0

В апреле 2008 года в технический музей города Шпейер (Technik Museum Speyer), который находится на юго-западе Германии недалеко от Штутгарта, привезли многоразовый орбитальный космический корабль «Буран».

С прибытием советского челнока директор музея Херманн Лайер сказал, что почувствовал себя охотником, поймавшим самого большого в мире лося. Его можно понять, хотя и до этого в экспонатах его музея значились, в общем-то, «нехилые зверюшки» — железнодорожные локо­мо­тивы, сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры: французский «Конкорд» и российский Ту-144, и даже подводная лодка. А вот космического корабля до сих пор не было. Каким же образом легенда советской космонавтики, самый сложный ее аппарат, который, кстати, так и не побывал на орбите Земли, обрел новых немецких хозяев?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

«Буран» — советский многоразовый космический корабль. Он разрабатывался как ответ на американскую многоразовую космическую систему Space Shuttle, и, в общем-то, как будущий носитель орбитального оружия. Работа по проекту «Энергия-Буран» началась в 1976 г. В ней было задействовано 1286 предприятий Советского Союза, около 2,5 млн человек принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком челночного корабля было специально созданное НПО «Молния». Изготовление аппаратов осуществлял Тушинский машиностроительный завод в Москве. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 г.

Последний путь "Бурана"

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для прочностных, динамических и других испытаний, в том числе летных. После закрытия программы в 1993 г. эти изделия остались на балансе различных производственных объединений и инсти­тутов. Один из таких полноразмерных аналогов «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для летных испытаний и остался в собственности НПО «Молния». В хвостовой части корабля были установлены четыре турбореактивных двигателя, которые позволяли этому «Бурану» взлетать с обычного аэродрома, хотя настоящий космический аппарат такого сделать не мог. На этом «тренажере» учились делать посадку многие космонавты, собранные под программу полетов «Бурана».

Последний путь "Бурана"

В 1995 году НПО «Молния» продало этот «испытательный тренажер», после чего он до 1999 г. радовал глаз москвичей в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В 2000 г. его перевезли в Австралию для демонстрации «Бурана» на Олимпиаде в Сиднее. Затем аппарат передали на время или продали (точно неизвестно) одной сингапурской фирме, которая перевезла его в Бахрейн.

НЕМЕЦКИЕ УСИЛИЯ

В ассоциативных членах технического музея в Шпейере числятся более 2000 человек. Целью этого союза является поиск интересных технических экспонатов и сохранение их для будущих поколений. Музейные фонды пополняются за счет продажи билетов посетителям, а также за счет пожертвований самих членов. После того как в мировые СМИ попали сообщения о прибытии «Бурана» в Австралию, для его приобретения сразу был образован консорциум из активных членов музея, которые не упускали из виду свою цель в течение долгих лет, пока не достигли ее.

Напомню, что вместо возврата на родину челнок прибыл в Манаму, столицу Бахрейна, и демонстрировался там в рамках летнего фестиваля 2002 г. После завершения выставочных мероприятий «Буран» оказался на складской площадке в гавани Манамы.

Немцы провели множество переговоров о покупке летательного аппарата. И после окончания фестиваля музей купил «Буран» у российских владельцев. Но вывоз аппарата не смогли оформить из-за того, что какой-то сингапурский бизнесмен также заявил на него свои права и подал иск в бахрейнский суд. После четырех лет юридических боев (20 заседаний) во всех судебных инстанциях королевства технический музей получил-таки все разрешения.

 МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА «БУРАНА»

Транспортировка космического челнока началась 6 марта 2008 г. в Манаме. От корпуса были отделены крылья и хвостовое оперение. Затем специально нанятая баржа с бортовым краном загружала все узлы в свой трюм, а после перегрузила на палубу океанского судна. После чего экспедиция из Арабского залива направилась по Суэцкому каналу в Средиземное море. Обойдя вокруг Испании, Португалии и Франции, судно пришло в Роттердам. Кстати, в свое время космический челнок транспортировался из Москвы в Казахстан при помощи самого большого в мире самолета-носителя Ан-225 «Мрия». Последний раз он пересекал Европу «на спине» авиалайнера в 1991 г., когда его демонстрировали на Парижском авиашоу.

 ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА

Для того чтобы представлять сложность транспортной операции, сообщу некоторые технические данные космического челнока «Буран». Габаритная длина — 36,37 м; длина корпуса — 30,85 м; максимальный диаметр корпуса — 8 м; размах крыльев — 23,92 м; высота корабля, стоящего на шасси, — 16,35 м; масса челнока — 82 т, а стартовая масса — 105 т. Грузовой отсек «Бурана» рассчитан на 30 т груза. В носовой отсек встроена герметичная кабина, предназначенная для экипажа (до 10 человек) и аппаратуры. Объем кабины превышает семьдесят кубометров.

Кроме корпуса, «Буран» имеет хвост, два треугольных крыла с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элероны и аэродинамический щиток. В конце кормового отсека и передней части корпуса размещены две группы маневровых двигателей. Двигатели «Бурана» не способны развивать достаточную тягу для полета в режиме самолета, и у него только одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляет 300 км/ч, а в атмосфере она доходит до 10 скоростей звука.

 РЕЧНОЕ ПЛАВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО МАКЕТА

2 апреля 2008 г. в голландском порту Роттердам «Буран» встретили представители музея и специалисты компании Kubler Spedition, которым предстояло завершить перевозку космического аппарата и доставить корабль к месту его будущей стоянки. Транспортировка челнока пред­став­ляла собой отдельную инженерную задачу. Логистики немецкой компании разработали опти­маль­ный водно-дорожный маршрут перевозки космического аппарата.

Последний путь "Бурана"

На первом этапе было решено отправить «Буран» на трех баржах вверх по течению Рейна до природной гавани у поселка Альтрхайн, около города Шпейер. Длина водной части маршрута составляла 650 км. Поскольку в конечной точке водного пути погрузка летного макета на автомобили представлялась проблематичной, было решено сначала загрузить на тяжелую речную баржу 18-осный спецтрейлер с балластным тягачом вместе, а затем на них установить фюзеляж «Бурана». Крылья также установили на трейлеры и погрузили на понтоны поменьше. Таким образом буксир тянул по Рейну сцепку из трех барж с корпусом и приставленными крыльями летательного аппарата, а также тяжелым автопоездом фирмы Kubler Spedition.

Последний путь "Бурана"Последний путь "Бурана"Последний путь "Бурана"

Во время речной перевозки экспедиция была оснащена системой определения местоположения, поэтому любой желающий мог через Интернет узнать, где в данный момент находится экзо­ти­ческий груз. Интерес к этому событию был так огромен, что увидеть плывущий по реке «Буран» приезжали тысячи любопытных со всей Европы. Но больше всех повезло жителям городов Дуйсбург, Дюссельдорф, Кельн, Бонн, Кобленц, Майнц и Мангейм, мимо которых проплыл космический аппарат.

 ДОРОЖНЫЙ БУКСИР TITAN

Спецперевозчики немецкой фирмы Kubler Spedition располагают целым парком мощных тяжеловозов Mercedes-Benz Actros SLT 4160 8×6/4, доработанных небольшой немецкой компа­нией Titan. Этот специализированный четырехосный балластный тягач колесной формулы 8х6 специалисты из Titan изготавливают путем дооснащения серийного тягача 6х6. Полученный тяжеловоз предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 500 т и может использо­ваться при выполнении очень сложных транспортных операций.

Последний путь "Бурана"

Автомобиль комплектуется 8-цилиндровым 16-литровым двигателем Mercedes-Benz OM 502 LA V8 мощностью 447 кВт (609 л.с.) с максимальным крутящим моментом 2400 Н×м при 1080-1800 об/мин. Мотор соответствует требованиям стандарта Евро-5, для чего оснащен системой BlueTec 5. Для охлаждения силового агрегата используется самый большой по площади радиатор, который сегодня есть в линейке изготовителя. Двигатель агрегатируется с 16-ступенчатой механической коробкой передач Mercedes-Benz G 240 с усилителем крутящего момента WSK 400 и ретардером. Кроме этого, грузовик оснащен двумя распределительными коробками Mercedes-Benz VG 2400-3W с функцией уменьшения крутящего момента. Эта система позволяет избежать переключения передачи на скользком участке дороги или бездорожье.

Четырехосное шасси тягача имеет три ведущих моста, два из которых управляемые. По сравне­нию с автомобилем колесной формулы 8×4 этот тяжеловоз обладает значительно большим уровнем тяги, особенно заметным на строительной площадке или грунтах с плохой несущей способностью.

Поскольку кабина Actros 4160 SLT 8×6/4 L имеет пневмоподвеску, каждая из трех ведущих осей получила от Titan дополнительный рессорный лист для повышения жесткости подвески. Передняя ось обладает нагрузочной способностью 9 т. Второй подъемный управляемый мост с пневмо­подвеской, встраиваемый в грузовик на «Титане», может нагружаться до 8 тонн. У каждой из ведущих осей грузоподъемность 13 т.

За кабиной расположены 900-литровый топливный бак, аккумуляторные батареи, ресиверы воздушной системы и охладитель масляной системы. Дело в том, что масло, находящееся в трансмиссии, распредкоробках и сцеплении, сильно нагревается при невысоких скоростях движения. Поэтому надежное охлаждение масла при помощи специального радиатора и вентилятора с гидравлическим приводом обеспечивает надежную работу всего автомобиля.

 НАЗЕМНЫЙ ПУТЬ «БУРАНА»

На лесистом берегу Рейна у поселка Альтрхайн, где должен был состояться съезд «Бурана» на землю, заблаговременно провели подготовительные работы. Для этого часть деревьев пришлось вырубить и установить алюминиевые настилы на землю. К прибытию космического корабля арендовали мощный телескопический кран, который и переместил части челнока на берег. На рассвете 12 апреля, в День российской космонавтики, специалисты команды Kubler Spedition начали подготовку к последнему этапу перевозки макета «Бурана», на сей раз — сухопутному. Транспортникам предстояло доставить ответственный груз до подготовленной площадки, преодолев трехкилометровый участок пути от берега Рейна до технического музея.

Конвой, сопровождаемый полицией, состоял из автопоезда в составе тяжеловоза Actros SLT 4160 8×6/4 с 18-осным трейлером и 70-тонным фюзеляжем; тяжелых грузовиков Actros SLT 4160 8×4 и Actros 3353 AS, загруженных крыльями, и «легкого» автомобиля Actros 2658 LS с хвостом аппарата.

Последний путь "Бурана"

Фюзеляж «Бурана» имел очень высокий центр тяжести, что создавало большой риск опрокидывания на поворотах. Поэтому поперечный наклон груза постоянно контролировался электронным устройством трейлера.

Последний путь "Бурана"Последний путь "Бурана"Последний путь "Бурана"

В итоге все закончилось благополучно. Толпа из 15 000 зрителей встретила прибывшую автоколонну. Для суперэкспоната построят специальный зал высотой 22 м и площадью 9000 м². Как только основание нового павильона будет готово, фюзеляж «Бурана» переместят в зал и соединят его с крыльями и хвостовым оперением. Руководство музея планирует завершить все работы до середины этого лета.

Последний путь "Бурана"

 Подсчитав сумму затрат, немецкий музей сообщил, что вся смета расходов достигла почти 10 млн евро.

© www.autotruck-press.ru


Источник: http://www.autotruck-press.ru/articles/419/

 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account