 | 20 | 4*80 | 300/76/356 |
ЛК «КАГА» | 2 | 39 120 (44 910) | 231,7 | 91 000 = 26,5 | 10*410 | 20 | 4*80 | 280/100/280 |
ЛК «КИИ» | 4 | 43 300 | 150,1 | 131 200 = 29,75 | 10*410 | 16 | 4*127 | 292/115/280 |
ЛКР «АКАГИ» | 4 | 41 900 (47 750) | 250 | 131 200 = 30 | 10*410 | 16 | 4*120 | 254/?/280 |
ЛКР «№ 13» | 4 | 48 300 | 274,1 | 150 200 = 30 | 8*460 | 16 | 4*120 | 330/127/280 |
Из-за Вашингтонского соглашения, ограничивавшего стандартное водоизмещение линкоров, строительство «Атаго» и «Такао» было приостановлено, а «Акаги» и «Амаги» предполагалось переоборудовать в авианосцы. Линейные крейсера №13–16 так и не были заложены, хотя проектные работы над ними продолжались до конца 20-х годов. Затем японцы попытались переключиться на проектирование кораблей в пределах, обозначенных международными соглашениями – так появились проекты для замены уже устаревших линкоров «Фусо» и «Конго», оснащённые 410-мм орудиями. Эти корабли так и не были начаты постройкой, но по итогам их проектирования японское морское руководство пришло к выводу, что никакие ухищрения не дадут возможности создать в пределах договорных лимитов корабль, который явно превосходил бы своих «одноклассников» (в первую очередь – американских) по вооружению и бронированию.
Проект А-140
Лондонское соглашение 1930 года продлевало «линкорные каникулы» до 31 декабря 1936 года, поэтому работы над дальнейшими проектами были отложены. Японцы прекрасно понимали, что как только они выйдут из договора, то же самое сделают и Соединённые Штаты. Но у Штатов существовало ограничение – их корабли должны были проходить Панамский канал, то есть, иметь ширину не более 32 м. Японские же проектировщики были ограничены лишь одним параметром – глубиной существовавших гаваней (12 м). Поэтому было решено строить корабли большой ширины с практически прямоугольным миделем, что позволило бы ограничить осадку десятью-двенадцатью метрами. Кроме всего прочего, такая конструкция позволяла наиболее рационально разместить оружие и механизмы в цитадели и добиться максимально возможной толщины поясной брони.
В 1934 году Япония в знак протеста против санкций Лиги Наций (наложенных за аннексию Маньчжурии) вышла из Лиги и одновременно – из комплекса военно-морских договоров. Одновременно три конструктора – опальный Хирага, полуопальный Фудзимото и его мало кому известный приятель Эдзаки – получили задание на предварительный проект нового линейного корабля, не скованного никакими ограничениями, кроме максимального калибра (460 мм). Первые такие орудия арсенал в Куре изготовил и испытал уже в 1933 году под покровом глубокой секретности. Противоминный калибр корабля должен был состоять из двенадцати 155-мм орудий в строенных башнях или восьми 200-мм орудий – в спаренных.
Три проектировщика подготовили свои предварительные варианты к концу лета 1934 года, а официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование было выдано Морскому техническому департаменту в октябре. Согласно ему, главный калибр линкора должен был составлять не менее восьми 460-мм орудий, средний – четыре башни по три 155-мм или два 200-мм орудия, максимальная скорость – 30 узлов, дальность хода – 8000 миль на 18 узлах, зона свободного маневрирования под снарядами «вероятного противника» – от 20 до 35 км.
Работы велись при столь строгой секретности, что даже документация между Морским Генеральным штабом (МГШ) и Морским Техническим департаментом (МТД) проходила не по обычным каналам, а через неофициального посредника – вышеупомянутого Ивакити Эдзаки (девять лет спустя он стал последним начальником 4-го отдела МТД). Видимо, этим и объясняется крайняя бедность информации о предварительных вариантах корабля.
В 1935 году, после смерти Фудзимото, главным разработчиком проекта стал начальник 4-й секции МТД Кейдзи Фукуда, к тому времени уже произведённый в вице-адмиралы, а его консультантом – Юдзуру Хирага. Интересно, что ещё 7 сентября 1929 года Хирага предложил проект линейного корабля с уменьшенным стандартным водоизмещением в 62 000 т (нормальное – 65 000 т), вооружённого девятью 460-мм орудиями, расположенными как у британского «Нельсона» – в трёх башнях в носу. Дошедший до наших дней карандашный набросок этого проекта крайне похож на известную схему проекта А-140-А от 1 апреля 1935 года, принципиально отличаясь лишь расположением изогнутой назад трубы (между стоек мачты, как на «эрзац-Конго») и артиллерией среднего калибра: девять 200-мм орудий в трёх башнях вместо двенадцати 155-мм в четырёх.
Всего за 1935 год было рассмотрено 23 варианта проекта А-140 – для каждого из них создавалась масштабная модель, испытывавшаяся в опытовом бассейне (всего таких моделей было более полусотни). Ставилась задача обеспечить кораблю защиту от снарядов своего калибра (460 мм) на дистанции от 20 до 30 км (примерно от 110 до 160 каб) при скорости от 26 до 30 узлов и водоизмещении, не слишком выходящем за 60 000 т.
Все корабли несли по двенадцать спаренных 25-мм зенитных автоматов и имели раздельный вспомогательный калибр: девять-двенадцать 155-мм противоминных орудий в трёхорудийных башнях и по шесть 127-мм универсальных спаренных установок. Лишь на самом первом варианте в качестве противоминного калибра предлагалось устанавливать 200-мм орудия. Силовая установка в большинстве вариантов предполагалась комбинированная, турбинно-дизельная для обеспечения максимальной дальности плавания экономическим ходом.
Основным внешним отличием проектов было число орудий и расположение башен. Количество 460-мм стволов колебалось от 8 до 12, но на большинстве вариантов составляло 9 (в трёх трёхорудийных башнях). Как правило, все такие башни размещались в носу (по типу английского линкора «Нельсон»), чтобы максимально сократить длину броневой цитадели, соответственно усилив её защиту. При этом существовали и девятиорудийные варианты с расположением одной башни в корме.
Имелось и несколько вариантов с восемью орудиями в двухорудийных башнях с традиционным расположением: по две в носу и в корме. Это позволяло снизить водоизмещение до 50 000–54 000 т – при этом бронирование также приходилось ослабить, и теперь она гарантировала защиту только от 410-мм орудий на тех же дистанциях. Выяснилось, что при обеспечении защиты от 460-мм снарядов водоизмещение заметно выйдет за 60 000 т, а для достижения 30-узловой скорости потребуется мощность машин в 200 000 л. с. (при этом водоизмещение приблизится к 70 000 т).
Наконец, рассматривались два варианта с десятью и двенадцатью 460-мм орудиями (в первом случае возвышенные башни были двухорудийными), но выяснилось, что для увеличения количества орудий тоже потребуется серьёзно ослабить броневую защиту.
Вскоре выявилось ещё одно ограничение: японская промышленность не могла производить паровые турбины мощностью свыше 35 000–37 000 л. с. Поэтому мощность в 200 000 л. с. при четырёх валах, на которую ориентировались проектировщики, оказалась недостижимой. В итоге суммарная мощность машин на всех проектах, последовавших за A-140-A, не превышала 145 000 л. с.
В итоге была принята традиционная схема вооружения – две башни в носу, одна в корме. Ограничения по мощности машин заставили отказаться от попыток создать линейный крейсер и остановиться на конфигурации «быстроходного линкора» с водоизмещением порядка 65 000 т, скоростью в пределах 27–28 узлов и 460-мм артиллерией. Зона свободного маневрирования корабля под снарядами такого же калибра должна была располагаться на дистанции от 20 до 30 км (110–160 каб). Так родился проект «Ямато».
«Ямато» и его варианты
Тем временем Морское министерство начало разработку новой кораблестроительной программы, в рамках которой должны были строиться суперлинкоры проекта А-140. Её предварительные наброски были сделаны в 1-м управлении МГШ ещё в 1934 году одновременно с заказом на проектирование новых кораблей. 3 июня 1936 года МГШ представил морскому министру расчёты, по которым до 1945 года в строй должны были войти четыре суперлинкора стандартным водоизмещением около 60 000 т. Первые два из них предполагалось строить по 3-й программе замещения флота (другой перевод – «3-я программа завершения военных приготовлений флота») с 1937 по 1941 год, следующие два – по 4-й программе на 1939–1945 годы. Ровно через месяц морской министр вице-адмирал Осами Нагано подал 3-ю программу на утверждение кабинета министров, а в конце декабря правительство представило её парламенту.
Пятилетний бюджет программы (806,5 млн иен) был окончательно утверждён японским парламентом 31 марта 1937 года. Интересно, что из соображений секретности водоизмещение линкоров в нём указывалось «договорное» (35 000 т, а стоимость была занижена путём включения в программу фиктивных кораблей – трёх эсминцев и одной подлодки).
Сама сметная стоимость линкоров типа «Ямато» до сих пор вызывает споры у историков, поскольку в разных источниках указываются различные цифры, отличающиеся как друг от друга, так и от результатов косвенных подсчётов. Наименьшую сумму приводит крупнейший специалист по японскому флоту Эрик Лакруа – 98 млн иен официальная (по бюджетной программе) и 108 млн фактическая. Японские источники указывают фактическую стоимость кораблей в 130–140 млн иен и выше, но уже на более поздний срок. Евгений Пинак («Арсенал-Коллекция», 2012 №2) приводит таблицу расчётной стоимости «Ямато» от 19 июля 1941 года (из сметы по 5-й программе замещения флота), по которой линкор вообще должен был стоить 281,5 млн иен, однако есть подозрение, что на самом деле это стоимость обоих кораблей первой серии.
Для сравнения, два корабля второй серии («Синано» и №111) в 1939 году оценивались в 153 млн иен каждый. Но следует учитывать, что на изменение цены влияли два диаметрально противоположных фактора. С одной стороны, каждый последующий корабль серии всегда обходится дешевле предыдущего, с другой – текущая стоимость постройки постоянно растёт вследствие инфляции, а в предвоенной Японии (как и в предвоенном СССР) её темпы были довольно велики. С третьей стороны, корпуса кораблей (чуть менее половины общей стоимости) изготовлялись на частных верфях, а вооружение, бронирование и машинно-котельная установка – на казённых заводах. Последние не закладывали маржу в стоимость своей продукции, зато могли перераспределять эту стоимость за счёт других заказов, как это практиковалось в СССР. В целом можно считать, что «Синано» стоил не дороже «Ямато», но вряд ли был намного дешевле.
В итоге было заказано четыре корабля этого типа: по «3-й программе замещения флота» – «Ямато», «Мусаси»; по четвёртой (1939 года) – «Синано» (линкор №110) и не получивший названия линкор №111. Последний был заложен в Куре 7 ноября 1940 года, и его постройка прекращена в декабре 1941 года на стадии второго днища в 30%-й готовности корпуса. По «5-й программе замещения флота» 1942 года планировалась постройка пятого корабля этого типа, обозначенного как №797, но решение о его закладке было отменено ещё до выдачи заказа.
Характеристики последних трёх кораблей (включая «Синано») должны были несколько отличаться от характеристик «Ямато» и «Мусаси». Обычно считается, что они имели уменьшенную на 10–20 мм толщину брони (пояс – 400 мм, палуба – 190 мм, барбеты башен ГК – 630 мм), но увеличенную дальность хода. Однако после войны американцы исследовали недоделанную башню, предназначавшуюся для «Синано», и обнаружили, что толщина её лба составляет 660 мм – на 10 мм больше, чем у «Ямато». Количество 155-мм башен уменьшалось до двух, зато универсальная артиллерия заменялась десятью спаренными стабилизированными 100-мм установками. По одним данным, они были аналогичны башням эсминцев типа «Акицуки», по другим – представляли собой не башни, а закрытые палубные установки модели «А» модификации 3 без нижней подачи боезапаса.
Военно-морские исследователи Гарцке и Дулин выделяют линкор №797 в отдельный тип, именуя его «Улучшенный №110» – число спаренных 100-мм установок на нём увеличивалось до двенадцати, вдобавок, они уже действительно были башенными, с нижней подачей боезапаса. По другим данным, которые приводит Ю. В. Апальков, на корабле проекта 110 должно было стоять двадцать таких установок, при этом 155-мм орудия отсутствовали. Как бы то ни было, ни средств, ни времени на строительство этого корабля у Японии уже не оставалось…
Литература
- Ю. В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918–8.1945 гг. Справочник. СПб.: Галея-Принт, 1997
- Е. Пинак. Проектирование суперлинкоров японского флота // Арсенал-Коллекция, 2012, №2
- С. Виноградов. Восточная легенда // Наваль, 1992, №2
- Siegfried Breyer: Schlachtschiffe und Schlachtkreuzer 1905–1970, Pawlak Verlag, 1970
- W. Garzke, R. Dulin. Battleships: Axis and Neutral Battleships in World War II. Annapolis, Naval Institute Press, 1985
- Katarzyna Barbara Kwiatkowska, Miroslaw Zbignew Skwiot. Geneza budowy japonskih pancernicow typu Yamato // Morze, Statki i Okrety, 2006 №1