Предшественник самого фантастического танка СССР, Объекта 279. Тяжёлый танк Объект 726
Пожалуй, все любители бронетанковой техники видели или слыхали об одном из самых фантастических проектов послевоенного СССР – Объекте 279. Несмотря на то, что данная машина была создана в 50-е годы, даже сегодня она выглядит как гость из будущего. Однако мало кто знает, что у этого фантастического проекта был предтеча – Объект 726. И о нём речь пойдёт ниже.
Содержание:
История создания
Ещё в 40-е годы, сразу после окончания войны, рассматривалось возможное сотрудничество между ОКБТ ЛКЗ и ВНИИ-100 над проектом нового экспериментального тяжелого танка, предложенного Л.С. Трояновым. Проведение полномасштабных исследований по данному проекту позволило установить, насколько целесообразно использование новой ходовой части, состоящей из 4-х гусеничных лент, в будущем танкостроении, а также как такие боевые машины могут быть применены для специальных действий в различных районах страны, таких как крайний север или пустыни.
Такая конструкции тяжелого танка с высокой проходимостью, была предложена Л.С. Трояновым еще в 1947-1948 годах в эскизном проекте танка «Объект 726». В этом проекте была использована вся доступная габаритная ширина машины для размещения низкого четырехгусеничного движителя. Преимущества такой компоновочной схемы заключаются в том, что использование всей ширины гусениц позволяет равномерно распределить нагрузку на грунт и установить нужное количество опорных катков, что в результате снижает среднее удельное давление на грунт, улучшает проходимость и предотвращает возможность застревания машины.
Четыре гусеницы также повышают живучесть танков. Теперь в случае повреждения одной из гусеничных лент, машина может продолжить движение на оставшихся и сохранить управляемость. Компоновочная схема с продольными балками позволяла установить низкую ходовую часть и использовать промежутки между лентами, как хранилище топлива, что также повышает защищённость и уменьшает общую высоту машины.
Кроме того, благодаря особенностям конструкции, такой как отсутствие тыльной ниши в башне с боеприпасами и размещению боекомплекта в менее уязвимых местах, новый танк имеет лучшую защищённость и более широкое боевое отделение.
Для дальнейшей проверки проходимости и маневренности, в 1952 году был создан экспериментальный танк с четырехгусеничной ходовой частью. В результате сравнительных испытаний с серийными танками Т-54 и Т-10 в 1953 году были продемонстрированы явные преимущества нового танка в подвижности. Эскизные проработки и макеты различных вариантов были представлены в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения.
Кроме создание тяжелого танка с высокой проходимостью, другой целью проекта было создание и других специальных гусеничных машин на его базе, предназначенных для использования в труднопроходимых районах крайнего севера. Однако, требовались дополнительные исследования и испытания для полной оценки эффективности и возможных областей применения нового танка.
Конструкция машины
Как было описано выше, корпус танка был размещен над ходовой частью и имел плоскую форму с загнутой боковой и лобовой частью. Он изготавливался при помощи сварки. А бронеплиты в лобовой части имели большой угол наклона, что должно было увеличить бронестойкость. Вес опытной машины составлял 48 тонн, а экипаж состоял из четырех человек. Уникальное расположение корпуса над ходовой частью позволяло расширить боевой отсек.
Вооружение
В качестве основного вооружения предлагалось использовать только что разработанное 122-мм нарезное танковое орудие М62-Т2А, представляющее собой дальнейшим развитием знаменитого советского танкового орудия Второй Мировой Д-25. Эта пушка стала результатом работы конструкторского бюро завода под номером 172. Главным отличием от Д-25Т установленных на танках ИС-2 и ИС-3, было наличие эжектора а так же более эффективный дульный тормоз новой конструкции.
Ударно-спусковой механизм работает на гальвано-ударном принципе. Спуск может осуществляться с помощью спускового механизма на ограждении орудия или с помощью электроспускового механизма, кнопка которого располагалась на пульте прицела Т2С. В целях предотвращения несанкционированного спуска, на правой стороне ограждения орудия установлен блокировочный механизм, снимаемый при повороте рукоятки привода блокировки.
Ствольная группа закреплялась в цельнолитой люльке обойменного типа. В нижней части люльки располагались цилиндры противооткатной системы: цилиндр накатника справа и цилиндр тормоза отката слева. Максимальный откат составляет 550 мм. Наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью секторного подъёмника. Орудие М62-Т2А оснащено стабилизатором «Ливень».
Силовая установка и трансмиссия
На танке установлен четырехтактный, V-образный, 12-цилиндровый дизельный двигатель B-11-НЦ с жидкостным охлаждением, мощностью 478 кВт (650 л.с.). Двигатель комплектовался центробежным турбонагнетателем.
На машине использовалась планетарная коробка передач с механизмом поворота типа «ЗК», которая была заимствована у тяжёлого танка Т-10. Для удобства размещения и снижения центра тяжести, все шесть топливных баков, вместимостью 950 литров, были извлечены из корпуса и установлены под днищем в пустотах между элементами гусеничного движетеля.
Ходовая часть танка
На опытном танке была установлена специально разработанная индивидуальная пучковая торсионная подвеска, которая являлась ключевым элементом ходовой части. В каждом из 24 узлов подвески присутствовало 19 одинаковых по размеру торсионов. Главным элементом подвески был центральный торсион.
Для обеспечения оптимальной проходимости, и унификации машины, опорные катки и гусеницы были заимствованы у тяжелого танка ИС-3.
Прототип машины успешно справлялся с преодолением рвов шириной до 3 метров и подъемов со степенью наклона до 40 градусов. При этом среднее давление, создаваемое машиной на грунт, не превышало 47 килопаскалей (0,48 килограмма на квадратный сантиметр). Такие показатели гарантировали минимальное воздействие на окружающую среду и высокую проходимость на вязких грунтах тундры.
Высокая мощность и оптимальная конфигурация трансмиссии позволяла машине развивать максимальную скорость до 40 километров в час. Что давало возможность иметь высокие показатели манёвренности и проходимости.
Судьба танка
Не смотря на то что разные элементы танка прошли испытания, сам танк в металле так и не родился. Связано это было с высокой сложностью и как следствие стоимостью машины, а также ограниченной необходимостью в таких танках. Другими словами, ради сотни или ещё меньшей серии, огород городить посчитали неразумным. Так как на крайнем севере сосредотачивать большую бронетанковую группировку никто не планировал. Считалось что, в плане обороны, эти области более-менее спокойны и какие-либо масштабные боевые действия на этих территориях считались маловероятными.
Источники:
https://thedailybouncebackup.wordpress.com/2018/05/30/world-of-tanks-supertest-object-726-incoming/