Последняя реинкарнация Т-55
В своей судьбе танк Т-55 претерпел множество перерождений. Задуманный коллективом конструкторского бюро завода №183 в инициативном порядке вариант Т-54Б для ведения боевых действий в условиях атомной войны вышел на испытания еще в 1957 г. и выпускался серийно вплоть до 1978 г. на трех советских танковых заводах, а также в Польше, Румынии и Чехословакии. Общее количество выпущенных танков Т-55 различных вариантов превысило 23000 единиц.
К началу 2000-х гг. Т-55 хотя и считался устаревшим, но был достаточно эффективным для использования в третьем мире. В этой машине, по существу, было нечему ломаться – минимум электроники, надежный двигатель, устойчивый к специфической культуре обслуживания африканскими и азиатскими «специалистами», 100-мм пушка с унитарными выстрелами и ручным заряжанием. Танкостроители разных стран предпринимали неоднократные попытки вдохнуть новую жизнь в творение Л. Н. Карцева: советские конструкторы наладили модернизацию до уровня Т-55М в разных модификациях, израильтяне превратили трофейные машины в Tiran IV и тяжелый бронетранспортер Achzarit. Даже румыны доработали этот танк, удлинив корпус и добавив шестой каток. В Харькове под руководством М. Д. Борисюка также был разработан вариант модернизации «пятьдесятпятки» – Т-55АГМ, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой и оснащенный двухтактным дизелем 5ТДФ, натурный образец которого был представлен на выставке IDEF-2003 в Анкаре.
В 2010 г. отечественные и зарубежные СМИ облетела неожиданная новость: Украина намерена модернизировать Т-55 перуанской армии. Эта информация стала тем более поразительной на фоне сложившегося в мире устойчивого мнения, что следующим экспортером танков в Перу будет Китай, уже договорившийся с Лимой о поставке своего МВТ-2000. Но прежде чем перейти к описанию последней, пожалуй, реинкарнации Т-55, стоит напомнить, откуда в далекой латиноамериканской стране появились советские танки и почему в 2010 г. у Лимы возникла острая потребность в повышении боевой мощи сухопутных сил.
3 октября 1968 г. группа лево-радикально настроенных офицеров сухопутных сил Перу во главе с полковником Гальегоса Венеро арестовала президента Фернандо Белаунде, обвиненного в потворстве интересам американских нефтедобывающих корпораций. Белаунде был выслан из страны и вернулся на родину спустя 12 лет, чтобы вновь возглавить государство. Тем временем, совет руководителей видов вооруженных сил избрал президентом генерала Хуана Веласко Альварадо, командующего сухопутными силами.
Военные приступили к масштабным реформам, поставив целью избавиться от американской зависимости и ограничить власть собственных олигархов. События, произошедшие в стране в октябре 1968 г., считаются революцией, но революцией бескровной. Действительно, даже открытых врагов хунты в крайнем случае лишь высылали из страны, а политические заключенные были амнистированы. Правительство, на всякий случай, открестилось от коммунизма, который среди перуанцев ассоциировался скорее с маоистской группировкой «Сендеро Луминосо». Но курс, взятый Альварадо, не мог не вызвать симпатии в Советском Союзе.
1 февраля 1969 г. Лима установила дипломатические отношения с Москвой. Вскоре в страну направились советские специалисты, но поначалу исключительно гражданские – врачи, педагоги, агрономы. Однако в 1973 г. Веласко Альварадо публично заявил о высылке из Перу американского «Корпуса мира» и приглашении советских советников, в том числе военных. В том же году было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) между Перу и нашей страной.
Одним из первых контрактов, подписанных перуанцами с СССР в сфере военно-технического сотрудничества, подразумевал поставку средних танков Т-55. Причиной, побудившей администрацию Альварадо пойти на этот шаг, стало обострение и без того непростых взаимоотношений Перу с Чили в результате переворота, совершенного там Аугусто Пиночетом. Гибель президента Сальвадора Альенде и массовые репрессии против чилийских левых положили конец надеждам перуанцев на мирное и взаимоприемлемое решение застарелого территориального спора. Ведь в ходе Второй тихоокеанской войны 1879-1883 гг. чилийцы захватили богатые селитрой территории в перуанской и боливийской частях пустыни Атакамы.
В 1975 г. Пиночет встретился с госсекретарем США Генри Киссинджером и заявил, что 5 октября перуанские войска намерены вторгнуться в Чили с целью возвращения отторгнутых девяносто лет назад территорий. Вашингтон дал согласие на начало превентивной войны, но Пиночет встретил неожиданно жесткое сопротивление командования собственных ВВС, намекнувших на то, что перуанская авиация и армия, как минимум, несколько сильнее.
Сам перуанский президент, похоже, узнал о своих планах напасть на Чили только из прессы. Хотя, по оценкам экспертов, случись такое, перуанские войска одержали бы убедительную победу.
Так или иначе, но появление в составе перуанских сухопутных сил двух сотен советских Т-55 серьезно изменило баланс сил. Пиночетовцам приходилось уповать только на дипломатические каналы и поддержку американских спецслужб, занятых «раскачиванием лодки» в Перу. Ведь только в 1998 г., когда уже демократическое правительство Чили решило приобрести 202 устаревших, но добротных танков Leopard 1V (V – от голландского Verbeterd улучшенный) из Нидерландов, у Сантьяго появился адекватный ответ на «пятьдесятпятые». Сами «леопарды» из наличия нидерландской армии начали поступать чилийцам с января 1999 г., но это не показалось для Лимы существенной угрозой: Т-55 вполне могли бороться и с этой продукцией «сумрачного тевтонского гения».
Однако в 2005 г. в Чили началась реализация программы модернизации вооруженных сил. Правительство страны приняло решение ежегодно выделять по 10% доходов национальной меднодобывающей компании Codelco на закупку новой военной техники. В рамках этого решения в июне 2007 г. у ФРГ приобрели 132 танка Leopard 2А4. Их поставки начались с ноября того же года партиями по 10-12 единиц.
Безусловно, даже Leopard 1V с его 105-мм 51-калиберной пушкой L7A3 серьезно превосходил перуанские «пятьдесятпятые» по огневой мощи. В нидерландской версии на машине усилили броневую защиту и установили новую голландскую СУО AFSL-2 (вариант немецкой СУО EMES-12A3). Кроме того, танк получил новый немецкий стабилизатор оружия вместо американского стабилизатора фирмы Cadillac Gage, эффективный оптический дальномер и прочие полезные «девайсы», что еще больше повышало его огневые возможности. А закупка Leopard 2А4 вообще ставила Лиму в сложное положение: средств борьбы с этими танками у перуанцев, по существу, не было вплоть до срочного приобретения в России 24 ПТРК «Корнет» с 244 ПТУРами к нему.
55-тонный Leopard 2А4 нес исключительно мощную броневую защиту и мог поражаться 100-мм снарядами Т-55 только в бортовую или в кормовую проекции. 120-мм гладкоствольная пушка с длиной ствола 44-калибра, в свою очередь, могла уничтожить любой перуанский бронеобъект с дальности 2,5 и даже 3 км.
Подобная ситуация совсем не устраивала Лиму. Командование вооруженных сил страны незамедлительно убедило правительство в необходимости срочного повышения мощи танковых подразделений. Рассматривали несколько вариантов: приобретение основных танков (ОТ) после капитального ремонта в какой-нибудь стране, импорт новых машин и, наконец, радикальная модернизация имеющегося парка «пятьдесятпятых». Идеологом третьего пути являлся начальник Объединенного штаба вооруженных сил Перу Франсиско Контрерас. Главком сухопутных войск Отто Гибович ратовал за полное обновление танкового парка, в крайнем случае, по чилийскому образцу. В 2009 г. был проведен тендер, в котором участвовали российский Т-90С, польский РТ-91, украинский «Оплот», сербский М-84А и китайский МВТ-2000.
Основным претендентом на получение перуанского заказа на новые ОТ, как уже говорилось, были китайцы. Для укрепления своих маркетинговых позиций компания NORINCO направила в Лиму пять МВТ-2000 на своеобразный «тест-драйв». Стоит напомнить, что данное изделие формально являлось экспортной модификацией китайско-пакистанского танка Al-Khalid, разработанного, в свою очередь, на основе серийного танка «Тип 96».
При создании 48-тонного Al-Khalid инженеры NORINCO совместно с пакистанскими коллегами из Heavy Industries Taxila рассчитывали установить французскую дизельную силовую установку и 120-мм гладкоствольную пушку НАТОвского стандарта. Однако после событий на площади Тяньаньмынь в 1990 г. Европа объявила оружейное эмбарго в отношении КНР. В результате на новом танке появилась стандартная для НОАК 125-мм пушка ZPT-98, практически одна к одному скопированная с российской 2А46М. А место в моторном отсеке занимал харьковский двухтактный дизель 6ТД или его вариант 6ТД2Е. В отличие от базового «Тип 96», система управления огнем имела ярко выраженные французские корни, хотя Париж, похоже, об этом не догадывался (по крайней мере, официальной реакции не последовало).
Доставленные в Лиму МВТ-2000 понравились местным танкистам. По сравнению с Т-55 это была уже техника другого уровня. В тендере 2009 г. китайскому танку противостоял в том числе и российский Т-90С, явно превосходивший его по техническим параметрам. Но Пекин предложил исключительно выгодные экономические условия, и правительство Перу не устояло перед соблазном одновременно с заменой танкового парка получить приличные инвестиции в национальную экономику. Дело казалось решенным, и на параде 8 декабря 2009 г. в строю техники национальной армии прошли и китайские танки. Президент страны Алан Гарсия заявил о желании вооруженных сил купить именно МТВ-2000 и санкционировал начало предконтрактных переговоров.
Однако в том же году местная оборонная компания Disenos Casanave Corporation (точнее, ее отделение Desarrollos industriales casanave s.а., или DICSA) при поддержке генерала Контрераса заключила договор с Харьковским конструкторским бюро машиностроения имени А. А. Морозова.
Эта перуанская фирма является основным изготовителем оружия в стране, освоившим производство советских гранатометов, бельгийских автоматов и даже легких вертолетов. Она стала известна, например, многочисленными переделками французского легкого танка АМХ-13. Сначала перуанцы установили на этом танке четыре ПТУР различных типов (по две на бортах башни), а потом пошли дальше, создав самоходный ПТРК Alacran путем «скрещивания» все того же АМХ-13 (с демонтированной артсистемой) с российским ПТРК «Корнет». Disenos Casanave Corporation не остановилась на достигнутом и создала на базе АМХ-13 самоходную артустановку, оснащенную советской 122-мм гаубицей Д-30. По некоторым данным, все эти вариации на родились в тесном сотрудничестве с харьковчанами.
ХКБМ предложило свой Т-55АГМ, переименованный в Tifon 2, что в переводе с испанского одновременно означает и тайфун, и мифическое стоглавое чудовище тифон. В Харькове машина проходила под индексом Т-55М8А2. Работу курировал лично Герой Украины М.Д. Борисюк, генеральный конструктор бронетанкового вооружения Украины.
Замысел подчиненных Борисюка был оригинален и выглядел весьма привлекательно для Перу. Вместо закупки дорогостоящей современной техники предлагалось использовать Т-55 как базу для практически нового танка. По заверениям украинской стороны, после превращения в «Тифон 2» он смог бы на равных бороться с Leopard 2А4, Abrams М1А1, Leclerc, Challenger 2 и даже Merkava Mk.IV.
Для этого предполагалось вооружить «Тифон» 125-мм гладкоствольной пушкой КБМ-1М с длиной ствола 48 калибров. Впрочем, специалисты легко узнавали в данном орудии советскую 2А46 с горизонтально-клиновым затвором. У харьковчан такие пушки имелись в достаточном количестве: на хранении вооруженных сил Украины (ВСУ) находились тысячи считавшихся устаревшими Т-72 и Т-64 различных модификаций. Для реализации весьма выгодного заказа украинское Минобороны, наверное, нашло бы две сотни пушек. Исходя из имеющегося опыта, морозовцы уверенно гарантировали живучесть ствола в 1000 выстрелов.
Вместе с пушкой КБМ-1М предлагался и механизм заряжания (М3), естественно, харьковской конструкции. Горизонтальный карусельный М3 оказалось возможным разместить только в кормовой части башни, получившей из-за этого «модный» силуэт, но экипаж сократился до трех человек. В карусельной боеукладке находилось 18 комплектов «снаряд-заряд», остальные 22 выстрела должны были перегружаться в М3 по мере необходимости. В боекомплект входили бронебойный подкалиберный снаряд ЗБМ48 «Гончар» с начальной скоростью 1750 м/с и бронепробиваемостью 800 мм на дистанции 2 км, кумулятивный снаряд ЗБК29 с начальной скоростью 915 м/с, осколочно-фугасный снаряд ЗОФ26, способный поражать цели на дальности до 10 км, а также танковая управляемая ракета (ТУР) «Комбат».
ТУР «Комбат» имела начальную скорость 326 м/с и долетала до цели, удаленной на 5 км, за 16,3 с, после чего должна была гарантировано пробить защиту, эквивалентную 750 мм гомогенной брони. Для преодоления динамической защиты ракету оснастили 9-кг боевой частью с тандемным кумулятивным зарядом. Это изделие было разработано киевским «КБ «Луч» и выпускалось серийно на ГАКХ «Артем». Комплекс «Комбат» считался вполне эффективным и входил в боекомплект всех украинских танков, а также поставлялся на экспорт вместе с Т-84. Предлагался он и для использования в китайском МВТ-2000. Впрочем, сведений о его применении во время карательного похода ВСУ на Донбасс в 2014 г. так и не поступило.
Дополнительное оружие было представлено спаренным пулеметом КТ-7.62 – так назвали обычный ПКТ. Зенитный пулемет «Утес», получивший обозначение КТ-12.7, был оснащен системой дистанционного управления 1ЭЦ29М и прицелом ПЗУ-7М. При этом обеспечивалось поражение воздушных целей на дальности до 1500 м. ПЗУ-7М перекочевал на «Тифон 2» с Т-64А и Т-64Б, выпускавшихся еще с августа 1973 г. Изделие было освоено в серии на Изюмском приборостроительном заводе и представляло собой монокулярный перископический прицел 1,2-кратного увеличения с поворотной призмой, электрообогревом входного окна и окуляра и подсветкой сетки. Входное окно ПЗУ-7М монтировалось с левой стороны пулеметной установки.
В состав комплекса вооружения входила вполне современная автоматизированная система управления огнем (СУО), включавшая баллистический вычислитель ЛИО-В, датчик боковой составляющей ветра, дневной и ночной тепловизионный прицелы, пульты управления и стабилизатор оружия. Датчик ветра ДВЕ-БС емкостного типа считался лучшим в мире. Сведения об освоении его производства на Украине относятся к 2013 г., когда «Укроборонпром» объявил о начале выпуска этого изделия на Феодосийском оптическом заводе. Интересно, что собирались ставить на «Тифон-2» харьковчане?
Прицел наводчика 1Г46М «Проминь», созданный на Черкасском заводе «Фотоприбор», имеет стабилизированное в двух плоскостях поле зрения и обеспечивает плавно изменяемое оптическое увеличение в диапазоне 2,7-12-крат. Встроенный в прицел лазерный дальномер мог измерять дальность до цели, расположенной от 400 м до 5115 м, с точностью 10 м. Для управления ТУР прицел имеет лазерный канал управления ракетой.
Чтобы обеспечить наводчику возможность работы ночью, рядом с «Проминем» установили тепловизонный прицел «Буран-Катрин-Э», в котором используется тепловизионная камера второго поколения Catherine-FC с многоэлементным микроболометрическим приемником ИК-изучения французского концерна Thales. Длина волны рабочего диапазона данного тепловизора находился в пределах 8-12 мкм, т.е. в районе максимума собственного излучения типовых наземных целей. На постсоветском пространстве это изделие считалось новейшим и устанавливалось на танки Т-90 как Российской Армии, так и инозаказчиков. Впрочем, сами французы использовали уже матричные тепловизоры Catherine-XP. имевшие в 1,5 раза меньшую массу (за счет отказа от оптико-механического сканирования) и лучшие характеристики «сигнал-шум». Таким образом, дальность обнаружения типовой цели ночью по стандарту STANAG 4347 французских танков составляла 12,7 км, а украинских и российских – 10,8 км. Впрочем, черкасские разработчики уверяли заказчиков, что «Буран-Катрин-Э» обнаруживает цели с 12 км, а идентифицирует их с 5 км. Оставим это на совести специалистов «Фотоприбора» и авторов методик измерения.
Здесь необходимо уточить следующее. Если в руки отечественных или белорусских разработчиков попадали новейшие приемники ИК-излучения, то финальный прибор становился лучше, чем у тех же французов. Например, на экспортных модификациях БМП-3 стоят тепловизоры, созданные специалистами белорусского ОАО «Пеленг» и содержащие все ту же неохлаждаемую матрицу Catherine-XP. Именно эти приборы, по отчетам эксплуатантов, способны как минимум на 500 м дальше, чем исходные французские аналоги, идентифицировать объект и имеют 300 м преимущества при распознавании за счет лучшего программного обеспечения обработки сигнала и лучшего качества изготовления оптических элементов.
Командир танка располагал комбинированной прицельно-наблюдательной панорамной системой AGAT-NC, также разработанной в Черкассах. В ее состав входил прицел ПНК-5 с оптико-электронным преобразователем поколения «2+» ЭПМ-53Г российского производства, встроенным лазерным дальномером и устройством автоматического ввода боковых поправок. При необходимости AGAT-NC можно было переключить в режим воспроизведения информации с тепловизионного прицела «Буран-Катрин-Э» наводчика.
Баллистический вычислитель ЛИО-В, созданный на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени Малышева, для расчета баллистических поправок автоматически учитывает скорость танка, угловую скорость цели, угол крена оси цапф пушки, боковую составляющую скорости ветра, дальность до цели, курсовой угол. Дополнительно для расчета требовалось вручную ввести температуру окружающего воздуха, температуру заряда, падение начальной скорости в зависимости от износа канала ствола и давление окружающего воздуха. ЛИО-В был сопряжен с ковровским стабилизатором оружия 2Э42М. СУО обеспечивала возможность ведения прицельного огня из пушки и спаренного пулемета как наводчиком, так и командиром с выбором любого из видов снарядов, включая ТУР «Комбат».
Радикально повысилась защищенность танка. На башню навешивался комплект из керамической брони «Дефлект», повышавшей устойчивость машины к обстрелу кинетическими боеприпасами всех калибров. Естественно, не обошлось и без любимого харьковчанами «Ножа» – встроенной динамической защиты (ВДЗ), якобы повышавшей стойкость от кумулятивных поражающих средств в 2,3-2,6 раза, а от кинетических – в 3,5-4,3 раза. ВДЗ «Нож», по заявлениям разработчика, не срабатывала при попадании малокалиберных снарядов и пуль, а также под воздействием напалма. Согласно рекламным данным, «Тифон-2» не поражался 120-мм снарядами танковых пушек стандарта НАТО с дистанции больше 2 км.
Для противодействия управляемым боеприпасам с лазерным наведением и затруднения противнику использовать квантовые дальномеры на «Тифон-2» установили систему обнаружения лазерного излучения Linkey-SPZ, сопряженную с 12 гранатометами калибра 81 мм. Пуск гранат обеспечивал возникновение на расстоянии 50 м от танка достаточно плотной аэрозольной завесы, непроницаемой в наиболее вероятном спектре излучения лазеров.
Со всем этими новшествами масса танка возросла до 45 т. Штатный двигатель В-55 мощностью 580 л.с. с такой нагрузкой не справлялся, и его место занял двухтактный 5ТДФ-МА мощностью 1050 л.с. Харьковский дизель весил чуть более тонны (1080 кг) и обладал достаточно низким удельным расходом топлива – 153 г/л.с.×ч, причем мог потреблять любое горючее, что было весьма ценно для Латинской Америки с ее «эффективными менеджерами в погонах».
При внешней схожести с родоначальником подвеска у украино-перуанского танка была существенно модернизирована. В частности, заменили подшипники, установили амортизаторы и более эффективные торсионы. Скорость «Тифона-2» по шоссе составляла 78 км/ч, а по пересеченной местности – 60 км/ч. Задним ходом танк мог двигаться со скоростью 35 км/ч. Большим подспорьем для механика-водителя стали электрогидравлическое устройство поворота и дисплей, на который выводились данные о параметрах движения и работе двигателя.
Комплекс связи также существенно изменился, превратившись в так называемую «интегрированную коммуникационную систему», состоявшую из радиостанции Р-030У, аппаратуры внутренней связи и коммутации АВСК-1 и шлемофонов шумозащищающих ШШ-1. Радиостанция Р-030У Одесского завода «Телекарт-Прибор» обеспечивала возможность передачи и приема речевой и цифровой информации. В ее конструкции предусматривались симплексный и полудуплексный режимы работы, а также дежурный прием радиоинформации. На фиксированных частотах обеспечивалась помехозащищенная связь, в том числе с абонентами, оснащенными радиосвязным оборудованием стандарта НАТО. Дальность действия Р-030У устанавливалась в пределах до 25 км.
Не обошлось и без вездесущего приемника спутниковой навигации. Харьковчане предложили цифровую систему «Тиус-НМ», работавшую как от ИСЗ системы NAVSTAR, так и от российского ГЛОНАССа, что также соответствовало интересам заказчика. Информация выводилась на пульт командира 1КПИ-М.
В результате, вместо среднего Т-55 перуанские военные могли получить вполне себе основной «Тифон-2». Реализуемость данного проекта сомнений не вызывала: во дворе Харьковского завода имени Малышева стоял Т-55АГМ, отличавшийся от «Тифона-2» только составом СУО.
В октябре 2009 г. Франсиско Контрерас принял приглашение от ХКБИ имени Морозова и DISCA посетить Харьков для личного ознакомления с модернизированным Т-55М8А2 Tifon 2. Но в итоге генерал направил на Украину делегацию во главе с начальником управления логистики ОКНШ генералом Хуаном Мендисом.
В то же время оставался вполне достойный соперник – китайский МВТ-2000, на бумаге выглядевший, по крайней мере, не хуже. Пекин пошел даже на прямой демпинг – представители NORINCO предложили новому министру обороны Перу Рафаэлю Рэю оставить себе пять танков после «тест-драйва», заплатив всего 3.4 млн. долл. за каждый. Однако Рэй отверг эту попытку повлиять на мнение национальных военных. Со своей стороны Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева уведомил китайских коллег, что двигателей 6ТД2 для МТВ-2000, предназначенных для поставок в Перу, не будет. Украинцы имели для такого заявления все основания: реэкспорт всегда ограничивается волей производителя основных узлов и агрегатов, если, конечно, эти узлы и агрегаты уже не скопированы для безлицензионного воспроизведения. О своем решении харьковчане уведомили Лиму, поэтому пять бывших фаворитов в перуанской танковой гонке отправились в июле 2010 г. на историческую родину.
Комиссия Мендиса, прибыв на Украину осенью 2010 г., смогла убедиться, что Tifon 2 не иллюзия и не «бумажный тигр», а вполне реальное изделие, способное потягаться с хвалеными чилийскими «Леопардами». Перуанцам показали машину и на полигоне, где она продемонстрировала свои высокие показатели подвижности. Кроме того, украинцы намекнули, что переделка Т-55 в «Тифоны» обойдется заказчикам в 2,4 млн. долл. за штуку, при этом часть работ будет выполнена на мощностях DISCA, т.е. доля затрат на обновление танкового парка останется в экономике страны. По результатам вояжа в Харьков Мендис подготовил положительный отзыв на данный проект.
Но тут на пути «Тифона» вновь возник главком сухопутных войск Перу Отто Гибович, заявивший, что не следует тратить средства на переделку старых машин. Генералы обменялись взаимными обвинениями, скандал вылился в прессу. К тому же острота конфликта с Чили постепенно начала спадать. В результате и Отто Гибовича, и Франсиско Контрераса отправили на пенсию, а решение о модернизации Т-55 до уровня Т-55М8А2 Tifon 2 так и не приняли.
В 2012 г. перуанцы вновь начали «долгоиграющий» конкурс по выбору перспективного танка, запросив технико-коммерческие предложения на Т-90С, Leopard 2А4, Leopard 2А6, Abrams М1А2 и «Оплот». С того момента они объездили полмира и определили, что лучшие танки делают в России и Германии, покатались на Т-90С на местных перуанских полигонах, но контракт не подписали.
источник: Михаил Лавров «Последняя реинкарнация Т-55» «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №2/2016 г.