Андрей Уланов. Последний бой кёльнской «Пантеры»: уникальная кинохроника

15

Андрей Уланов. Последний бой кёльнской «Пантеры»: уникальная кинохроника

Статья Андрея Уланова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Для хорошего солдата удача — оказаться в нужном месте с подходящим оружием, для документалиста — вовремя взять в руки камеру. В случае с танковым боем, который произошёл на исходе войны в Кёльне, эти обстоятельства совпали.

В уникальную кинохронику попал танковый бой, где упорный экипаж немецкой «Пантеры» противостоял американскому «Першингу». Эти кадры были сняты сержантом сигнального корпуса США Джимом Бейтсом.

Мосты через Рейн

В начале марта 1945 года финал войны был уже очевиден: Третий рейх таял, словно ледышка в кипятке. Рейн, деливший Кёльн на восточную и западную части, был рубежом, с помощью которого немецкое командование рассчитывало сдержать наступление. Для этого нужно было пропустить на восточный берег реки отступающие части, и, подорвав мосты, не позволить противнику ворваться следом.

Кёльн со взорванным мостом через Рейн и кафедральным собором

Кёльн со взорванным мостом через Рейн и кафедральным собором

Чтобы прикрыть сапёров, минировавших мосты в Кёльне, на рассвете 6 марта на западный берег Рейна по мосту перешёл небольшой немецкий отряд. Кроме пехотинцев, в отряд входило три танка: PzKpfw IV и две «Пантеры». Мосты через Рейн были взорваны до подхода противника. Группа прикрытия успела уйти, но экипаж одной уцелевшей «Пантеры» по неизвестной причине принял другое решение и остался один на западном берегу.

Смелая «Пантера»

Вошедшая в Кёльн американская 3-я бронетанковая дивизия к этому моменту проделала долгий путь от пляжей Нормандии, разменяв длинный список потерь на боевой опыт. Американцы научились воевать на узких улочках средневековых европейских городов, грамотно взаимодействуя с пехотой. Но тактика, рассчитанная в основном на засевших в домах «фаустников», в Кёльне дала сбой.

Улицы, по которым передвигались американские танки

Улицы, по которым передвигались американские танки

К площади перед собором вели две улицы: Комедиенштрассе и более узкая Марцелланштрассе. Продвигавшейся по Комедиенштрассе паре американских «Шерманов» 32-го танкового полка не повезло. В тоннеле около Кёльнского собора позицию заняла «Пантера», которая не ушла из отрезанной части города.

Двумя снарядами она подбила сначала первый «Шерман», затем второй и сменила позицию — развернулась в сторону Комедиенштрассе. Очевидно, это направление немецкий командир счёл более подходящим и подставил под возможный удар лобовою броню, практически не пробиваемую снарядами «Шерманов». Правда, при этом со стороны другой улицы «Пантера» рисковала получить снаряд в тонкий бортовой лист.

Ещё одним источником опасности для «Пантеры» стали окружавшие собор здания. Без пехотного прикрытия танк был фактически беззащитен: в любой момент в окне соседних зданий мог показаться американский солдат с «базукой» или трофейным «фаустпатроном».

И кёльнская «Пантера» действительно попала «в прицел» американцу, забравшемуся в одно из зданий рядом с собором — сержанту сигнального корпуса США Джиму Бейтсу. Правда, его личное оружие представляло собой 16-мм кинокамеру. Зато второй боец, вместе с кинооператором рассматривавший «Пантеру» из окна массивного особняка Немецкого трудового фронта, был вооружён солиднее: Роберт Эрли командовал одним из новейших танков М26 «Першинг» с 90-мм пушкой, проходивших в 3-й бронетанковой дивизии фронтовые испытания. Именно ему и было поручено уничтожить смелую «Пантеру».

«Пантера» против «Першинга»

Оценив из окна обстановку, Эрли решил выдвигаться по более узкой улице Марцелланштрассе. Первоначально предполагалось, что «Першинг» выкатится из-за угла, остановится и выстрелит в борт «Пантере». Именно такой план изложил танкист кинооператору, договорившись, что тот попытается снять ход боя.

Всё обернулось драматичнее. Как вспоминал наводчик американского танка капрал Клэрэнс Смойер:

«Нам повезло, что наш М4 заменили на М26 «Першинг» с 90-мм пушкой. Мы продвигались, захватывая Кёльн, и были рядом с центром площади перед кафедральным собором, когда один из наших танков, М4 «Шерман», приблизился к центральной площади и был подбит немецкой «Пантерой». Погибли три танкиста. Когда это произошло, нашему экипажу приказали выехать по соседней улице и уничтожить немецкий танк. Выехать на перекрёсток нужно было настолько, чтобы мы смогли выстрелить в борт вражескому танку, у которого орудие смотрело на другую улицу».

Когда «Першинг» выехал на перекрёсток, водитель в перископ увидел орудие «Пантеры», которое поворачивалось в сторону его танка. Чтобы не стать неподвижной целью, «Першинг» выскочил на середину перекрёстка. Наводчик вспоминает, что первый выстрел произвёл в движении:

«Затем мы остановились, и я выстрелил ещё два раза, чтобы убедиться, что они не откроют по нам огонь. Все три наших снаряда пробили броню: один — под орудийной маской и два — в борту. Два снаряда в борт прошли полностью насквозь и вылетели с другой стороны. Ясно, что никто из их экипажа не выжил в этом суровом испытании».

Насчёт числа и мест попаданий капрал был прав, а вот насчёт немецких танкистов — заблуждался. Судя по нечётким кадрам, трое или четверо членов экипажа сумели покинуть подбитую «Пантеру». Дальнейшая их судьба достоверно неизвестна, равно как и их имена. Всё, что осталось, — это 46 секунд эксклюзивной военной кинохроники — последний бой кёльнской «Пантеры».

Источники:

источник: https://warspot.ru/3526-posledniy-boy-kyolnskoy-pantery-unikalnaya-kinohronika

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account