В апреле 2008 года в технический музей города Шпейер (Technik Museum Speyer), который находится на юго-западе Германии недалеко от Штутгарта, привезли многоразовый орбитальный космический корабль «Буран».
С прибытием советского челнока директор музея Херманн Лайер сказал, что почувствовал себя охотником, поймавшим самого большого в мире лося. Его можно понять, хотя и до этого в экспонатах его музея значились, в общем-то, «нехилые зверюшки» — железнодорожные локомотивы, сверхзвуковые пассажирские авиалайнеры: французский «Конкорд» и российский Ту-144, и даже подводная лодка. А вот космического корабля до сих пор не было. Каким же образом легенда советской космонавтики, самый сложный ее аппарат, который, кстати, так и не побывал на орбите Земли, обрел новых немецких хозяев?
НЕМНОГО ИСТОРИИ
«Буран» — советский многоразовый космический корабль. Он разрабатывался как ответ на американскую многоразовую космическую систему Space Shuttle, и, в общем-то, как будущий носитель орбитального оружия. Работа по проекту «Энергия-Буран» началась в 1976 г. В ней было задействовано 1286 предприятий Советского Союза, около 2,5 млн человек принимали участие в создании этой системы. Головным разработчиком челночного корабля было специально созданное НПО «Молния». Изготовление аппаратов осуществлял Тушинский машиностроительный завод в Москве. Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 г.
В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для прочностных, динамических и других испытаний, в том числе летных. После закрытия программы в 1993 г. эти изделия остались на балансе различных производственных объединений и институтов. Один из таких полноразмерных аналогов «Бурана», имевший обозначение БТС-002, был изготовлен для летных испытаний и остался в собственности НПО «Молния». В хвостовой части корабля были установлены четыре турбореактивных двигателя, которые позволяли этому «Бурану» взлетать с обычного аэродрома, хотя настоящий космический аппарат такого сделать не мог. На этом «тренажере» учились делать посадку многие космонавты, собранные под программу полетов «Бурана».
В 1995 году НПО «Молния» продало этот «испытательный тренажер», после чего он до 1999 г. радовал глаз москвичей в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького. В 2000 г. его перевезли в Австралию для демонстрации «Бурана» на Олимпиаде в Сиднее. Затем аппарат передали на время или продали (точно неизвестно) одной сингапурской фирме, которая перевезла его в Бахрейн.
НЕМЕЦКИЕ УСИЛИЯ
В ассоциативных членах технического музея в Шпейере числятся более 2000 человек. Целью этого союза является поиск интересных технических экспонатов и сохранение их для будущих поколений. Музейные фонды пополняются за счет продажи билетов посетителям, а также за счет пожертвований самих членов. После того как в мировые СМИ попали сообщения о прибытии «Бурана» в Австралию, для его приобретения сразу был образован консорциум из активных членов музея, которые не упускали из виду свою цель в течение долгих лет, пока не достигли ее.
Напомню, что вместо возврата на родину челнок прибыл в Манаму, столицу Бахрейна, и демонстрировался там в рамках летнего фестиваля 2002 г. После завершения выставочных мероприятий «Буран» оказался на складской площадке в гавани Манамы.
Немцы провели множество переговоров о покупке летательного аппарата. И после окончания фестиваля музей купил «Буран» у российских владельцев. Но вывоз аппарата не смогли оформить из-за того, что какой-то сингапурский бизнесмен также заявил на него свои права и подал иск в бахрейнский суд. После четырех лет юридических боев (20 заседаний) во всех судебных инстанциях королевства технический музей получил-таки все разрешения.
МОРСКАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА «БУРАНА»
Транспортировка космического челнока началась 6 марта 2008 г. в Манаме. От корпуса были отделены крылья и хвостовое оперение. Затем специально нанятая баржа с бортовым краном загружала все узлы в свой трюм, а после перегрузила на палубу океанского судна. После чего экспедиция из Арабского залива направилась по Суэцкому каналу в Средиземное море. Обойдя вокруг Испании, Португалии и Франции, судно пришло в Роттердам. Кстати, в свое время космический челнок транспортировался из Москвы в Казахстан при помощи самого большого в мире самолета-носителя Ан-225 «Мрия». Последний раз он пересекал Европу «на спине» авиалайнера в 1991 г., когда его демонстрировали на Парижском авиашоу.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА
Для того чтобы представлять сложность транспортной операции, сообщу некоторые технические данные космического челнока «Буран». Габаритная длина — 36,37 м; длина корпуса — 30,85 м; максимальный диаметр корпуса — 8 м; размах крыльев — 23,92 м; высота корабля, стоящего на шасси, — 16,35 м; масса челнока — 82 т, а стартовая масса — 105 т. Грузовой отсек «Бурана» рассчитан на 30 т груза. В носовой отсек встроена герметичная кабина, предназначенная для экипажа (до 10 человек) и аппаратуры. Объем кабины превышает семьдесят кубометров.
Кроме корпуса, «Буран» имеет хвост, два треугольных крыла с двойной стреловидностью, а также аэродинамические органы управления, работающие при посадке после возвращения в плотные слои атмосферы — руль направления, элероны и аэродинамический щиток. В конце кормового отсека и передней части корпуса размещены две группы маневровых двигателей. Двигатели «Бурана» не способны развивать достаточную тягу для полета в режиме самолета, и у него только одна попытка для захода на посадку. При посадке скорость составляет 300 км/ч, а в атмосфере она доходит до 10 скоростей звука.
РЕЧНОЕ ПЛАВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО МАКЕТА
2 апреля 2008 г. в голландском порту Роттердам «Буран» встретили представители музея и специалисты компании Kubler Spedition, которым предстояло завершить перевозку космического аппарата и доставить корабль к месту его будущей стоянки. Транспортировка челнока представляла собой отдельную инженерную задачу. Логистики немецкой компании разработали оптимальный водно-дорожный маршрут перевозки космического аппарата.
На первом этапе было решено отправить «Буран» на трех баржах вверх по течению Рейна до природной гавани у поселка Альтрхайн, около города Шпейер. Длина водной части маршрута составляла 650 км. Поскольку в конечной точке водного пути погрузка летного макета на автомобили представлялась проблематичной, было решено сначала загрузить на тяжелую речную баржу 18-осный спецтрейлер с балластным тягачом вместе, а затем на них установить фюзеляж «Бурана». Крылья также установили на трейлеры и погрузили на понтоны поменьше. Таким образом буксир тянул по Рейну сцепку из трех барж с корпусом и приставленными крыльями летательного аппарата, а также тяжелым автопоездом фирмы Kubler Spedition.
Во время речной перевозки экспедиция была оснащена системой определения местоположения, поэтому любой желающий мог через Интернет узнать, где в данный момент находится экзотический груз. Интерес к этому событию был так огромен, что увидеть плывущий по реке «Буран» приезжали тысячи любопытных со всей Европы. Но больше всех повезло жителям городов Дуйсбург, Дюссельдорф, Кельн, Бонн, Кобленц, Майнц и Мангейм, мимо которых проплыл космический аппарат.
ДОРОЖНЫЙ БУКСИР TITAN
Спецперевозчики немецкой фирмы Kubler Spedition располагают целым парком мощных тяжеловозов Mercedes-Benz Actros SLT 4160 8×6/4, доработанных небольшой немецкой компанией Titan. Этот специализированный четырехосный балластный тягач колесной формулы 8х6 специалисты из Titan изготавливают путем дооснащения серийного тягача 6х6. Полученный тяжеловоз предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 500 т и может использоваться при выполнении очень сложных транспортных операций.
Автомобиль комплектуется 8-цилиндровым 16-литровым двигателем Mercedes-Benz OM 502 LA V8 мощностью 447 кВт (609 л.с.) с максимальным крутящим моментом 2400 Н×м при 1080-1800 об/мин. Мотор соответствует требованиям стандарта Евро-5, для чего оснащен системой BlueTec 5. Для охлаждения силового агрегата используется самый большой по площади радиатор, который сегодня есть в линейке изготовителя. Двигатель агрегатируется с 16-ступенчатой механической коробкой передач Mercedes-Benz G 240 с усилителем крутящего момента WSK 400 и ретардером. Кроме этого, грузовик оснащен двумя распределительными коробками Mercedes-Benz VG 2400-3W с функцией уменьшения крутящего момента. Эта система позволяет избежать переключения передачи на скользком участке дороги или бездорожье.
Четырехосное шасси тягача имеет три ведущих моста, два из которых управляемые. По сравнению с автомобилем колесной формулы 8×4 этот тяжеловоз обладает значительно большим уровнем тяги, особенно заметным на строительной площадке или грунтах с плохой несущей способностью.
Поскольку кабина Actros 4160 SLT 8×6/4 L имеет пневмоподвеску, каждая из трех ведущих осей получила от Titan дополнительный рессорный лист для повышения жесткости подвески. Передняя ось обладает нагрузочной способностью 9 т. Второй подъемный управляемый мост с пневмоподвеской, встраиваемый в грузовик на «Титане», может нагружаться до 8 тонн. У каждой из ведущих осей грузоподъемность 13 т.
За кабиной расположены 900-литровый топливный бак, аккумуляторные батареи, ресиверы воздушной системы и охладитель масляной системы. Дело в том, что масло, находящееся в трансмиссии, распредкоробках и сцеплении, сильно нагревается при невысоких скоростях движения. Поэтому надежное охлаждение масла при помощи специального радиатора и вентилятора с гидравлическим приводом обеспечивает надежную работу всего автомобиля.
НАЗЕМНЫЙ ПУТЬ «БУРАНА»
На лесистом берегу Рейна у поселка Альтрхайн, где должен был состояться съезд «Бурана» на землю, заблаговременно провели подготовительные работы. Для этого часть деревьев пришлось вырубить и установить алюминиевые настилы на землю. К прибытию космического корабля арендовали мощный телескопический кран, который и переместил части челнока на берег. На рассвете 12 апреля, в День российской космонавтики, специалисты команды Kubler Spedition начали подготовку к последнему этапу перевозки макета «Бурана», на сей раз — сухопутному. Транспортникам предстояло доставить ответственный груз до подготовленной площадки, преодолев трехкилометровый участок пути от берега Рейна до технического музея.
Конвой, сопровождаемый полицией, состоял из автопоезда в составе тяжеловоза Actros SLT 4160 8×6/4 с 18-осным трейлером и 70-тонным фюзеляжем; тяжелых грузовиков Actros SLT 4160 8×4 и Actros 3353 AS, загруженных крыльями, и «легкого» автомобиля Actros 2658 LS с хвостом аппарата.
Фюзеляж «Бурана» имел очень высокий центр тяжести, что создавало большой риск опрокидывания на поворотах. Поэтому поперечный наклон груза постоянно контролировался электронным устройством трейлера.
В итоге все закончилось благополучно. Толпа из 15 000 зрителей встретила прибывшую автоколонну. Для суперэкспоната построят специальный зал высотой 22 м и площадью 9000 м². Как только основание нового павильона будет готово, фюзеляж «Бурана» переместят в зал и соединят его с крыльями и хвостовым оперением. Руководство музея планирует завершить все работы до середины этого лета.
Подсчитав сумму затрат, немецкий музей сообщил, что вся смета расходов достигла почти 10 млн евро.
Источник: http://www.autotruck-press.ru/articles/419/