Советские танки внесли основную лепту в нашу победу в Великой Отечественной войне. И победа ковалась всего на 6-и основных заводах. Ниже вы найдёте обзор этих предприятий.
В СССР танки выпускались на следующих заводах:
- Завод №183;
- Нижнетагильский вагоностроительный завод;
- Кировский завод (Челябинский Кировский завод);
- Завод №112 «Красное Сормово»;
- Уральский завод тяжелого машиностроения;
- Завод № 174. Сталинградский тракторный завод.
Содержание:
Завод №183
Самым крупным производителем танков в период войны стал расположенный в Нижнем Тагиле завод №183. Этот завод по своим производственным мощностям занимал третье место в наркомате, уступая только таким гигантам, как Кировский завод и знаменитый УЗТМ (Уральский завод тяжелого машиностроения). Важнейшие статистические сведения об этом заводе приведены в таблице. Завод был создан в результате объединения Уральского вагоностроительного завода и завода №183, эвакуированного в октябре-ноябре 1941 г. из Харькова. Свою первую продукцию завод дал уже в декабре 1941 года, а в марте перекрыл довоенный уровень.
Директором завода за исключением короткого периода в начале 1942 года был Ю. Е. Максарёв, опытный танкостроитель и талантливый организатор производства. Он родился 28 июля 1902 года в г. Порт-Артуре в семье офицера. Учился в 1912–1917 годах в кадетском корпусе. В 1920–1921 гг. служил в РККА. Член ВКП(б) с 1921 года. В 1921–24 годах учился в Петроградском политехническом институте, в 1924–30 – в Ленинградском технологическом. С 1929 года работал на заводе «Красный Путиловец». Начав с должности мастера, он доходит до начальника танкового цеха. В 1938 году Максарёва назначают директором Харьковского паровозостроительного завода № 183. В начале 1942 года Максарёва за слишком медленное восстановление производства снимают с должности директора, и он некоторое время работает главным инженером, но вскоре вновь возвращается на прежнее место. Максарёв активно внедрял на заводе новые технологии производства, такие как автоматическая сварка и использование автоматических станков, по его инициативе сборка Т-34 была поставлена на конвейер. За свои заслуги Максарёв награжден звездой Героя Социалистического Труда, семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова первой степени, орденом Кутузова второй степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени.
Как и многие другие заводы НКТП, завод №183 имел собственное металлургическое производство, плавил сталь, изготовлял стальные и чугунные отливки. В 1941 году завод выплавил 1,8 % от общесоюзной выплавки стали, а в 1944 году — даже 2,4 %. Литейное производство завода №183 имело самые высокие объемы среди всех предприятий наркомата. Благодаря развитому литейному и штамповочному производствам завод широко использовал высокопроизводительные технологии и был пионером в снижении трудоёмкости и материалоёмкости танка. Трудоёмкость танка Т-34 на заводе № 183 в течение всей войны была самой низкой среди предприятий НКТП. Завод считался самым передовым предприятием танкостроения с точки зрения эффективности организации производства. КБ завода, руководимое главным конструктором А. А. Морозовым, было главным центром по совершенствованию конструкции и модернизации танка Т-34. Большинство нововведений в этой области разрабатывалось и апробировалось именно на заводе № 183.
Завод №183 представлял собой комбинат, соединявший много разнообразных производств. Помимо непосредственной сборки танка, завод производил большую часть его деталей, бронекорпуса и литые башни. Кроме того, на заводе производились запчасти (в 1944 году завод произвел запчастей к танкам на 78,5 миллионов рублей). Завод производил бронекорпуса Ил-2, бронедетали для других самолетов, корпуса для авиабомб, детали реактивных снарядов и даже… передки для 122-миллиметровой гаубицы и 76-мм полковой пушки. Завод №183 был наиболее независим от внешних поставок во всей системе НКТП. От других заводов НКТП он получал дизели В-2 и электрооборудование. От заводов Наркомата вооружения — вооружение танка, от заводов Наркомата черной металлургии — прокат, в том числе бронелист. Основными поставщиками завода были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. Другой важной деталью, от поступления которой всегда сильно зависело танковое производство, были подшипники. До войны их поставляли 1-й и 2-й ГПЗ в Москве, эвакуированные затем в Куйбышев, Саратов и Томск.
Свою ведущую роль в танкостроении завод сохранил и после войны. Благодаря своим размерам он даже попал в книгу рекордов Гиннеса как самый большой военный завод в мире.
Кировский завод
Кировский завод занимал первое место в наркомате по количеству работающих и по числу станков. Располагал завод и значительным парком кузнечно-прессового оборудования. Основные статистические данные о заводе приведены в таблице.
Кировский завод в Челябинске был создан на основе эвакуированной части ленинградского Кировского завода и Челябинского тракторного завода. Помимо оборудования с ленинградского Кировского завода, в Челябинск попала также значительная часть завода №75 из Харькова, завод «Красный пролетарий» и завод № 7 (шлифовальных станков). Так появился знаменитый «Танкоград». Судя по тому, что именно в Челябинске первоначально создавались органы Центрального управления наркомата, именно на «Танкоград» возлагало руководство НКТП свои основные надежды.
Большим влиянием и известностью пользовался директор Кировского завода И. М. Зальцман. С июля 1942 года по июнь 1943 года он был наркомом танковой промышленности, а заводом руководили сначала С. Н. Махонин, затем А. А. Горегляд, и, наконец, М. Е. Длугач. Летом 1943 года И. М. Зальцман вновь стал директором завода. К Зальцману, как человеку и руководителю, можно предъявлять много претензий, но одного у него отнять было нельзя – он превосходно умел организовывать производство.
Первоначально предполагалось, что Кировский завод будет производить только тяжелые танки КВ. Но в 1942 году выяснилось, что армия больше нуждается в Т-34, а КВ по своим характеристикам не вполне отвечает её требованиям. Поэтому завод начал параллельно с КВ производить средние танки. Раздробление усилий завода на одновременное производство двух типов танков отрицательно сказывалось на эффективности использования оборудования и рабочей силы. Следовало не сокращать производство тяжелых танков, а, раз прежний вариант перестал удовлетворять военных, создавать новый и наращивать его производство. Так в конечном итоге и поступили в 1943 году, создав тяжелый танк ИС. Но сохранение вплоть до второго квартала 1944 года выпуска Т-34 отрицательно сказывалось на поступлении в армию нужных ей тяжелых танков. Одновременно в 1943 году завод начал производство тяжелых самоходок СУ-152, вооружённых 152-миллиметровым орудием, способным пробить броню любого немецкого танка и разрушить любой ДЗОТ или ДОТ. Позже вместо этих самоходок начали производиться ИСУ-152 и ИСУ-122 на базе танка ИС.
Кировский завод, именуемый иногда «Комбинатом тяжелых танков», сочетал в своих стенах разнообразное производство. Он осуществлял сборку танков, производил к ним большой ассортимент деталей, почти не нуждаясь в кооперированных поставках, а также производил танковые дизели, занимая первое место в НКТП по объему этой важной продукции. Доля завода в дизельном производстве наркомата достигала двух третей. Дизели Кировского завода ставились не только на танки собственного выпуска, но и на танки других заводов. Все производимые дизели были различными модификациями дизеля В-2. Также Кировский завод производил запчасти к танкам (на сумму 545 тыс. руб. в 1944 г.), литье для 76-мм снарядов и 120-мм мин, детали реактивных снарядов. Завод не изготовлял корпуса для тяжелых танков, производство которых для него вёл завод № 200.
Опытное производство на заводе было организовано в цехе ОП-2. В 1942 году этот цех был выделен из состава завода и превращен в завод № 100, в состав которого также вошел бывший опытно-тракторный завод и завод им. Молотова. Возглавил новое предприятие Ж. Я. Котин. Производственная база завода № 100 позволяла изготавливать практически любые детали танков.
Завод №112 «Красное Сормово»
Это предприятие, известное также как Сормовский завод, находилось в городе Горький. До войны оно относилось к наркомату судостроения. В 1941 году директором завода был Д. В. Михалев, а главным инженером — Г. И. Кузьмин. С 1942 года директором завода стал Е. Э. Рубинчик.
Е. Э. Рубинчик родился в 1903 году. В 1922 году вступил в ВКП (б). В 1929 году окончил Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова. Затем в 1927–1938 гг. занимал ряд партийных постов. С 1941 года – директор Коломенского машиностроительного завода. С 1942 года – директор завода №112. Награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Кутузова первой степени, орденом Отечественной войны первой степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов. Главный металлург завода №112 Н. Н. Смеляков дал Рубинчику такую характеристику:
«Его энергия, огромная трудоспособность, колоссальная память, преданность делу, умение заставить всех работать в нужном направлении, изменить стиль работы, выполнять задание при любых трудностях были весьма полезны заводу».
Но одновременно он не сумел удержаться от довольно двусмысленного комментария:
«Все эти достоинства с лихвой покрывали его недостаточное знание конкретной технологии, конструкции и иных тонкостей инженерной науки».
Завод располагал солидным парком оборудования, имел 4 прокатных стана расчетной производительностью 88 900 тонн проката в год. В действительности такой производительности никогда не достигалось. В 1942 году прокатали 61 тысячу тонн проката, в 1943 году – 63,8 тысячи тонн, в 1944 году – 64,7 тысяч тонн, а в 1 полугодии 1945 года – 31,4 тысячи тонн. Завод играл заметную роль в металлургическом производстве СССР. В 1942 году его производство проката составило 1,5 % от общесоюзного.
Это был один из немногих заводов наркомата, не переживший катастрофы эвакуации. Не имея опыта производства танков, как у завода №183, и располагая средним, по масштабам НКТП, парком оборудования, он всё же внёс весомый вклад в производство танков. В конце 1941 – начале 1942 годов из-за нехватки дизельных двигателей на танки производства завода №112 устанавливали карбюраторный мотор М-17. Помимо танков завод производил корпуса Т-34, отливал башни для Т-34, выпускал запчасти (в 1944 году на 25,1 млн. руб.), обрабатывал корпуса 76-мм снарядов, изготовлял детали к авиабомбам, собирал реактивные снаряды и т. д. Не забывал он и свое прежнее занятие – производство подводных лодок.
В течение всей войны, особенно в 1941 году, завод №112 испытывал большие трудности, связанные с нехваткой некоторых видов необходимого для танкового производства оборудования. По этой причине он сильно зависел от кооперированных поставок, которые часто, особенно в первый период войны, срывались. Продукция завода долгое время считалась низкокачественной, И. В. Сталин в 1943 году даже назвал танки завода №112 в письме В. А. Малышеву
«сормовским уродом, на котором боятся воевать наши танкисты».
Впрочем, нарком танковой промышленности внял совету вождя и нашел способ улучшить качество машины. С 1944 года негативные отзывы о танке завода № 112 исчезают.
Уральский завод тяжелого машиностроения
Четвёртым по количеству произведённых танков и САУ среди предприятий НКТП являлся Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ). Первоначально завод выпускал только корпуса для танков Т-34. 28 июня 1942 года заводу постановлением ГКО поручили наладить у себя выпуск танков Т-34. Тогда же для помощи в производстве танков к УЗТМ был присоединён завод №37. Правда, в 1943 году этот завод был вновь выведен из его состава.
Директором завода в период войны был Б. Г. Музруков (1904–1979), один из выдающихся деятелей советской оборонной промышленности. Он окончил Ленинградский технологический институт в 1929 году. Работал после этого инженером Кировского завода, а затем — его главным металлургом. В 1938 году вступил в ВКП (б). В 1939 году стал директором УЗТМ. Б. Г. Музруков награжден двумя звёздами Героя Социалистического труда, четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Кутузова первой степени, орденом Отечественной войны первой степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени. Работники завода вспоминают о своём директоре как об исключительно заботливом и внимательном к нуждам людей руководителе. В будущем Музруков сыграет большую роль в развитии советской атомной промышленности.
В советской литературе утверждалось, что УЗТМ перешел к выпуску танков по инициативе рабочих и парторганизации завода. Однако сомнительно, чтобы руководство парторганизации, а тем более рядовые рабочие, могли оценить возможности завода с точки зрения организации такого сложного производства, с которым большинство из них было знакомо только через изготовление бронекорпусов.
Во второй половине 1942 года завод наладил сначала производство танков Т-34, а затем и самоходных орудий СУ-122. Отличительной чертой Т-34 выпуска УЗТМ стала оригинальная штампованная башня. Эта технология оказалась излишне ресурсоёмкой и в целом не оправдала себя. Её использование было вызвано нехваткой оборудования для крупного литья. Постепенно завод сосредотачивается исключительно на производстве средних самоходных орудий, прекратив производство танков. Это позволяет избежать «узкого места» в башенном производстве. В 1943 году завод прекратил производство СУ-122, предназначенной для борьбы с ДОТами, ДЗОТами и противотанковыми орудиями, и полностью переключился на противотанковые САУ. В 1944 году он освоил производство противотанковых самоходок СУ-100, которые очень высоко ценились нашими войсками за низкий силуэт и мощную пушку.
УЗТМ соединял в себе множество разнообразных производств. Помимо танков и САУ, на заводе в годы войны производили металлургическое оборудование, заготовки к артиллерийским орудиям, в том числе, к танковым пушкам Д-5 и Д-25, гаубице М-30, заготовки к дизелю В-2, авиабомбы, реактивные снаряды. УЗТМ имел самое мощное сталелитейное производство из всех заводов НКТП и первенствовал среди заводов НКТП по выплавке стали. В 1942 году выплавка стали на заводе составляла 2 % от общесоюзного производства.
Завод №174
Танковый завод № 174 в Омске возник благодаря слиянию нескольких предприятий: ленинградского завода №174, Ворошиловского паровозостроительного и Омского паровозоремонтного заводов. Ленинградский завод № 174 занимал в 30-е годы ведущее положение в танкостроении благодаря простому и хорошо освоенному танку Т-26. Но Омский завод во время войны не смог занять аналогичное место. Его станочный парк и число рабочих на новом месте в Омске были по меркам НКТП относительно небольшими, а технология производства считалась наименее эффективной. Нарком Малышев открыто называл завод отсталым.
В 1941 еще в Ленинграде завод произвел 102 Т-26 и 48 Т-50. В 1942 году от Т-50, которых выпустили 15 штук, окончательно отказались Завод начал осваивать производство Т-34, которые выпускал до конца войны. Помимо выпуска танков завод занимался также производством бронекорпусов, запчастей к танкам (в 1944 году на сумму 19,7 млн. рублей), 122-мм снарядов и деталей к реактивным снарядам.
Как показывает таблица, в 1942 году парк станков и оборудования завода существенно возрос, очевидно, благодаря продолжавшемуся вывозу имущества из Ленинграда. В 1944–1945 годах он, напротив, сократился, что, видимо, связано с возвращением части оборудования на восстанавливаемые заводы. Директором завода с 1942 года был К. Е. Задорожный, бывший директор СТЗ.
Сталинградский тракторный завод
В первый период войны важное место в системе предприятий НКТП занимал Сталинградский тракторный завод (СТЗ). 1 января 1942 года это был гигант, располагавший 2968 металлорежущими станками, на котором трудились 15 464 рабочих и служащих. Зимой 1941/1942 годов он стал основным производителем Т-34 в СССР, пока завод № 183 боролся с последствиями эвакуации. В 1941 году завод произвел 1256 танков, а в 1942 — 2520. Директором завода с сентября по ноябрь 1941 года был А. А. Горегляд, а с ноября 1941 года до гибели завода — К. А. Задорожный.
Эвакуация этого завода прошла исключительно неудачно. Решение об её начале запоздало, и завод продолжал выпускать танки вплоть до начала боев на его территории. Организованную эвакуацию произвести не удалось. Значительная часть рабочих погибла в боях за город.
После освобождения Сталинграда на заводе начались восстановительные работы, но к производству танков он больше не привлекался. В 1943–1945 годах он занимался ремонтом бронетехники. Его основной задачей вновь стало производство тракторов.
До своего разрушения СТЗ занимался производством танковых дизелей В-2 (благодаря эвакуации на его площади дизельного производства Харьковского тракторного завода). В 1941 году он произвел 197 дизелей, в 1942 году — 2553 дизеля. Производство дизелей после освобождения Сталинграда было возобновлено. В 1943 году завод изготовил 40 дизелей, в 1944 – 551 дизель, в первом полугодии 1945 – 428 дизелей.
СТЗ перед войной располагал значительным металлургическим оборудованием – 21 электропечью. В 1942 году, несмотря на то, что уже в сентябре завод не имел возможности нормально работать, на нем было выплавлено 54 780 тонн стали. После освобождения Сталинграда на восстанавливаемом заводе вновь было создано металлургическое производство. 1 января 1944 года он имел уже две электропечи, а 1 января 1945 года — даже шесть электропечей. Однако производство стали на заводе так и не достигло довоенных объемов.
Литература и источники:
Ермолов А. Ю. Танковая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 2009.
Здесь и далее в таблицах все данные о численности работников на заводах даны по: РГАЭ. Ф. 8752. Оп. 4. Д. 728. Л. 105-106; данные о числе металлорежущих станков на заводах даны по: Там же. Л. 27-29; данные о кузнечно-прессовом оборудовании даны по: Там же. Л. 50-52; данные о производстве танков и САУ даны по; Там же. Л. 158-164; данные о металлургическом производстве даны по: Там же. Л. 90-102.
http://tankfront.ru/ussr/industry/predpriyatia.html