17 июня городу Карлсруэ (Karlsruhe) исполняется 300 лет. Так что эти летние дни — самое подходящее время, чтобы навестить юбиляра.
Это единственный из крупных городов страны, чей день рождения датируется совершенно точно. 17 июня 1715 года маркграф Карл III Вильгельм фон Баден-Дурлах (Karl III Wilhelm von Baden-Durlach, 2) в лесной местности заложил фундамент дворца, ставшего ядром нового города, названного Карлсруэ («Карлов покой»).
В ходе подготовки к празднованию на улицах и клумбах города было посажено 300.000 красных и желтых тюльпанов, любимых цветов Карла Вильгельма, по тысяче за каждый год города-юбиляра. Цвета выбраны неслучайно: герб Карлсруэ с лозунгом Fidelitas («верность») выдержан в красно-желтых тонах.
Город-веер
Началось все с того, что во время войны с французами (1688-97) маркграфский дворец в городе Дурлах (Durlacn) был разрушен, а затем восстановлен лишь частично. Маркграф Фридрих Магнус собирался перенести резиденцию в другое место, но намерение осуществил лишь его сын Карл Вильгельм.
Еще будучи принцем-наследником, Карл вел разгульную жизнь, слухи об этом доходили до других европейских государств. Из-за этого в 1696 году Карл упустил перспективу стать в будущем королем Швеции. Шведский монарх Карл XI отказался выдать за него замуж дочь. В 1697 году Карл заключает брак с Магдаленой Вильгельминой (3), дочкой герцога Вюртембергского.
Невеста не блистала красотой, да к тому же была двумя годами старше Карла. Историк отмечает:
«… sie hatte eine grofie Nase und andere Makel».
В солидном размере носа можно убедиться, взглянув на портрет маркграфини, а что представляли собой «другие изъяны»? Современники упоминали сварливый нрав и частые ссоры с супругом. Душа Карла жаждала покоя, и он мечтал возвести в лесу, в нескольких километрах от Дурлаха, загородную резиденцию, где мог бы жить вдали от постылой жены.
После рождения двух сыновей Карл посчитал задачу обеспечения маркграфства наследником выполненной и перешел к делу. По его плану в лесной местности Хардтвальд (Haratwald) начали строить дворец с высокой башней в центре. От нее во все стороны, словно лучи «розы ветров», расходились 32 прорубленные в лесу просеки. Девять из них, южного направления, образовали улицы, остальные остались просеками или со временем заросли лесом.
Если взглянуть.с высоты, то центральная часть города напоминает веер, отсюда и пошло известное прозвище Карлсруэ — Facherstadt («город-веер»).
Тюльпаны и девушки
Карлу не терпелось перебраться в новую резиденцию, поэтому дворец построили деревянным. Возвели его в рекордный по тем временам срок — за два года, и Карл перевел туда из Дурлаха двор и всех чиновников. Маркгафиня Магдалена осталась в Дурлахе и до смерти супруга ниразу не посетила новую резиденцию.
Теперь уже ничто не препятствовало Карлу предаваться страстям. Легендарна его любовь к экзотическим растениям и цветам, особенно к тюльпанам. Для покупки дорогих луковиц он ездил в Голландию и тратил огромные суммы. В его ботаническом саду (4) росло свыше тысячи разных видов тюльпанов!
Карл держал придворную капеллу из молодых девушек-певиц простого сословия. Жили они во дворцовой башне, каждая в отдельной комнатке. Они же были его лейб-гвардией и, одетые в форму гусаров или гайдуков, сопровождали маркграфа в поездках. Но этим обязанности девушек не ограничивались. Документально подтверждено, что за годы правления Карла в капелле пели в разное время 144 девушки, за это же время отмечено рождение во дворце 22 внебрачных детей (naturliche Kinder). Всем мальчикам давалось имя Карл, девочкам — Каролина. Маркграф великодушно относился к певицам и заботился об их детях, что в те времена при дворах правителей случалось редко.
У влечение тюльпанами и девушками не мешало Карлу умело править, бороться с коррупцией и халатностью чиновников. Будучи протестантом, он привлекал в Баден всех преследуемых из-за религии, предоставлял им свободу вероисповедания, давал землю, материал для постройки домов и освобождал от налогов на 20 лет. В 1719 году в Карлсруэ уже насчитывалось 2000 жителей.
Резиденция права
Уже после Карла вместо деревянного возвели каменный дворец (1) с башней и он получил свой окончательный вид.
В 1901-тоду численность населения Карлсруэ превысила 100 тысяч человек, что дало главному городу Бадена, согласно «Постановлению 1887 года» (не отменено до наших дней!) право называться «большим городом». Кстати, сейчас в Германии насчитывается 76 «больших городов» с населением свыше 100 тысяч. Карлсруэ с 316000 жителей занимает среди них 19 место.
Карлсруэ состоит из 27 районов, многие из них значительно старше самого города: Дурлах основан в 1196-м, а Книлинген (Alt-Knielingen)' впервые упоминается аж в 716-м! Из всех районов Дурлах, пожалуй, самый красочный — туда приезжают любоваться фахверйовыми домами, ратушей, городскими воротами XV века. А в центре Карлсруэ находится Badisches Landesmuseum с одним из крупнейших в Германии собранием античного искусства.
Интересна история района Нойройт (Neureut) бывшего ранее деревней. В 1699 году Баден принял изгнанных из католической Франции гугенотов и дал им землю в Нойройте. Деревня разделилась на две части — немецкий и французский Нойройт. Немецкий стали называть Teutschneureut (teutsch — старая форма от deutsch), а французский welschneureut (welsch — французский). Память о тех временах сохранилась в названиях двух улиц: Welscnneureuter Strafie и Teutschneurexiter Strafie.
В молодом районе города Оберройте в наши дни Поселилось много поздних переселенцев. Именно там в 2000 году впервые в Германии российские немцы организовали спортивную федерацию игры под названием Gorodki. Тородошным фигурам дали немецкие имена, и мирная «бабушка в окошке» превратилась в Maschinengewehr («пулемет»).
В 1952 Ггоду Карлсруэ потерял столичный статус: две земли объединились в одну — Баден-Вюртемберг со столицей в Штутгарте. Зато в Карлсруэ разместили три главных правовых института страны: Федеральный конституционный суд,Федеральный верховный суд и Генеральную прокуратуру. Карлсруэ стали называть «резиденцией права».
Еще одна гордость города — его уроженцы, два «великих Карла»: Карл Бенц, творец первого, в мире автомобиля, и изобретатель велосипеда Карл фон Драис. Жители города утверждают, что Карлсруэ поставил мир на колеса.
Маркграф был погребен в склепе, в церкви на центральной площади. После того, как в 1807 году церковь снесли, над склепом воздвигли пирамиду (5), ставшую символом Карлсруэ.
источник: Евгений БАЙЗЕР «Поставил мир на колеса» «КОНТАКТ-ШАНС» 26/2015