Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
К осени 1941 года стало ясно, что Япония готовится вступить во Вторую мировую войну. В преддверии японской атаки британское командование спешно усиливало свои войска на Дальнем Востоке. Параллельно с наращиванием сухопутных сил в Малайе британское командование наконец-то решило укрепить и морские силы. Вместе с авиацией мощная корабельная группировка должна была угрожать атакой вражеским транспортам в море, тем самым препятствуя высадке десанта.
Линкоры идут на восток
В конце августа на совещании с Первым морским лордом сэром Дадли Паундом премьер-министр Уинстон Черчилль предложил отправить на Дальний Восток один из новейших линкоров типа «Кинг Джордж V». В свою очередь, Паунд хотел иметь быстроходные линкоры в своём распоряжении — как можно ближе к Метрополии. Он предложил другой вариант: старый линейный крейсер «Ринаун» и линкор «Нельсон» с 406-мм артиллерией; Черчилль требовал присоединить к ним также и авианосец.
Параллельно было принято решение об отправке на Дальний Восток 3-й эскадры линкоров адмирала Л.Э. Холланда — четырёх старых линкоров типа «R». Впрочем, пока два из них действовали в составе Сил Канала, а ещё два занимались проводкой конвоев в Атлантике, и собрать их вместе было возможно не ранее декабря 1941 года. В итоге к началу войны до Индийского океана добрался только «Ривендж»: 1 сентября он вышел из Фритауна на юг с конвоем WS 10X, 11-го прибыл в Кейптаун, а 23 сентября — в Момбасу.
Таким образом, окончательное решение было отложено, а в Индийский океан вдогонку к «Ривенджу» был отправлен однотипный с «Ринауном» линейный крейсер «Рипалс». 30 августа 1941 года он вышел из Клайда в составе конвоя и 3 октября прибыл в южноафриканский Дурбан. Затем «Рипалс» вместе с «Ривенджем» некоторое время занимался проводками конвоев между Южной Африкой и Кенией. 15 ноября он вышел из Момбасы на Цейлон, где составил основу соединения «G». «Ривендж» отправился с конвоем в Аден и прибыл в Тринкомали только 28 ноября.
Одного быстроходного корабля линейного класса для целого театра было явно мало, поэтому 17 октября Черчилль на заседании Британского Комитета обороны вновь поднял вопрос об усилении Восточного флота. Теперь выяснилось, что все новые линкоры либо заняты, либо находятся на переоборудовании, и единственным свободным является недавно вступивший в строй «Принс оф Уэлс» типа «Кинг Джордж V». В сентябре 1941 года его передали в состав «Соединения H» и отправили из Метрополии в Средиземное море. 24 сентября в составе II группы вице-адмирала Альбана Кёртиса (сюда кроме него входили линкор «Родней», крейсера «Кения», «Эдинбург», «Шеффилд» и «Юриалес», а также 12 эсминцев) линкор вышел из Гибралтара для сопровождения конвоя на Мальту (операция «Хальберд»). 27 сентября он отразил налёт итальянских самолётов, а также принял участие в поиске вражеских кораблей.
После успешной проводки конвоя «Принс оф Уэлс» вернулся в Гибралтар, а 1 октября вышел в Скапа-Флоу, куда прибыл 6-го; на следующий день на него временно перенёс флаг командующий Флотом Метрополии. 20 октября Комитет принял компромиссное решение: «Принс оф Уэлс» должен идти в Кейптаун, где окончательно решится его судьба.
Получить авианосец Черчиллю так и не удалось: новейшему «Индомитеблу», достраивавшемуся в Барроу-ин-Фернессе, требовалось не менее месяца на подготовку авиагрупп. 3 октября авианосец перешёл из Барроу в Клайд и лишь 10 октября был официально принят флотом, после чего отправился в Скапа-Флоу для проведения тренировок пилотов, которые продолжались как минимум до 23 октября.
До начала ноября «Индомитебл» всё же вышел из Скапа-Флоу на юг для продолжения тренировок в тёплых водах. Возможно, Черчиллю удалось договориться с Паундом о том, что корабль будет выдвинут на юг Атлантики, откуда в случае резкого обострения обстановки его можно будет отправить вместе с «Принс оф Уэлс» на Дальний Восток. Но если такой план и существовал, то он не сработал: 3 ноября при заходе в Кингстон на Ямайке авианосец умудрился выскочить на мель. Носовая часть корабля была сильно повреждена, и вместо Кейптауна его пришлось отправить на ремонт в американский Норфолк, куда «Индомитебл» прибыл 12 ноября. Ремонт занял ровно месяц, после чего авианосец отправился в Гибралтар, так и не попав на Дальний Восток.
Тем временем утром 24 октября «Принс оф Уэлс» прибыл из Скапа-Флоу в Клайд, где на нём поднял свой флаг Томас Спенсер Воган Филлипс — бывший заместитель начальника Морского Генерального штаба, по настоянию Черчилля назначенный командующим Восточным флотом и на следующий день произведённый в полные адмиралы. В 15 часов того же дня линкор в сопровождении эсминцев «Гесперус», «Экспресс» и «Электра» отбыл на Дальний Восток. 28 октября у Азорских островов к ним присоединился эсминец «Легион», однако на следующий день они вместе с «Гесперусом» оставили отряд: первый пошёл в Гибралтар, второй — в Англию.
5 ноября «Принс оф Уэлс» прибыл во Фритаун. 16 ноября он с двумя эсминцами достиг Саймонстауна (Южная Африка). Днём 18 ноября линкор вышел из Кейптауна, далее зашёл на Маврикий и атолл Адду, а 28 ноября прибыл в Коломбо. На следующий день по приказу Адмиралтейства Филлипс вместе со своим начальником штаба контр-адмиралом Артуром Паллисером вылетел в Сингапур на самолёте. 30 ноября корабли вышли из Коломбо и в тот же день соединились с «Рипалсом», в сопровождении эсминцев «Энкаунтер» и «Джупитер» поджидавшим Филлипса в Тринкомали.
«Соединение Z»
2 декабря корабли пришли в Сингапур, где были собраны в «Соединение Z». Помимо двух линкоров, в него вошли эсминцы «Электра», «Экспресс», «Энкаунтер» и «Джупитер». В ближайшие дни даже удалось провести докование «Принс оф Уэлс» для очистки корпуса, в то время как на корабле производилась чистка котлов и замена трубок.
3 декабря Филлипс принял командование британским Восточным флотом, объединившим все морские силы империи на Дальнем Востоке. Под его непосредственным командованием находилось «Соединение Z». Адмирал Джеффри Лейтон сохранил должность начальника Китайской станции с базой в Сингапуре, ему подчинялись остальные корабли, включая эсминцы «Тенедос» и «Вампир», 5 ноября вместе с «Рипалсом» отбывшие в Австралию для демонстрации флага. Кроме того, здесь имелись ещё три старых эсминца типа «S», находившиеся в Гонконге. Поскольку эсминцев остро не хватало, два из них Филлипс предложил перевести в Сингапур. На этот момент адмирал Филлипс имел в своём распоряжении три корабля линейного класса. Но он не хотел включать тихоходный «Ривендж» в свои главные силы, поэтому оставил его в Тринкомали, а 5 декабря даже направил с конвоем BA 010 в Аден.
4 декабря Филлипс с несколькими офицерами своего штаба на самолёте отбыл в Манилу для переговоров с командующим американским Азиатским флотом адмиралом Хартом, а также руководством ВМС Голландской Ост-Индии. Все были согласны, что Япония готовится к нападению, но почему-то считали, что осторожные действия позволят оттянуть начало войны. Харт согласился отправить в Сингапур дивизион американских эсминцев, стоявший в Баликпапане.
Утром 6 декабря Филлипс вылетел обратно в Сингапур. Прибыв туда, в полдень он отправил в Адмиралтейство телеграмму, раскрывающую его видение ситуации:
«Причины для предположения, что „Рипалс” должен присоединиться к „Принс оф Уэлс” в Сингапуре, в первую очередь, заключаются в следующем:
A. Наличие двух быстроходных линейных кораблей в Сингапуре должно вызывать беспокойство Японии — но будет рассматриваться ею скорее как угроза возможного набега, чем как попытка сформировать против неё линию баталии.
B. Добавление одного линкора класса „R” может создать впечатление, что мы пытаемся сформировать линию баталии, но при этом имеем только 3 линейных корабля, таким образом, поощряя Японию [атаковать нас].
По указанным выше причинам я считаю, что если события не станут критическими, будет лучше, если „Ривендж” останется в Индийском океане, пока к нему не присоединятся „Ройял Соверен” и „Рамиллес”, и эти три корабля смогут прибыть в Сингапур к концу января.
Если во время нахождения здесь „Ривенджа” будет сформирован подходящий конвой из Австралии, для линкора было бы полезно отправиться в Западную Австралию в его сопровождении. Однако я не считаю желательным, чтобы он в настоящее время отправлялся в Австралию…»
Впрочем, уже 7 декабря «Ривендж» получил приказ возвращаться. 12 декабря он прибыл в Тринкомали, где простоял следующие два месяца, пока 9 февраля 1942 года не был отправлен для ремонта и модернизации (установки радаров) в Дурбан через Момбасу. Тем временем днём 7 декабря «Рипалс» с эсминцами вернулся в Сингапур. Все фигуры окончательно заняли места на шахматной доске.
Силы и планы сторон
Развёрнутый для действий против Малайи (операция «Е») 2-й флот вице-адмирала Кондо Нобутаке именовался «Разведывательными силами» и состоял только из крейсеров и эсминцев. Непосредственно для операции были выделены 4-я и 7-я дивизии крейсеров и вся 3-я эскадра эсминцев (11-й, 12-й, 19-й и 20-й дивизионы) — 5 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, а также 14 эсминцев, объединённые в Южные экспедиционные силы. Общее командование ими и всей десантной операцией осуществлял контр-адмирал Одзава Дзисабуро.
Десантные силы состояли из трёх конвоев с передовым отрядом 25-й армии генерал-лейтенанта Ямаситы Томоюки — будущего «Тигра Малайи»:
-
-
- 11 транспортов в сопровождении 4 эсминцев («Асагири», «Амагири», «Югири» и «Сагири», на последнем размещался штаб всей высадки) — в Сингоре на территории Таиланда;
- 5 транспортов в сопровождении 3 эсминцев («Синономэ», «Сиракумо» и «Муракумо») — в Патани на территории Таиланда, в 65 милях к югу от Сингоры;
- 3 транспорта в сопровождении лёгкого крейсера «Сендай» и 4 эсминцев («Исонами», «Уранами», «Сикинами» и «Аянами») — в Кота-Бару на севере Малайи.
-
Кроме того, 8 транспортов шли без прикрытия эсминцев и высаживали десанты в отдельных пунктах на побережье Сиамского залива севернее места высадки основных сил: у перешейка Кра (один транспорт), в Прачуапе (один транспорт), в Чумпхоне (два транспорта), возле Бандона (один транспорт) и возле Накхона (три транспорта).
В общей сложности в высадке участвовало 28 транспортов, лёгкий крейсер, гидроавиатранспорт и 11 эсминцев. Для охраны соединения тяжёлых крейсеров, обеспечивавших ближнее прикрытие операции, у Одзавы оставался лёгкий крейсер и три эсминца.
Для боевой устойчивости Кондо также получил половину 3-й дивизии линкоров — старые линейные крейсера «Конго» и «Харуна» в сопровождении ещё десятка эсминцев. Эти корабли вместе с тяжёлыми крейсерами «Атаго» (флагман Кондо) и «Такао» оставались под его личным командованием. Японские линейные крейсера (современники «Рипалса») имели несколько более мощную артиллерию и броню, но чуть меньшую скорость. Тягаться с новейшим «Принс оф Уэлс» они не могли, вдобавок Кондо считал, что вторым британским линкором является однотипный «Кинг Джордж V». Поэтому на победу в линейном бою он не надеялся и держал свои главные силы у восточного побережья Индокитая, не выходя из-под истребительного «зонтика». В то же время тяжёлые крейсера Одзавы, осуществлявшие прикрытие десантного соединения, в дневном бою имели малое значение и вряд ли смогли бы противостоять даже одному «Ривенджу». Единственным их шансом была торпедная атака в тёмное время суток.
Таким образом, адмирал Филлипс имел решающее превосходство в линейных силах. При этом он мог бы выделить «Ривендж» непосредственно для атаки конвоев, которые все равно уступали в скорости старому сверхдредноуту. Единственной его проблемой являлась острая нехватка эсминцев — но их не хватало и Одзаве, которому эсминцы требовались для сопровождения транспортов.
Японская и британская авиация
Понимая критическую слабость своих морских сил, предназначенных для обеспечения высадки в Малайе, командующий Объединённым флотом адмирал Ямамото сделал ставку на авиацию. К ноябрю 1941 года японцы успели построить в районе Сайгона три крупных аэродрома, куда были переброшены две авиагруппы 22-й воздушной флотилии Императорского флота контр-адмирала Мацунага Садайти — «Гензан» и «Михоро». Каждая из них имела 36 двухмоторных бомбардировщиков Мицубиси G3M2 («Нелл»). Кроме того, специально для противодействия британским линкорам в самом конце ноября адмирал Ямамото приказал срочно перебросить с Формозы в Индокитай половину авиагруппы «Каноя» — 27 бомбардировщиков G4M (ударное соединение «Тей»). По данным Пола С. Далла («Боевой путь Императорского японского флота»), к началу декабря японская морская авиация в южной части Французского Индокитая имела в общей сложности 144 самолёта — 99 бомбардировщиков и торпедоносцев, 39 истребителей и 6 разведчиков.
Армейская авиация в Индокитае была представлена 3-м авиационным соединением генерал-лейтенанта Сугахара Митита. В нём насчитывалось около 450 самолётов, но они не были подготовлены для действий над морем и вообще не предполагались к использованию в первые дни операции. Генерал Сугахара имел задачу перебазировать свои силы на аэродромы Таиланда и обеспечить их необходимым снабжением для прикрытия второго и третьего эшелонов высадки, а затем для поддержки наступления на суше. В первые дни операции японцы задействовали только морскую авиацию.
Исследования называют самые разные цифры численности британской авиации в Малайе. Воздушные соединения находились здесь давно, часть самолётов была неисправна, часть — выведена в резерв. Д. Ричардс и Х. Сондерс в фундаментальной работе о британских ВВС во Второй мировой войне указывают, что на 8 декабря на Дальнем Востоке (то есть в Малайе и Бирме) имелось в общей сложности 362 самолёта, из них боеготовыми считались 233 машины, но не все они находились в первой линии. Согласно комментариям к работе лейтенант-коммандера Джеффри Б. Мейсона «Service histories of Royal Navy warships in WWII» (2003 год), опубликованной на сайте naval-history.net, в первой линии имелось только 158 исправных самолётов — 47 скоростных двухмоторных бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм», 24 средних бомбардировщика Локхид «Гудзон», 24 одномоторных торпедоносца-биплана Виккерс «Вайлдбист», 60 истребителей Брюстер «Буффало» и 3 разведывательных «Каталины». Кроме того, по данным Ричардса и Сондерса, в резерве насчитывались 31 вполне исправный истребитель «Буффало» (из 52), 7 «Гудзонов» и 15 «Бленхеймов».
Таким образом, на первые дни операции (до обустройства японской армейской авиации на аэродромах Таиланда) британские воздушные силы имели численное превосходство над противником. Кроме того, у них имелась более развитая аэродромная сеть: 26 аэродромов, из них 11 с бетонным покрытием, а также две готовые радиолокационные станции воздушного наблюдения (в Мерсинге и Букит-Чунанге). Правда, японские бомбардировщики имели бо́льшую дальность и могли нести более высокую нагрузку. Зато дальность полёта японских истребителей не позволяла им достигнуть Малайи — то есть японские бомбардировщики были вынуждены действовать против британских войск и кораблей без всякого прикрытия.
В этих условиях Кондо и Ямасита имели только один шанс: быстро захватить аэродромы на территории Таиланда и перебросить туда свои истребители вместе с топливом и снабжением. До этого вся японская операция являлась чистой авантюрой, и её судьба висела буквально на волоске. Успех десанта зависел от того, сможет ли авиация из Индокитая нейтрализовать «Соединение Z» — или же линкоры Филлипса доберутся до японских транспортов и устроят им бойню.
Десант выходит в море
4 декабря огромный японский конвой в составе 28 транспортов, лёгкого крейсера «Сендай» (флаг контр-адмирал Хасимото), гидроавиатранспорта «Камикава-мару», 10 эсминцев, 6 тральщиков и 3 охотников за подлодками вышел из порта Сама на оккупированном китайском острове Хайнань.
6 декабря конвой обошёл мыс Камао (крайнюю южную точку Индокитая) и развернулся на запад. В 12:12 разведывательный «Гудзон» австралийца Рэмшоу обнаружил в точке 7º51’ с.ш., 105º 00’ в.д. три корабля, шедших курсом 310º. В 12:46 Рэмшоу сообщил, что в точке 8º 00’ с.ш., 106º 08’ в.д видит 25 кораблей в сопровождении 6 крейсеров и 10 эсминцев, идущих курсом 270º градусов. Наконец, в 18:35 в точке 8º00’ с.ш., 102º 30’ в.д были обнаружены крейсер и транспорт, причём крейсер (в действительности это был авиатранспорт) открыл огонь по «Гудзону».
7 декабря в 8:30, достигнув условной точки «С» в Сиамском заливе, отряды транспортов разошлись веером, направляясь к намеченным пунктам высадки. В это время над конвоем появилась британская «Каталина», однако она сразу же была атакована поплавковым разведчиком Аити E13A, запущенным с катапульты «Камикава-мару». Пулемётная очередь разбила радиостанцию, и экипаж «Каталины» не сумел передать в Сингапур информацию, которая имела шанс повлиять на исход операции. Через четверть часа «Каталина» была сбита армейским истребителем Накадзима Кi-27 из воздушного прикрытия конвоя, и долгое время считалась пропавшей без вести. Погода в этот день испортилась, и адмирал Филлипс остался без «глаз».
Вечером 7 декабря по три эскадрильи авиакорпусов «Михоро» и «Гензан» вылетели для бомбардировки Сингапура, однако эскадрильи «Гензана» попали в шторм и вернулись на базу. В 23:45 южный конвой подошёл к малайскому порту Кота-Бару — крейсер «Сендай» и 4 эсминца открыли огонь по месту высадки. До атаки на Пёрл-Харбор оставалось ещё около часа.
Через час транспорты «Авадзисан-мару», «Аятосан-мару» и «Сакура-мару» начали разгрузку, используя собственные шлюпки, а также тральщики W-2, W-3 и охотник Ch-9. В 02:10 корабли были атакованы семью «Гудзонами» из 1-й австралийской эскадрильи, причём «Авадзисан-мару», на котором находился штаб 5-й пехотной дивизии генерал-майора Такуми Хироси, был повреждён, отбуксирован к берегу и впоследствии брошен; два других транспорта также получили повреждения.
Лишь в 4 часа ночи три эскадрильи японских бомбардировщиков обрушили бомбы на Сингапур, его аэродромы и гражданскую гавань. Налёт показал отвратительную организацию британской ПВО: хотя стационарные РЛС вовремя обнаружили появление вражеских самолётов, зенитная артиллерия оказалась не подготовлена к ведению огня. Как осторожно пишут Ричардс и Сондерс,
«на неоднократные запросы по телефону открыть огонь ответа часто не поступало. Воздушная тревога в городе не была объявлена до тех пор, пока командование военно-воздушных сил не обратилось по этому вопросу к губернатору Сингапура».
В боевой готовности находились всего три самолёта «Буффало» из состава 453-й австралийской эскадрильи, базировавшейся на аэродром Сембаванг, но разрешение на взлёт им дано не было. Даже приказ на открытие огня зенитной артиллерией не был вовремя выполнен из-за отвратительной связи и плохой работы службы ВНОС Сингапура.
Боевой эффект от налёта был незначительным — большинство погибших (всего — 61 человек) являлись гражданскими лицами, на аэродроме Тенга оказались повреждены три «Бленхейма». В 4:13 из Адмиралтейства в Лондоне наконец-то пришёл приказ: «Немедленно приступить к боевым действиям».
Удачный налёт британских бомбардировщиков и сопротивление размещённой в Кота-Бару индийской пехотной бригады не смогли воспрепятствовать высадке. Днём бригада сообщила, что противник обошёл её фланги, и она вынуждена оставить позиции на берегу. Высадка остальных десантных сил на территории Таиланда не встретила никакого сопротивления.
Нерешительность вице-маршала Пулфорда
Днём 8 декабря японское командование ждало налёта британской авиации на свои аэродромы в Индокитае — на них собралась масса машин, рассредоточить их было негде. Однако командующий британскими ВВС в Малайе вице-маршал авиации Конвей Пулфорд не решился выслать бомбардировщики за пределы истребительного прикрытия. Лишь вечером 8 декабря британское командование в Малайе обратилось с просьбой об атаке аэродромов в Индокитае к командующему американскими войсками на Филиппинах генералу Макартуру.
В 9:34 адмирал Филлипс сообщил Адмиралтейству, что с наступлением сумерек 8 декабря собирается выйти в море, чтобы не быть атакованным прямо в гавани. Расстояние от Сингапура до Кота-Бару по морю составляет около 350 миль, однако добраться сюда Филлипс рассчитывал только днём 10 декабря. Таким образом, путь до противника должен был занять не менее полутора суток, хотя полным ходом линкоры могли достичь места высадки японцев за 13 часов. Видимо, британский командующий решил дождаться прояснения обстановки: он сообщил, что перед атакой рассчитывает получить данные о противнике от воздушной разведки.
В результате японцы оказались дезориентированы: днём 8 декабря их воздушные разведчики безуспешно искали в море вражеские линкоры, чтобы понять, куда же идёт «Соединение Z». Более того, утром 9 декабря базовый разведчик Мицубиси Ki-15 доложил о том, что линкоры Филлипса все ещё находятся в гавани! Командовавший приданной Одзаве флотской авиацией контр-адмирал Мацунага даже предложил устроить воздушный налёт на гавань Сингапура, чтобы уничтожить линкоры прямо там.
Днём 8 декабря вице-маршал Пулфорд получил от Филлипса три запроса:
-
-
- днём 9-го провести воздушную разведку в 100 милях к северу от «Соединения «Z»;
- утром 10-го провести разведку побережья в районе Сингоры и Патани;
- с рассветом 10-го обеспечить британским кораблям воздушное прикрытие в районе от Кота-Бару до Сингоры.
-
В 15:00 Пулфорд ответил, что разведку у Сингоры провести не сможет, а обеспечить воздушное прикрытие не в состоянии «из-за больших потерь». На самом деле он просто не имел информации о состоянии своих сил на севере Малайи и не желал рисковать самолётами с южных аэродромов. В действительности все аэродромы были целы. Даже аэродром Кота-Бару, оказавшийся в зоне высадки вражеского десанта, был оставлен только 9 декабря в 16 часов — после того, как к нему подошли японские войска. Все исправные машины с него (пять «Гудзонов» и семь «Вайлдбистов») благополучно перелетели в Куантан. По некоторым данным, губернатор Сингапура Томас Шентон потребовал сосредоточить для обороны базы все воздушные силы.
Встревоженный Филлипс отправил в штаб ВВС своего представителя капитана Белла, чтобы убедить Пулфорда, что воздушное прикрытие является решающим для успеха всей операции — как будто маршал сам этого не понимал. Однако Пулфорд вновь заявил, что выделить истребители не может. По свидетельству начальника штаба «Соединения Z» кэптена Л.Х. Белла, получив это известие, Филлипс пожал плечами и сказал: «Ну, мы всё равно должны идти без этого».
Как мы помним, у Пулфорда имелся 91 исправный истребитель «Буффало», из них 60 — в первой линии. Эти самолёты были распределены по четырем эскадрильям: 21-й и 453-й австралийским, 243-й и 488-й новозеландским. Из них три последних располагались в Сингапуре, занимаясь обороной главной базы, и можно понять нежелание командующего ВВС снимать их с этой задачи и перебрасывать за полтысячи километров на другой край Малайи. Однако 21-я истребительная эскадрилья находилась на севере Малайи в Сунгей-Патани, в 180 км от Сингоры и Кота-Бару — для выполнения просьбы Филлипса её не требовалось никуда перебрасывать. При этом использование для подскока аэродромов в Гонг-Кеда, Алор-Стар и возле Кота-Бару, а также пустых площадок в Джаби и Мачанге могло сильно увеличить радиус действия истребителей над Сиамским заливом.
Наконец, в распоряжении Пулфорда имелась 27-я эскадрилья тяжёлых истребителей на «Бленхеймах», по счастливому стечению обстоятельств размещавшаяся в том же Сунгей-Патани. В самом крайнем случае для прикрытия кораблей в море можно было использовать 60-ю и 62-ю бомбардировочные эскадрильи «Бленхеймов» из Куантана и Алор-Стара соответственно.
Таким образом, Пулфорд мог обеспечить «Соединению Z» прикрытие как минимум двумя истребительными эскадрильями, причём одной — на двухмоторных машинах большого радиуса действия. Все упомянутые эскадрильи к вечеру 8 декабря были ещё вполне боеспособны. Отказ от организации воздушного прикрытия эскадры Филлипса был вызван отсутствием управления авиацией Малайи и воинской дисциплины у её командования.
Забегая вперёд, отметим, что позднее для поддержки «Соединения Z» всё же выделили 453-ю истребительную эскадрилью, которая должна была отправиться по вызову с кораблей. Однако в ней было всего 11 самолётов, она прибыла слишком поздно и никак не смогла повлиять на события. Нельзя сказать, что в критический момент «в кузнице не оказалась гвоздя», как в старой английской считалке. «Гвоздь» был — но его на всякий случай решили приберечь.
Литература
-
-
- И.В. Можейко. Западный ветер — ясная погода. Юго-Восточная Азия во Второй мировой войне. М.: Наука, 1984
- В. Кофман. Флагманы британского флота. Линкоры типа «Кинг Джордж V». М.: Яуза, Эксмо, 2015
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- Дж. Батлер, Дж. Гуайер. Большая стратегия. Июнь 1941-август 1942. М.: Воениздат, 1967
- С.Э. Морисон. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941-апрель 1942. М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 2002
- Стивен Роскилл. Флот и война. М.: Воениздат, 1967
- [П.] С. Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
- Т. Хаттори. Япония в войне. 1941-1945. М.: Воениздат, 1973
- Jan Morris. Farewell the Trumpets: An Imperial Retreat. Book 3. Covering the period 1897 to 1965. Mariner Books, 1980
- Douglas Gillison. Royal Australian Air Force 1939-1942. Australia in the War of 1939-1945 (1962). Canberra: Australian War Memorial
- Andrew Boyd. The Royal Navy in Eastern Waters. Seaforth Publishing, 2017
- Raymond Callahan, «The Illusion of Security: Singapore 1919-42» // Journal of Contemporary History. (April 1974). Sage Publications, Ltd. 9 (2): 69-92
- Martin Middlebrook and Patrick Mahoney. Battleship: The Sinking of the Prince of Wales and the Repulse. New York: Charles Scribner’s Sons, 1979.
- http://www.naval-history.net
- http://www.combinedfleet.com
-
источник: https://warspot.ru/16433-poslednyaya-nadezhda-cherchillya